Насилие в обществе как ответ на проблемы в стране

Владимир Шакиев
Рост бедности в России может привести к росту преступности

Ухудшение экономической ситуации становится благоприятной средой для роста преступности. И здесь дело не во временном тренде, краткосрочном всплеске негативных явлений в обществе, а в целом, в системе, заставляющей работать социальные механизмы в противоположном порядке. Конечно, благоприятный статистический ряд, подготовленный государственными ведомствами лишь небольшой слой айсберга, также, как и латентный (скрытый) характер преступности, вне бдительного ока государственных «сведущих».

Социальный лифт «ловушке бедности» не помеха

Рост бедности, с которым российское правительство неустанно борется с 2003 года, когда наш лидер Владимир Путин в своем послании к Федеральному Собранию РФ призвал побороть ее, регулярно в периоды кризисов напоминает о себе и держит чиновников в тонусе. По прогнозам Всемирного банка, бедность в нынешнем году вырастет до 14,2% (в 2013 г. - 10,8%) и охватит 20 миллионов человек.
Чем это грозит?
В зоне повышенных рисков и глубины бедности окажутся семьи с детьми, особенно с несколькими или с одним родителем, - рассказала gazeta.ru научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни ВШЭ Оксана Синявская. - Еще в 2013 году риск бедности для семей с детьми был в 1,65 раза выше, чем риск бедности в среднем по России. В общем числе малоимущих домохозяйств доля семей с детьми составляла 64%, при том что среди всех домохозяйств семьи с детьми составляли 36%. Доля семей с детьми в составе бедного населения интенсивно растет с 2008 года и связано это с приоритетами социальной политики.
Так, по достижению 1,5 года социальные выплаты практически прекращаются; регионы выплачивают пособия только бедным семьям, остальные остаются одни на один с проблемами. При низких зарплатах прожить на зарплату одного взрослого семья с несколькими детьми не может. А место в детском саду или яслях получить оказывается проблематично, особенно когда ребенку от 1,5 до 3 лет. В таких случаях даже рождение второго ребенка оказывается фактором бедности.
Рождение детей ограничивает возможности родителей в получении качественного образования, высокооплачиваемой работы. Негативно на процесс выравнивание доходов влияют плоская шкала НДФЛ, неэффективность социального лифта. Получение высшего образования, ставшего массовым не гарантирует получение хорошей работы с высоким уровнем оплаты труда и повышение по службе. Перспективную работу получают, как правило, их сверстники из более обеспеченных семей, имеющих возможности для получения более качественного образования, использующие связи и деньги родителей для обустройства в «хлебное» местечко. Примеров получения детьми российских правительственных чиновников «топовых» позиций в естественных монополиях предостаточно. Кроме, высоких должностей и зарплат в молодом возрасте (до 30 лет) они, лишь проработав несколько лет на предприятии, уже получают государственные награды за заслуги перед Отечеством (Сечин, Патрушев - младшие).
Стартовые позиции определяют положение в обществе. В результате образуется тупик, из которого сложно выбраться.

Насилие как «производная» от бедности

В бедных семьях доминирует низкий образовательный и культурный уровень, узость и костность мышления, примитивизация жизненных позиций и интересов, необдуманные, импульсивные способы действия в тех или иных ситуациях. Растущие в бедных семьях дети не получают должного развития и воспитания и представляют резерв для насильственной преступности.
Будучи обездоленным в материальном плане и ощущая себя ниже в социальном статусе среди сверстников в детстве, ребенок, повзрослев, неосознанно путем физического (психического) подавления другого будет достигать возвышения ним, тем самым стремясь эмоционально компенсировать ранее неудовлетворенное положение. Бедность побуждает такого подростка чувствительно относиться к деньгам, делая их смыслом жизни. Если им повезло, и они не подпали под дурное влияние, то они будут законным способом обогащаться.
Подростки социализируются в негативной среде, в условиях скудного образа жизни озлобляются и ожесточаются, не считают значимым для себя общественные нормы, используют любые средства для наживы, даже насилие.
В окружении людей с низким уровнем образования и культуры, обесценения семейных ценностей в личности закрепляется эгоизм, собственные потребности становятся превыше всего. Это позволяет применять насилие к тем, кто не может оказать сопротивления - родственникам, сожителям, одноклассникам, ребятам из младших классов. Нередко насилие из семьи перемещается в школу.
Бедность является причиной вступления в банд-формирования и террористические группы. Яркий пример - низкий уровень социально-экономического развития регионов на Северном Кавказе способствовал активному вовлечению молодежи, особенно безработной, в экстремистски настроенные группы.
К тому же бедность используется для объяснения политических переворотов, революций, терактов, - писала в статье, посвященной тесной взаимосвязи бедности и насильственной преступности, докторант ВНИИ МВД РФ Е.К. Волконская. - Бедные выступают активными участниками социальной борьбы, хотя вдохновителями этой борьбы чаще являются выходцы из имущих слоев населения.

