25. Жан-Батист Грёз. Сладострастие

Владимир Морозов 5
ИЗ СБОРНИКА "РАССУЖДЕНИЯ О ЖИВОПИСИ".


            ГЛАВА - 25. ЖАН-БАТИСТ ГРЁЗ. "СЛАДОСТРАСТИЕ".


            18-ый век дал новые термины: классицизм, рококо, сентиментализм. Может быть, не употреблять этих слов, оставить их только специалистам и говорить о картинах без этих терминов? Нет, не получается. У разных художников одной исторической эпохи есть существенное общее, и для того, чтобы его как-то обозначить, не впадая в многословие, проще использовать краткий общепринятый термин.

            В предыдущих текстах уже говорилось, что напрасно художники считают себя главными творцами своих произведений. Это подобно тому, как если бы кончик кисти заявил, что это он создаёт картину. И вот точно так же, как кистью движет художник, так художником двигают настроения эпохи, проистекающие, в свою очередь, из её объективных потребностей.

     Почему в 16-ом веке творили так, в 17-ом - по-другому, а в 18-ом - опять иначе? Почему движение искусства идёт именно в таком направлении, в каком оно идёт, а не в ином? Почему у художников одной эпохи, несмотря на их личную индивидуальность, есть в творчестве явные общие черты? Почему возникающие стили искусства именно таковы? Почему, например, сейчас их понасоздавали такое огромное количество? Конечно, всё это не случайно.



            Я поместил здесь эту картину Грёза не потому, что она мне нравится, - мне такое искусство чуждо, - а для того, чтобы показать на её примере одну из типичных черт искусства 18-го века.

     Потерявшее уже всякую историческую перспективу, но всё еще купающееся в богатстве и власти монархическое дворянство налагало свои вкусы на искусство и тем самым формировало новую художественную моду. По этой моде искусство разлагалось вместе с дворянством.

     Короли предпочитали стиль искусственной строгости, возвышенной парадности, нарочитого благородства. Но в целом изнеженное и пресыщенное высшее сословие требовало от искусства наслаждений, лёгких чувств, грациозной гламурности. Жизненное и психологическое барокко измельчало, опошлилось и пошло в услужение этим вкусам.

     Пышный, искусственный классицизм 18-го века был извращением героической, возвышенной стороны искусства в интересах власть имущих. Извращением же другой, чувственной, стороны искусства стало разложившееся барокко. Такое барокко, в отличие от прежнего, обозначают новым словом - "рококо".

     В рамках рококо было немало художников, эксплуатировавших тему слезливой чувственности, - не просто сентиментализм, а сентиментализм чрезмерно преувеличенный и одновременно примитизированный. К таким художникам относился и Жан-Батист Грёз.


            Могут сказать: но ведь о вкусах не спорят, кому что нравится, пусть будет и такое искусство.

     Но давайте вспомним из прежних глав такие образцы предыдущих веков как "Сотворение Адама" Микеланджело (глава-19), "Портрет юноши" Филиппино Липпи (глава-20), "Отрочество Мадонны" Сурбарана (глава-23). Если посмотреть на изысканное, искусственное "рококо", то разница далеко не в его пользу.

     Конечно, если на каждый вкус смотреть с позиции его носителя, то все вкусы равно правомерны. Но если оценивать искусство с точки зрения соответствия правильному направлению развития человечества, то принять можно далеко не всё.

            
     Читатели скажут: а не слишком ли возносится автор, присваивая себе право судить о том, какое направление человечества правильно, а какое нет?

     Нет, автор не возносится. Он просто высказывает своё мнение.