Маленький гражданин имеет право знать...

Евгений Матвеев 03
Погода на улице стояла необыкновенно теплая для начала марта. На деревьях появлялись первые почти незаметные почки. Воздух был легкий и насыщенный. По краям дорог все еще лежали маленькие сугробы, которые не успели растаять. Москва просыпалась после зимы.
В школах заканчивалась самая долгая и тяжелая третья четверть. И после нудных школьных занятий дети с радостью выходили гулять и проводили много времени на спортивных и игровых площадках, в скверах и парках. Веселые крики ребят доносились из каждого двора. Город наполнился жизнью.
-Дашка! Дашка! - шепотом кто-то окликнул девочку с задних парт.
-Что?
-Пойдешь с нами после школы в парк на великах кататься?
-Егор, я бы с радостью, но я планировала сходить в библиотеку. Мне надо сдать книгу, может новенькое что-нибудь возьму.
-Какая же ты зануда!
-Егор, не отвлекай! Сейчас такая интересная тема по алгебре, а ты все о великах думаешь.
-Дети, тише! - услышав шепот в классе, обратилась к ним учительница.
Ребята притихли. До конца урока оставались считанные минуты- самые долгие и тяжелые минуты последнего урока. Дети с нетерпением ждали окончания занятий. В то время как учительница заметила, что ее уже никто не слушает:
-Ладно, запишите домашнее задание и отправляйтесь домой.
Одноклассники быстро собрались и уже через полторы минуты никого не было в классе, кроме дежурных, которые стерли записи с доски и убежали на улицу вслед за ребятами. Учительница открыла окна, так как непривычная мартовская жара превратила школьный кабинет в настоящую баню. Всё, конец учебного дня!
Егор с друзьями выскочили на улицу, даже не переобув сменную обувь. И их дружная компания быстро покинула территорию школы. Уходя, Даша попрощалась с охраной и не спеша направилась в библиотеку.
От школы до библиотеки идти совсем не далеко, и девочка очень любила эту дорогу. С обеих сторон стояли красивые многолетние липы, они образовывали тень, и солнечные лучи просачивались сквозь небольшое расстояние между ветками. Вдоль бордюров располагались клумбы, земля в которых была уже приготовлена под посадку цветов.
Не успела Даша погрузиться в свои мысли, как подошла она к двухэтажному зданию библиотеки. Девочка поздоровалась с библиотекарем. Это была бабушка очень милой наружности, она всегда носила кружевной платок на голове и красивое вязаное вручную платье.
-Здравствуй, Даша, – поприветствовала та девочку. - Неужели опять так быстро прочитала.
-Да, Анастасия Ивановна. Честно говоря, мне не очень понравился рассказ, он показался мне слишком детским.
- Возможно, не хочешь ли поискать что-то потяжелее и интересней в зале взрослой библиотеки.
-Конечно! - радостно вскрикнула Даша.
Анастасия Ивановна проводила девочку в соседний зал. Он ничем не отличался от детской библиотеки, только на стенах висело немного больше портретов известных писателей.
Девочка активно начала просматривать книги на полках одну за другой. Ей встречались разные среди которых были и новые, и очень старые книги русских и зарубежных авторов. И вдруг на глаза Даше попалась большая красная книга в красивом переплете. Она выделялась на фоне черной и бежевой массы. Девочка взяла ее и положила на стол в читальном зале.
Обложка была очень плотной, и казалось, что она составляет большую часть веса всей книги. Корешок был увит золотыми ниточками, благодаря чему выглядел так волшебно и восхитительно, что невозможно было оторваться. Но больше всего Дашу впечатлило не это, ее восхищал позолоченный двуглавый орел. Она и раньше видела его, поэтому сразу узнала герб своей страны, но никогда он не казался ей таким изумительным и завораживающим, как сейчас. В правой лапе орел держал жезл, а в левой – шар. На груди его, в красном щите, — серебряный всадник на коне, поражающий копьём чёрного дракона.
Даша спокойно сидела и изучала сияющее изображение. Но ее волновал вопрос: «Почему такая красивая книга не имеет названия?» И, действительно, перевернув книгу пару раз, девочка не заметила ни одного слова. Долго не размышляя, Даша подумала, что название должно быть написано внутри.
И только она открыла книгу, как вдруг раздался хлопок, да настолько громкий и резкий, что девочка испугалась. Комната озарилась вспышками синего, зеленого, красного цветов, но эта комната не была похожа на читальный зал библиотеки. И честно говоря, это уже и не было комнатой вовсе! Даша стояла в прежней одежде посередине перекрестка, мимо пролетали машины, вокруг девочки кипела городская жизнь. Но на Москву этот город не был похож. Даша никогда не была в этом месте.
