Долгожители

Юрий Копаев
    В девяностые, когда я сам был уже в предпенсионном возрасте, мне посчастливилось неоднократно общаться с тремя долгожителями, гражданами трёх стран: России, Чехословакии и Вьетнама. Были они приблизительно одного возраста. Самый молодой достиг девяностолетнего рубежа. Иностранцы неплохо общались на русском. Между собой они знакомы не были и друг о друге ничего не знали. По непонятным мне тогда причинам все трое были со мной предельно откровенны, как на исповеди. Теперь, став значительно старше, я объясняю эту откровенность потребностью в общении и внимании, которых не хватает пожилым людям. Расскажу немного об общих их чертах и об индивидуальных.
    Двое были художниками и создавали эксклюзивные экспозиции в известнейших музеях, а третий был государственным чиновником, ведавшим вопросами культуры. Все трое были верующими и религиозными. Не у каждого человека эти ипостаси совмещаются. Можно верить в Творца, в существование Высшего разума, но не принадлежать ни к одной религии. Можно истово исполнять обрядовую сторону той или иной религии, не задумываясь о сути и смыслах, просто потому, что так заведено испокон веков. У всех троих была вера, и все трое блюли обряды предков. Принадлежали они к разным вероисповеданиям и конфессиям: буддист, православный и католик. Родились все осенью. И по остальным параметрам было множество совпадений. Они в один голос рассказывали про свою жизнь примерно одно и то же! В профессию пришли по призванию, работу свою любят бескорыстно, посвятили ей всю жизнь, достигли вершин мастерства. Но кроме того каждый имел обычную сермяжную профессию, которая в тяжёлые годины, будь то война, голод и разруха ( а это они всё пережили ) - помогала выжить им самим и их семьям.

    Например, наш российский долгожитель, занимаясь профессионально архитектурой и прикладными искусствами, хорошо играл на различных музыкальных инструментах. Происходил он из аристократической семьи, но во времена Гражданской войны ему приходилось не только давать частные уроки, но и играть в похоронном оркестре.
Следующее совпадение - отношение к труду. Все трое - трудоголики не по принуждению, а "удовольствия ради". Даже достигнув вершин благополучия и признания, они продолжали интенсивно трудиться. Одинаковым было и отношение к семейной жизни. Хотя женщины их обожали и баловали вниманием, долгожители не были склонны к холостяцкой жизни. Но при этом женаты были не единожды и много детей не заводили. Жили по принципу "моя семья - моя крепость". К концу жизни интенсивная работа их уже не занимала, былая энергия и сноровка иссякли, круг общения сузился до пределов любимой работы. Все друзья и близкие знакомые давно ушли в «мир иной», а внуки и правнуки не жаловали своим вниманием. Как правило, в этом возрасте человек становится одинок.
   Я думаю, что тот, кто собирается прожить долго, должен подготовиться к последнему непростому периоду жизни. В одиночестве, если ты не отягощён физическими недугами и материальными проблемами, есть свои плюсы: исчезает необходимость общения с неприятными, неинтересными людьми; расширяется личное пространство, в которое ты можешь впускать человека только по своему выбору. Кроме того, в наше время существует возможность анонимного общения через Интернет, которое ты можешь начать и прервать в любой удобный для тебя момент.
    Самое тяжёлое в этом периоде жизни - уход близких. Все трое рассказывали, что им иногда снились близкие друзья и родственники, которые звали их к себе в "иной мир". Но поводов для ухода у долгожителей не было: будучи в преклонном возрасте, они обладали на удивление отменным здоровьем и прекрасной физической выправкой.
С российским долгожителем я общался наиболее интенсивно, так как мы вместе работали. В конце восьмидесятых - начале девяностых в стране наступила разруха: сухой закон, смена власти, распад страны, "прихватизация" и многие другие «чудеса».
    Комбинат, где мы работали, как раз и находился в стадии этой самой "прихватизации". Расскажу, как все эти события отразились на душевном состоянии нашего долгожителя и его взглядах на жизнь. День Победы у нас на работе праздновался всегда достойно, благо возможности для этого были: комбинат работал на хозрасчёте, и денежки водились. Ветеранам вручали подарки, премии, устраивали застолье, подносили фронтовые "сто грамм". А тут празднование устроили более чем скромное: торжественная часть, вручение каких-то книжонок - и всё! Ветераны расходились чуть ли не со слезами на глазах, как в народе говорят, "не солоно хлебавши". Даже чаем не напоили! Приглашаю их в свою мастерскую. Пришло человек семь и среди них наш уважаемый долгожитель. Стройный, подтянутый, высокий мужчина в костюме с бабочкой и без «иконостаса из медалей», хотя его сотоварищи были при наградах. Я послал «гонца» за водкой и закуской, но он вернулся только со шкаликами коньяка и без закуски. В магазинах было тогда пусто до безобразия! Достали из холодильника что бог послал, и началось застолье со скудной закуской и коньяком непонятного происхождения. «Гонец» то и дело продолжал бегать в магазин, а я между тостами общался с долгожителем, задавая ему различные вопросы, в том числе и о здоровье. К примеру, я у него спрашиваю: «Почему раньше в ресторанных застольях Вы ели овсяную кашку, запивали сухим винцом, закусывали фруктами, потом прекрасно играли на пианино и напевали романсы? Сейчас же пьёте «палёный» коньяк, закусываете залежалыми подгорелыми сардельками и не беспокоитесь о своём здоровье?». Он пустился в воспоминания, рассказал много интересного о прошлом, поведал о своей непростой теперешней жизни, попытался объяснить изменение своих взглядов.
    Первое. Родился он в начале двадцатого века. К моменту переворота семнадцатого года был кадетом и жил в Москве. О случившемся историческом событии узнал только тогда, когда произошёл расстрел офицеров, юнкеров и кадет, защищавших Кремль от отрядов Военно-революционного комитета (вооружённых сил большевиков). Бытовая жизнь простых людей после переворота примерно год была ещё довольно сносной. Помня все эти события, он гневно возмущался: «Сейчас даже переворот нормально совершить никто не может: есть нечего, Думу расстреляли. Уму непостижимо! Царь, и тот Думу несколько раз распускал, но не расстреливал». Долгожитель, я думаю, имел право возмущаться, так как участвовал в Гражданской и Отечественной, всю жизнь честно работал и свой долг перед Родиной исполнил.
    Второе. Он сокрушался, что дома всё плохо: «Дети, внуки и правнуки от рук отбились! Живу сейчас с бывшими жёнами: одной восьмой десяток пошёл, с постели не встаёт, а вторая тоже прихварывает и уже готовится к пенсии. Просто беда!»
    Третье. С гордостью рассказывает: «Недавно прошёл обследование, и врачи заявили, что у меня все физиологические возрастные параметры тридцативосьмилетнего мужчины. Можно прожить ещё одну жизнь, только на кой ляд она, такая, нужна? Вот и ем всё подряд, что бог послал, и пью, что попадя! Единственное ограничение - стараюсь блюсти посты».
    Четвёртое. С жалостью продолжает: «Посмотри на моих коллег - многим ещё семидесяти нет, а они уже развалины; говорят только о здоровье да о пенсии; воспоминания у большинства неутешительные. Мрак!».

