Звезды падают в августе. Часть 10

Ирена Панченко
Борис. Собрались?
Нина. Вот Павлик придёт — и будут все.
Борис. Чего ждать, если человек понятия не имеет. Сядем за стол. А придёт, так придёт.
Нина. Горит, что ли? Всё ж первый раз у него...
Марина(громко). Вера! Хватит тебе возиться. Готовишь, как на свадьбу.
Вера (из-за двери.) Я — что? Вас жду. И мясо скоро дойдёт.
Борис. Что стоять? В ногах правды нет. Я сюда, где помягче. (Садится на диван.) А ты выбирай, Коля.
Николай. Сам лучшее место отхватил. Выбирай, говорит. Да сиди, сиди. Мы здесь, да, Мариш?
Борис. А то давай Марину сюда, место есть. Эх, люблю ядрёных.
Марина. В чужую жену всегда чёрт ложку мёда вольёт. Правда, Борис? Нет, уж я рядом со своим сяду.

           Рассаживаются.
Борис. Ну, что так сидеть? Давайте, пока ждём, по маленькой. А, Николай? Дамочки, кто с края? Ну! За бутылкой.
Нина. Всё на столе.
Борис. Нет, как же так? За стол сели - и на тебе... Я думал - шутка. Это уже перебор. Кто не умеет — не надо. (Громко.) Вера! Если нет, так я слетаю. Для аппетиту.
Вера вносит блюдо с салатом.

Борис. Вера, как же так можно — праздничный стол и без бутылки!
Вера. Так перестал ведь. Сказал, чтоб и не пахло.
Борис.Мы-то при чём? Да, Николай? И его сейчас нет... Мы-то чего? Пить надо умеючи. А, Николай?
Николай. Мне нельзя. Я за рулём.
Марина. И тебе, Борис, пора остановиться.
Борис. Я что? Разве, когда пил? Так, по рюмочке. Про меня никто не скажет.
Нина. Хватит, уймись. Не порть настроение.
Марина. Ну что, начнем? Есть хочу!

          Приступает к еде.
Борис. Где там пиво было? (Наливает, держит в руке фужер.) Ну, чтоб дорога вам гладкой была. (Пьёт.)
Вера. Ровная. И чтоб ремонту не было.
Николай. Вот-вот. Главное.
Мимо окон проходит Павел. Марина заметила его, встает, чтобы
выйти.
Возле дома. На пороге дома появляется Марша. Павел увидел её,
медленно приближается.
Марина. Душно. В доме совсем нечем дышать. Тебя увидела, вышла. Уезжаем. Давай, Пашка, поговорим, хоть на прощание. По-человечески и без людей. Чай, мы ж родные. Ты не обижайся за тот разговор у Нины, ладно? Сам знаешь, заводная я... с детства...
Павел. Били мало.
Марина. Я серьезно.
Павел. И я серьезно.
Марина. Вот ты опять... Я же как лучше хочу. Скажи, за что ты всю жизнь меня ненавидишь? Нину любишь, а меня ненавидишь?
Павел. Ненавижу.


Марина (всё же не ожидала такого ответа; после молчания). За что?
Павел. А вроде не знаешь?
Марина. Откуда? Что жизнь у меня сложилась, а у тебя нет...
Павел. Дура.
Марина. А что ещё? Я тебе зла не делала. Наоборот, сколько ездим — всё вожу. Вон и костюмы Колины, и свои. И для детей.
Павел. А ты опись веди... Пригодится, когда в рай стучаться будешь. Только туда не пускают... с черной душой.
Марина. Слушай, ведь как с человеком хотела. Снова на год расстаемся.
В комнате за столом раздается громкий смех. Марина прислушивается. После паузы.

Марина. Понять хочу: за что?
Павел(глухо). За неё...
Марина. Нину?
Павел. Ниной не прикрывайся. Ей тоже от тебя досталось... Ну¬жен ей твой Николай... фросю вспомни.
Марина. Давно в земле сгнила. А ты всё туда смотришь. Людям жизнь портишь...
Павел. Хочу, чтоб и ты... хоть раз туда заглянула.
Марина(нервничает). А что? Что я там увидеть должна? Ну, дружили мы с ней, дружили. А за другое я не отвечаю. Каждый сам по себе.
Павел. Ты ж её толкнула...