В центре перекрестка, совсем рядом с девочкой, стоял мужчина в красной форме. Он напоминал полицейского, который регулирует движение. Увидев Дашу, он быстро поднял обе руки вверх и раздался звук его свистка - машины остановились. Мужчина взял девочку за руку, отвел на тротуар и спросил:
-Здравствуйте, молодая особа, как Вас зовут?
-Я - Даша, - испуганно ответила она. В её голове кружились вопросы: "Как я сюда попала? Куда делись стеллажи с книгами и столы? Куда делась библиотека".
- Я не знаю, как я здесь очутилась? Я читала книгу и вот...
- А, ну тогда все понятно, - перебил ее полицейский. - Вы попали в мир "Право". Он является основным регулятором всех людских общественных отношений во всех цивилизованных мирах. Без него было бы невозможно организовать людей и создать единое государство.
Выслушав объяснение полицейского, Даша попыталась вспомнить, где же она до этого слышала это короткое, но производящие впечатление слово "Право". Теперь ей стало очень интересно узнать побольше про этот мир и она понимала что у нее есть возможность сделать это.
Из головы вылетели вопросы о ее местонахождении. Теперь девочку интересовало значение этого слова! Даша заметила, что полицейский терпеливо ждет, пока она думает, и решилась спросить у него:
-Извините, а не могли бы вы мне рассказать про ваш мир немного больше?
Мужчина как будто ждал этого вопроса, быстро достал из внутреннего кармана листок.
-Вот держите! Это Вам поможет в путешествии по нашему миру! - ответил он.
Даша взяла листок в руки и только захотела открыть его, как неожиданно все вдруг изменилось. Теперь вокруг стояли вековые деревья, их кроны создавали уютные тени. Под ветками на резных деревянных лавочках сидели люди, мило беседующие между собой. Это был парк. В подобных она гуляла с друзьями после школы. Солнце светило довольно ярко, облака медленно уплывали вдаль по нежно-голубому небу. На улице было очень тепло, будто сейчас середина июня.
С игровой площадки доносился звонкий детский смех, по песочным дорожкам ходили улыбающиеся прохожие. Посередине парка Даша увидела пруд, по которому медленно проплывали белые лебеди. Это место практически ничем не отличалось от обычных городских парков.
Девочка вспомнила, что в руках держит какую-то бумажку. Даша развернула лист, на котором были облака, покрывающие всю площадь изображения. В левом верхнем углу часть облаков медленно уплыла куда-то за границу бумаги. Тут у нее пропали все сомнения в том, что этот мир реальный.
Из-под облаков стали проявляться нарисованные кроны деревьев, которые сгущались над тропинкой. Даша быстро сообразила, что это и есть то место, где она и находится. Пока девочка разглядывала карту к ней подошла женщина.
-Тебя зовут Даша? - ласковым голосом спросила она.
-Да, - ответила девочка, от неожиданности подскочив на месте. - А откуда Вы меня знаете?
-Регулировщик уже сообщил мне о твоем приходе. Он сказал, что тебе хочется побольше узнать про мир "Право". - ответила женщина.
Даша быстро догадалась о ком именно идет речь.
-Как вас зовут? -поинтересовалась путешественница.
-Это ты должна понять сама. Моя задача рассказать тебе о роли нашего мира в жизни общества. Представь, если бы в мирах не было правил, вообрази, что могло бы твориться с людьми. С древних времен человечество хотело порядка и справедливости. И оно всегда нуждалось в том, что смогло бы его сплотить. Жители миров быстро нашли такой регулятор и его назвали "Право". Со временем сложились нормы права - общеобязательные правила, указывающие всем и каждому, как следует поступать в той или иной ситуации, какие у человека есть возможности в обществе и в чем состоит его ответственность перед людьми.
Последнее предложение заставило Дашу задуматься. И она вспомнила:
- Это слово часто встречалось мне и раньше. Но мне всегда казалось, что право - это разрешение на что-либо. Но из ваших слов я поняла, что оно еще и указывает, как поступать в той или иной жизненной ситуации. Следовательно, получается, что право регулирует общественную жизнь. А регулятором права является государство, не так ли? - сделав вывод, поинтересовалась Даша.
Они медленно продвигались к центру парка.
- Не совсем так, - поправила ее женщина, - с помощью норм права осуществляется управление в государстве. Все граждане какого-либо государства обладают равными правами и подчиняются равному порядку. Это одно из понятий права. Посмотри на эти деревья вокруг. это естественные права, они самые старые из всех. Они включают в себя прежде всего права, происходящие из самой природы человека, общества и окружающего мира, такие как право на жизнь, право на личную неприкосновенность, право на свободу мыслей и убеждений, совести и религий. Государство таких прав не создает, но оно гарантирует их соблюдение и защиту.