    Чешский долгожитель, рассказывая о своём житье, говорил примерно то же самое. При последней встрече с ним, которая состоялась в московской студии «МАРС» ещё до событий девяностых, возмущался засильем немчуры на славянской родине. Во время продолжительной немецкой оккупации во время войны, по его словам, практически всё население Праги говорило на немецком языке. После «Бархатной революции» немчура опять заполонила все сферы жизнедеятельности, как и во время оккупации. Рассказал, как снится ему кошмарный сон: идёт он по оккупированной Праге во время войны и везде слышит немецкую речь. Просыпается, открывает глаза и опять слышит немецкий говор из открытого окна. Сон, как машина времени, сыграл с ним злую шутку. Кстати, он ещё тогда предсказал, что и у нас ожидаются лихие времена.
Его предсказания вскоре сбылись! Во многих сферах нашей жизни произошли коренные, зачастую необдуманные изменения. Если говорить о языке, расстраивает даже не столько появление англоязычных слов в большом количестве ( в жизнь вошли новые предметы и понятия, для обозначения которых в нашем языке нет аналогов), сколько вымывание из языка, а следовательно из сознания, таких слов, как "совесть", "стыд", "долг" и т. д. Вывески с английского на русский переписать можно за один день, а что делать с сознанием народа?

    У вьетнамского долгожителя личные жизненные проблемы были не такие острые, как у его европейских ровесников. Он, достигнув высот в карьере чиновника, жил «в шоколаде», да и к пожилым людям там относятся намного почтительнее, чем у нас и в Чехии. В разговорах он сетовал лишь на то, что линия его партии просоветская (в знак благодарности за помощь России в освободительных войнах с Францией и Америкой), а не китайская. Переживал, что россияне живут в бедности, а вьетнамцы живут намного хуже, чем соседи- китайцы.

    Из общения с долгожителями я вынес убеждение, что жить долго в эпоху перемен - сомнительное благо. Дожить до глубокой старости и, несмотря ни на что, остаться оптимистом, сохранить светлый ум и здоровье - это воистину подвиг, заслуживающий глубочайшего уважения!