Марина. Я? Спятил! Весь город про неё знает. А я на фронте. Ветеран войны. И с мужем на фронте поженились.
Павел. Передо мной-то... Всю жизнь за него пряталась. А что до него — вспомни...
Марина (повышая голос). Что? Что я тебе должна?
Павел. Мне ничего. Ей - всю жизнь.
Марина. Кому? фроське твоей, сучке?
Павел. Молчи! Убью! С офицерьем немецким кто шашни завёл? И на их вечеринку кто зазвал? Помнишь? Дом на Стрелковой улице? Она ведь не шла, а тебе горело... Одной-то вроде не с руки. Ты ж напела, что они благородные, не тронут. Зато лекарства для Фросиной матери достанешь.
Марина(медленно). Откуда? Нет... Нет! Не было такого!
Павел. Было. Дальше сама?

Марина качает головой.
Марина. Всю жизнь сочиняешь. Кто поверит?
Павел. А мы с тобой одни.
Марина. Я на фронт ушла. А что она творила — весь город знает.
Павел (жёстко). После той ночи, когда вас по комнатам развели.
Марина. А мне откуда было знать, что так будет? Из-за неё всё. Лекарства ей... Вот с нее и спрашивай. Я ей предлагала... со мной, а она осталась. Понравилось, видно.
Павел. Молчи!
Марина. Что, не так?
Павел. А мать? Ты - бросила б!
Марина. Мать всё равно умерла. Всю жизнь оправдывал! Всех, кроме меня... (После молчания.) Откуда тебе?.. Она и я. Ни од¬на душа не знала.


Павел. С того света.
Марина. Врёшь! Придумываешь! И ты всю жизнь знал? И молчал?.. И Нина тоже знает? Ну говори же!
Павел. Ничего ты не поняла!
Марина. Вот что, брат, ошибки молодости я войной смыла. И ты мне не судья. И она — тоже. Я всю жизнь... по кирпичикам складывала... Дети выросли. Кто хоть слово худое про меня скажет? Молчи! Ты — единственный! Да никто не поверит!
В комнате снова смех, все задвигали стульями, встали, направляются во двор.
(Заглядывает в окно, Павлу). Молчи! Иначе вот этими руками...
Ты же меня знаешь!


В дверях появляются Борис и Николай. Марина отпрянула от
Павла, пытается улыбнуться.
Николай. О, Павел! Мы уж тебя заждались.
Борис. Гости собрались, а хозяина нет... Прошли времена... Соберёмся, посидим, по рюмочке, конечно, песню споём. Какие песни пели! (Запевает.) «Есть на Волге утес...» (Закашлялся.) Э, голос не тот... После водочки поётся. А так... какой интерес... Да, прошли времена.
Николай (достает сигареты.) Павел, по одной затянемся?
            Выходит Нина.
Нина. И мне.
Борис. Николай, не давай ей! Ведь говорит — не курит. А папиросы то в банке какой, то в духовке. В кладовку спрячется. А дым-то не спрячешь. С войны мучаюсь.
Николай. Ладно, разреши уж сегодня. Расстаёмся на целый год. (Смотрит на Павла, Марину.) А чего вы молчаливые? Что опять?
Марина. С чего ты взял?
Павел. Устал. (Скрывается в доме.)

          Из дома выглядывает Вера.
Вера. Я думала, они проветриваются, а они дымят. Ну что, за стол? Павлик пришёл.
         Из-за угла дома появляется запыхавшийся Колюн. Не ожидая сразу увидеть гостей, растерялся.
Колюн. Ага. (Сорвал кепку с головы) Здрасьте! Добрый вечер!
Вера. (идёт к нему). Только этого не хватало! Нет Павла. Нет!
Колюн. Как нет? Сам видел — домой подался.
Вера. А я говорю: нет. Дайте человеку покой.
Николай. Погоди, Вера. Человек зачем-то пришел.
Вера. Павел перестал к ним ходить, так они теперь домой повадятся.
Колюн (с достоинством). Ничего я не поважусь. Поздравлю и уйду. Как бы там Пашка ни говорил, а я друг. Вот... И горжусь, потому как друг.

(Вере.) А если ты по части, чтоб выпить, так вот: не пью я больше!
Вера. О! С каких пор? Ты мне зубы не заговаривай. Знаю вас.
Колюн. Нужно мне больно. Я и Пашке так скажу: не пью. Решил, чтоб друга не позорить.
Нина. Вера, ну что ты там держишь у калитки? Пусть проходит.
Марина(оживляясь). А ведь это Колюн, правда?
Николай. Откуда ты знаешь?
Борис. А кто его не знает?
Марина. Проходи, Колюн, чего стоишь?
Колюн (обходит Веру). А сам-то где? Думаю, чего завтра ждать? Дорога ложка к обеду. Думаю, первым поздравлю. А тут... Всё равно — от всей души, так сказать. Никто не забыт, и ничто не забыто. (Расчувствовался.) Счастливый я сегодня. Всех поздравляю. Присоединяюсь, так сказать.


                Окончание следует