Даша понимала, о чем идет речь. Про это все она уже знала из школьного курса обществознания. Девочка решила блеснуть своими знаниями:
- Я знаю еще одно значение слова "Право", -гордо проговорила Даша. - Оно связано со справедливостью и правдой. Ведь именно право устанавливает меру справедливости. Поэтому понятие этого слова является таким сложным.
-Правильно! А ты сообразительная! - похвалила она Дашу и   добавила. - На самом деле понятие "право" для каждого свое. Единственное, что можно сказать точно: оно объединяет все понятия общеобязательных норм.
Даше было не совсем понятно слово "нормы", а точнее -"нормы права", но то что они общеобязательные, а значит являются обязательными для всех, она понимала.
Собеседницы приблизились к памятнику в центре парка. Это был гранитный стол больше напоминающий парту. На нем в развернутом виде лежала книга, а чуть ниже была надпись: "Конституция- закон прямого действия". Они остановились у монумента. Девочка не без любопытства рассматривала книгу.
-Извините, пожалуйста, что я вас перебиваю, - Даша подняла глаза на собеседницу, - но мне не совсем ясно, что же такое нормы права.
-Да, конечно, спрашивай про все, что тебе не понятно. Проще говоря, нормы права – это законы,- пояснила та. – А я являюсь основным законом. – дала она небольшую подсказку девочке.
После этих слов Даша сразу поняла, что перед ней стоит Конституция. "Это же главный закон, без которого не может существовать ни одно правовое государство", - подумала девочка.
- Как же я раньше не догадалась?! Вы Конституция! Да?
- Да, Даша, именно так. А ты знаешь для чего я нужна? Какая у меня работа?
- Нам в школе рассказывали, что Конституция провозглашает и гарантирует права и свободу человека и гражданина.  - протараторила девочка зазубренное предложение.
- Верно, если я не ошибаюсь, то ты попала к нам из Российской Федерации. Так вот я и буду тебе объяснять все про Конституцию твоей страны. Как ты видишь книжка эта довольно небольшая, но очень сложная.  Итак, Конституция определяет основы государственного строя, форму правления. Главное для выполнения этого является уважение к закону, потому что без уважения граждане не будут действовать согласно Конституции и всячески противоречить друг другу и тем более подчиняться. Именно поэтому Конституция является важнейшим законом правового государства. Никакой другой закон страны не может противоречить ей. Я живу рядом с этим парком. Вон посмотри, мой дом очень высокий, мой этаж самый верхний, ниже живут законы и на первых этажах - подзаконные акты. Ты наверно поняла, что это дом - иерархии.
- Иерархия? - попыталась повторить сложное слово Даша, не понимая смысл услышанного.
- Да, именно иерархия. Это слово может показаться тебе сложным, но оно означает важность чего-либо. Например, сейчас: чем выше находится закон, тем он важнее и ему нельзя противоречить.  - объяснила собеседница. - В вашем мире нормы права защищаются государством и являются обязательными для всех. Государство следит за подчинением этим нормам и за их исполнением. И все-таки главной моей задачей является провозглашение и гарантия прав и свобод человека.
- Я немного не понимаю. - растерянно сказала Даша. - Получается, право - это и есть закон?
-Нет, помнишь, ты мне говорила, что права ориентируют на правду и справедливость. Но неужели все законы являются справедливыми? Конечно нет, законы, как и люди бывают совершенно разные, и некоторые из них далеко не справедливы по отношению к другим. -пояснила Конституция.
На этом их диалог приостановился. Даша в голове обдумывала все услышанное. И они уже подходили к выходу из парка дальше начинался город. Девочка поблагодарила собеседницу за ее рассказ   и они попрощались. Напоследок Конституция выдала Даше бейджик, на нем было написано всего два слова: "Доступ открыт". Путешественница вышла за территорию парка.
И вот она совершенно одна стоит на перекрестке. Движение было спокойное, машин было мало, тут не стоял регулировщик, по тротуару шагали местные жители. Дома вокруг были невысокие, они напоминали городские пятиэтажки, но где-то этажей было семь, где-то восемь, и среди них стояли двух- и трехэтажные постройки. Но было одно здание, отличающееся от всех, серое около 20 этажей.
И Даша решила направиться именно туда.
Над главным входом висела табличка: «Охрана права». Точнее, то здания было два, и связывались они между собой коридорами-переходами. Девочка любовалась архитектурой этого места. Даша совершенно уверенно зашла в вестибюль. С левой стороны располагалась комната, в которой сидел мужчина. Он поздоровался с молодой особой и попросил у неё бейджик. Рассмотрев его, он пропустил девочку через турникеты. Пройдя их, Даша остановилась в центре вестибюля. Напротив входа располагались лифты, над ними висели большие часы, которые показывали ровно четыре часа. Справа находилась винтовая лестница, которая вела наверх; слева же стояли небольшие столики, за ними сидели и обедали люди, по-видимому работающие здесь, позади которых находился буфет.