Школьное насилие - все только начинается?

Очень опасным является распространение агрессии и насилия в школах. Исследования в США показали, что за 2009 - 2010 гг. 37% детей в школе подвергались агрессивному преследованию других учеников. С недавних пор школьная агрессия не ограничивается просто применением насилия с помощью грубой физической силы.
На первый план выходит применение огнестрельного оружия при разрешении конфликта в учебном заведении. С декабря 2012 по 2014 гг., когда трагедия в Коннектикуте (в декабре 2012 года) унесла жизни 28 взрослых и детей, произошло еще почти 100 эпизодов стрельбы в школе.
В России первый подобный случай произошел в феврале 2014 года, когда десятиклассник московской школы №263 взял в заложники более 20 человек и застрелил двоих, в том числе учителя географии.
Неспокойная ситуация в российских учебных заведениях, подогреваемая конфликтными ситуациями в семьях, их низким достатком, привела созданию новой памятки на школьных стендах - как правильно вести себя при стрельбе в школе. Воспитательная функция учителей, работа психологов не всегда могут предотвратить конфликт.
Ученики, как правило, не ограничиваются огнестрельным оружием, в ход идут ножи, и другое холодное оружие. В Подмосковной Электростали в октябре того же года девятиклассник пришел в школу с битой и ножом, чтобы разобраться с обидчиками. В результате погиб пожилой охранник, оказавший сопротивление ученику и помешавший убийству детей. Недавно в Санкт-Петербурге ученик 6 класса на замечание учительницы музыки ответил ей ударом ножа в ногу.
Школьной преступности (начинается в среде младших подростков 10 - 13 лет) свойственна высокая степень латентности, в основном из-за боязни возможного преследования со стороны учителей или со стороны учеников, - пишет в статье, посвященной насилию в школах, юрист Е.Д. Софинская. - Ребенок либо не сообщает о случившемся негативном событии в школе, либо сообщает о нем уже после разрешения конфликта. Это исключает своевременное реагирование на конфликт и принятие мер по предупреждению преступлений.
Одной из возможных причин скрытного характера преступных проявлений в школе может быть отстраненность учителей от детей, их нежелание видеть и разбирать конфликты между учениками, отсутствие доверительных отношений между учителем и учеником. Также причиной может являться нежелание администрации предавать огласке события, которые могут повлиять на репутацию школы, и стремление побыстрей «уладить» все конфликты.
За ряд противоправных действий дети не привлекаются к ответственности (доведение до самоубийства, побои, истязания детей). В 20 регионах России суициды находятся на пятом месте среди внешних причин смерти. Наибольшие показатели суицида в Удмуртии (28,3%), Бурятии (27,6%), Ненецком автономном округе (27,3%). В Башкортостане доля самоубийств в общем объеме смертей от внешних причин составила 24,6% (второе место после Удмуртии в Приволжском округе). Возможно, что свой заметный вклад в этот негативный для общества показатель вносят детские и подростковые самоубийства.
Обращает на себя и совершение правонарушений в школе с молчаливого попустительства, либо из-за халатного отношения к своим обязанностям педагогических работников.
Насилие в школе влияет не только на десоциализацию личности, не только создает криминогенную обстановку в учебном заведении, но и влияет на психическое и физическое здоровье подрастающего поколения. Школа порой оказывает большее влияние на формирование личности, чем семья и «улица».
Обострение социальных отношений в обществе, падение общего культурного уровня всецело отражается на детях. Ругань, последствия алкоголизма на улице, жестокое обращение в семье, просмотр криминальных мультсериалов – деформируют правильные формы поведения. В школе ребенок не только получает знания, «житейскую мудрость» от учителей и сверстников, приносимых из семьи и детсада, но и получает оценку как личности в соответствии со своим внешним видом, знаниями, поступками, материальным положением семьи.
Усиление школьной нагрузки приводит к нервному перенапряжению, болезням. Переутомление проявляется в виде неадекватных защитных реакций на внешние раздражители-замечания учителя, шутки одноклассника. Учителя часто используют методы, усиливающие конфликт (крик, оскорбление, высмеивание недостатков учеников, применяют силу). Низкие зарплаты, личные проблемы учителей, их тайные комплексы, усиление бюрократической составляющей учебного процесса, плохое домашнее воспитание детей – формируют равнодушное отношение учителей к своим ученикам и коллегам, и являются благодатной почвой для проявления насилия, в том числе и с их стороны. Яркий пример – попытка 52-летней учительницы музыки с педагогическим стажем 30 лет из Подмосковной Шатуры заказать убийство своего любимого ученика.
     Окончание статьи читайте на сайте shakiev.com