И. Фадееев Хмурит брови Пиковая дама

Игорь Фадеев 3
                Игорь Фадеев
                Хмурит брови «Пиковая дама»
                (исторический очерк)
     Проходя мимо здания Красногородненской неполной средней школы, что близ Калуги, на какой-то миг я заметил, что в окне   второго этажа мелькнуло сердитое лицо старухи в шелковом чепце. Неужели это сама грозная хозяйка усадьбы – княгиня Наталья Петровна Голицына, прототип героини пушкинской «Пиковой дамы»?! Да нет же, это просто солнечные блики и тени от окружающих деревьев создали на стекле этот причудливый образ…
    А ведь двести с лишним лет назад здесь останавливались кареты, звучала музыка, шумели под ветром деревья княжеского парка…
Тихо сейчас в селе Красный Городок. Лишь изредка это безмолвие нарушает рокот проезжающего мимо трактора или звонкие голоса беззаботных ребятишек, гоняющих мяч…
    Летом 1793 года возле старой усадьбы остановилась большая карета с княжеским гербом Голицыных. Рядом гарцевали на конях молодые франтоватые господа. Из кареты вышла пожилая княгиня Наталья Петровна и обратилась к одному из всадников: «Ну как, Андрэ, не слишком ли умаялся-то   в верхах?  Вот, погляди-ка на мои опостылевшие пенаты. Но я знаю, что ты построишь лучше, чувствую в тебе дар божий…»
Андрэ, а это был архитектор Андрей Воронихин, вернувшийся недавно из революционной Франции, резво соскочил с коня и стал осматривать княжеские владения…
    Наверное, таким и было первое знакомство будущего великого русского зодчего с имением княгини Голицыной. К 1793 году тогда еще начинающий архитектор Андрей Никифорович Воронихин, ученик Баженова и Казакова, успел сделать немного. По его проекту реконструирован  растреллевский дворец графа Строганова в Санкт-Петербурге и построена загородная дача Строгановых в Новой Деревне на Мандуровой мызе. Но даже эти первые творения принесли Воронихину не только известность, но и славу. Барон Александр Строганов, которого многие отечественные историки называют отцом Андрея Воронихина, оценивая реконструкцию  дворца, сказал, что Андрэ превзошел самого великого Растрелли. Наверное, такая оценка и стала поводом для приглашения Воронихина для проектирования новой усадьбы Голицыных близ губернского города Калуги. Княгиня Наталья Петровна заказала Андрэ проект своей усадьбы в новомодном тогда классическом стиле: «Ты уж, голубчик, продумай все. Дом чтобы был двух-этажный, каменный, чтобы все залы были расписаны по-италийски. Баню желаю, как прежде были у греков. Въездные ворота пусть будут трех аршин с решеткой чугунной, кованой… Знаю, Андрэ, ты справишься».
    И Воронихин действительно справился, причем довольно быстро. Чуть больше трех недель провел архитектор в калужском имении Голицыных. За этот срок он не только выполнил все пожелания капризной княгини, но и спланировал парк, конюшню, погреба, приусадебные флигели для челяди, пруд и несколько беседок. Правда, строительство начали не сразу. Спустя три с лишним года после отъезда Воронихина из княжеского имения «Пиковая дама» писала своей дочери Софье и ее мужу, графу Павлу Строганову, в Марьино: «…Здание производит самый прекрасный эффект, какой только возможен. Ну, спасибо от меня Андрэ, ведь это он составил план…»
    После Голицынской усадьбы Воронихин проектирует и лично принимает участие в создании самых известных своих творений, все они  – в Санкт-Петербурге: самые известные - здание Горного кадетского корпуса и Кафедральный Казанский собор. Эти работы великого зодчего стали шедеврами архитектуры Северной столицы, ее визитными карточками…
    В метрической книге Спасской церкви села Новое Усолье Пермской губернии записано, что 17 октября 1759 года «у домового Никифора Воронина родился сын Андрей». Уже впоследствии, чтобы устранить  причастность к крепостному крестьянину, барон Александр Строганов перепишет фамилию своего незаконнорожденного сына на «Воронихин», а также исправит год его рождения на 1760-й…
Воронихин прожил мало, всего 54 года. В феврале 2014 года исполнилось 200 лет со дня его смерти. А в октябре 2009 года отмечалось 250-летие великого русского зодчего. Впрочем,  оба эти события в России прошли почти незаметно. Хотя, имя Воронихина стоит в одном ряду с такими выдающимися архитекторами, как Растрелли, Монферран, Кваренги…  Но и на Калужской земле Воронихин должен быть увековечен. Ведь сегодня на здании Красногородненской школы (усадьбе Голицыных) нет даже мемориальной доски. На входе в княжеский парк на бывший господский дом  строго смотрит с постамента Ленин. Сам парк стал опасным для прогулок местом: древние липы под порывами ветра не раз падали не только в самом парке, но и на ближайшие дома и дорогу. Крестьяне из сельхозпредпрития «Нива» постоянно расчищают парк от упавших деревьев, но спиливать уже высохшие липы они не имеют права. Ведь прилегающий к усадьбе парк также является памятником истории и культуры федерального значения. Но почему-то столичные реставраторы обходят вниманием усадьбу Голицыных, несмотря на грядущий юбилей ее автора. Два приусадебных флигеля, разрушенных еще в годы Великой Отечественной войны, представляют собой жалкое зрелище – заросшие кустами руины. Безвозвратно утрачена чугунная ограда господского дома. Разрушающиеся кирпичные арки въездных ворот сейчас полностью закрыты досками, чтобы уберечь проходящих через них школьников от обвала кирпичей. Горько смотреть и на руинированный сельский храм князей Голицыных. В Калужской епархии намеревались взять эту церковь под свою опеку, но к ее восстановлению так до сих пор и не приступили. Единственным хорошо сохранившимся объектом творения Воронихина сейчас выглядит лишь школа, вошедшая в бывший господский дом еще до Великой Отечественной войны.
  Учителя Красногородненской основной школы об Андрее Воронихине, конечно,  знают. Но что может сделать школа для восстановления памяти великого зодчего?! Максимум – это подготовить экспозицию об архитекторе и провести внеклассные уроки, посвященные Воронихину.
    В Калужской области нет ни средств, ни специалистов для реставрации и возрождения усадьбы в селе Красный Городок. Да и сами реставрационные работы вправе проводить только специализированные архитектурные организации, имеющие лицензию на восстановление памятников истории…
     Чтобы говорить о создании здесь музея, сначала необходимо перевести школу в другое здание. А тогда после проведения реставрационных работ здесь мог бы разместиться музей князей Голицыных с отдельной экспозицией, посвященной пушкинской «Пиковой даме», экспозиции по творческому наследию Андрея Воронихина. Все это впоследствии смогло бы стать уникальным объектом для туризма в регионе…
    А пока - нет-нет,  да и почудится кому-нибудь из местных жителей или приезжих в окнах второго этажа бывшего господского дома сердитый лик «Пиковой дамы», глядящей на нас с укором и как бы вопрошающей: «Что же вы сделали, потомки?!»
На снимке: усадьба «Пиковой дамы» работы А.Воронихина, фото автора