Как рыбаки сетями рыбку половили...

Попова Марина
Южные моря и пальмы с обезьянами для Виктора были куда притягательнее комаров на берегу одного из многочисленных озер в северной тайге Ленинградской области.  Друзьям пришлось немало приложить сил, чтобы вытащить друга на рыбалку.

Сегодня Виктору явно везло: заглянул в кусты поесть чернику, а оттуда навстречу ему вывалилась крупная утка. Вразвалочку, не обращая на него никакого внимания, она важно прошествовала метров десять до берега. Тяжело плюхнулась в воду и медленно поплыла прочь. Кусты черничника шевелились – уток семь, а то и больше, лакомились ягодой.

- Герды моей на них нет! Быстро бы всех переловила! – воскликнул Виктор.
Друзья добродушно над ним посмеивались – видишь, и утки тебя не боятся, лови их руками, проявляй фантазию, как Мюнхгаузен. 

С сетями управились до темноты. Разомлев от жара горящих поленьев, любуясь бликами огня на поверхности озера от закатных лучей солнца и пламени костра, рыбаки, сидя на раскладных стульчиках, пили обжигающий ароматный чай с местными таежными травами, да неспешно рассказывали друг другу разные байки.
- Прежде, помнится, в этих местах не было гнуса, – сказал Виктор, отмахиваясь веткой от комаров.

- Да, после пожаров в тайге с десяток лет они здесь не водились, – подхватил Василий, переходя со стулом на другое место подальше от дыма. – В прошлом году, как Мамай, прошла стая кабанов. Перерыла все грибницы, смешала их с землей.  Благо хоть эта часть черничника уцелела, - продолжал он, показывая рукой на кустарник, в котором днём видели уток. - Теперь в этих местах несколько лет ни грибов, ни ягод не будет.  Кабаны ушли, а тучи мошек и комаров остались, да ещё - бесплодная земля. Вот такие дела.

- Не только гнус, но и лосинные вши появились, – дополнил Юрий, тоже меняя место. – Жаль, что грибницы пропали. Какие отменные лисички мы здесь собирали! А какой был брусничник!

- Хорошо, что не взял с собой Герду, - произнес Кирилл, обращаясь к Виктору. - Охотники сказывают, большая собачья стая объявилась в этих местах. –

- Жили себе, жили с людьми, и на тебе, одичали так, что в тайге в стаи сбиваются!  Инстинкт стаи, видать, срабатывает, – задумчиво сказал Роман.

- Думаю, не в инстинкте дело. Не от хорошей жизни собаки в тайгу уходят. Хозяева побросали их, вот и выживают вместе. Больше всех в этом повинны дачники. Летом заводят собак, а зимой выгоняют на улицу. Куда там! В свою благоустроенную квартиру везти какую-нибудь вонючую бездомную дворнягу. Эстеты! – презрительно сказал Василий, энергично вытряхивая из кружки травяной чай на землю.
- Таких деятелей хорошо бы наказывать законом, что друзей своих бросают! - добавил Юрий.

- Кто бы только такой закон придумал! – подхватил идею Роман. -  Да попробуй докажи, что пёс не сам сбежал, а человек его бросил. А так, было бы классно!
- Дикие собаки невероятно умны. Загонят человека на дерево, а сами отойдут на расстояние выстрела. Они знают, сколько выстрелов подряд из ружья может сделать охотник. Огня не боятся, ни красных флажков, что на волков выставляют. – Прервал свое молчание Олег. – Все слабые места у людей знают.

- Был у меня однажды случай на дороге, – неспешно начал рассказывать Юрий, палкой шевеля догорающие поленья. - Работал я в те времена водителем на рейсовом автобусе: Лосево – Кузнечное. Еду около одиннадцати вечера последним рейсом в Кузнечное – ночь, на небе ни облачка - звезды и полная луна.  Выключил дальний свет – и так светло – белый снег кругом да луна - еду на ближнем. Автобус пустой. Дорога безлюдная, в это время часами ни одной машины не встретишь. Случалось зимой, машина сломается, люди замерзали, не дождавшись помощи. Смотрю, с берега озера по глубокому снегу сквозь редкий березняк на дорогу лось ломится. Подбежал прямо к автобусу. Туша – килограмм восемьсот! Прижался к борту автобуса – сантиметрах в пятнадцати, и бежит. Вижу – лось устал, я сбавил скорость до сорока. В зеркала гляжу – собаки! С яростным лаем мчат следом за автобусом. Собак десятка два, не меньше. Я включил сирену – ревуна, такие на кораблях ставят. Волнами ревут. Собаки шарахнулись в стороны. А лось ничего себе, бежит около автобуса, не пугается, видать, понимает.  Несколько раз ревуном отпугивал собак пока не отстали. Лось ещё километров с десяток бежал рядом. Отдохнул. Головой махнул в знак благодарности, да через заснеженный кустарник ломанулся обратно к озеру.

- Лоси всегда выходят к людям в минуту опасности, – пояснил Роман.
Только он договорил, как вдали послышался волчий вой.
- Похоже, лося гонят, – задумчиво произнес кто-то.

Костер догорал.
- Подбросить сушняка что ли? – спросил Виктор.
 - На боковую пора -  утром рано вставать, – отговорил его Василий.

Тут в лесу раздался страшный треск. Огромный лось, с шумом ломая густой высокий кустарник и небольшие деревья, вылетел на поляну. Сиганул через догорающий костер, чуть не опрокинув со стульев мужиков, обомлевших от изумления, и скрылся в лесу.

- Лёгок на помине! – произнёс кто-то.
В этот момент на поляну, разгоряченные погоней, выбежали волки. Увидев людей, они остановились, вздыбив шерсть, зловеще оскалились. Забыв о погоне, звери угрожающе завыли в сторону людей.
 
Через несколько мгновений все рыбаки сидели на деревьях… Взлетели на макушки соседних елей и сосен, яко птицы! Стая из десяти волков еще некоторое время походила вокруг деревьев с людьми. Подняв головы вверх, волки, глядя на людей, сидевших на ветках деревьев, пугающе скалились и выли. Затем, вспомнив о лосе, продолжили погоню, скрывшись в тайге. Рыбаки на деревьях дрожали, сучья под ними трещали. Казалось, не будет конца-краю этой ужасной ночи...

Долго еще на берегах озера слышался вой. А рыбаки с испугу так и просидели на деревьях несколько часов почти до самого утра, переговариваясь, что видать, лось ушел от погони, раз волки продолжают выть.

Не один год друзья, от души хохоча, вспоминали, как Виктора уговорили сетями рыбку половить, а сами от волков на деревьях спасались. А что? Рыбалка в тот раз удалась на славу! Затоварились по полной, как и не мечтали.

С тех пор друзья остерегались приглашать Виктора на рыбалку – пусть себе под пальмами на море загорает со своей четвероногой подругой Гердой.

Да он сам однажды объявился. Всех друзей обзвонил с предложением на охоту отправиться… на волков.

Но это уже другая история.



Фото с сайта
Николай Алексеевич Тищенко