Девочка давно проголодалась. Она подошла к витрине магазина. Там лежали свежевыпеченные пирожки, от вида которых Дашин аппетит только возрос. Девочка достала из кармана несколько десятирублевых монет и подошла к продавщице.
"Наконец-то долгожданный обед."-подумала Даша и принялась уплетать пирог.
Спустя несколько минут от аппетитного пирожка и чая ничего не осталось. Девочка выкинула стаканчик и только собиралась встать с места, как вдруг мимо Даши провели мужчину в наручниках, сопровождали его 3 полицейских.
Дашу сразу охватило любопытство. Она смело подскочила со стула и громко спросила:
- Куда Вы его ведете? – крикнула Даша, но никто ей не ответил. Люди просто прошли мимо нее и скрылись за дверями лифта. Конечно, девочку это разочаровало. Но ее любопытству не было предела. Даше тоже захотелось зайти туда. И только она подошла к лифту, как из того вышел мужчина в такой же форме, как и те кто сопровождал нарушителя.  Это был мужчина лет сорока, со смуглым цветом лица. В глазах его читалась доброта и готовность помочь каждому, кто в этом нуждается. Видя растерянную девочку, он спросил:
-Ты, видно, заблудилась?
- Нет, – ответила Даша. – Но я не совсем понимаю, где я.
- Ты в мире «Право», - пояснил мужчина.
-  Это я уже поняла. Мне Конституция уже многое рассказала.
- Конституция? Так это ты Даша? – поинтересовался охранник. - Честно говоря, я думал ты заглянешь к нам немного позже. Но если ты уже пришла, то пойдем со мной, побеседуем.
- Да, это я. А откуда Вы знаете, как меня зовут? И как зовут вас?
- Я Андрей Константинович, но мне привычней слышать простое "дядя Андрей". Конституция мне многое рассказала про тебя. Пойдем присядем, а то я уже устал за сегодня.
Они подошли к тому же столику, за которым обедала девочка буквально минуту назад. Мужчина отправился к буфету и купил себе порцию супа и того же чая. Они присели:
- А что это все-таки за место? – с любопытством спросила Даша.
- Ты разве не видела табличку над входом? Ты находишься в Охране права.
- Охрана права, - задумчиво повторила Даша. – Неужели право нужно охранять?

- Конечно, нужно. Законы регулируют жизнь общества и устанавливают правила поведения. А охрана права создает условия, препятствующие нарушению прав человека, - пояснил мужчина. – Ты знаешь, кто работает в нашей организации?
- Нет, не знаю, но я думаю, что это сотрудники полиции.
- Да, но позволь мне немножко расширить этот список. Здесь работают правоохранительные органы, к которым в России относятся: прокуратура - система органов, которая наблюдает за соблюдением Конституции РФ и законов; Министерство Внутренних Дел, Федеральная Служба Безопасности и другие.
- Ничего себе! – удивилась Даша. – Существует так много организаций, которые отвечают за охрану прав человека!
- Да, еще они делятся на два типа, - сообщил дядя Андрей. Это впечатляло.
-Прошу! – указывая на двери лифта, пропустил вперед мужчина.
Они приехали на самый последний этаж. Как только тяжелые двери лифта открылись перед ними появилась панорама города, точь-в-точь, как на панно внутри, только живее и ярче. Они вышли из лифта и остановились у окна в широком зале. Это было даже не окно, а стеклянная стена, через которую Даша наблюдала картину жизни всего мира «Право».
-Из этого зала можно увидеть весь наш Город. Посмотри. - охранник указал девочке на двух людей в такой же форме как и те, что вели нарушителя снизу. - Это наши Защитники Права, они отсюда смотрят за ситуацией в городе. Если кто-то нарушает правила, их сразу видно. Охранники сообщают в органы защиты прав.
-Какой необычный механизм работы. Неужели они отсюда успевают реагировать на все нарушения? У нас в стране иногда приходится ждать эти самые органы очень долго.
-Да, к сожалению, ты права. Но наши защитники успевают делать все быстро. Не забывай, что мы с тобой в необычном месте, – улыбнулся собеседник.
Даша стояла и разглядывала панораму, отрывающуюся перед ней. Она видела все: и перекресток, на котором повстречалась с регулировщиком, и парк, где девочка беседовала с Конституцией, и многоэтажное здание правоохранительных органов.  Она наблюдала за жизнью всех жителей в ту самую минуту.
-Даша, - прервал наблюдения девочки охранник, - что ты поняла из всего времени, что ты уже провела в нашем городе?
- Я открыла для себя много нового про право. – Ответила та. – Например, я узнала, что самая главная ценность человека – это его права. И никогда нельзя забывать про это. Право - это нормы, которые выражают меру свободы человека.
- А ты знаешь, как называется совокупность этих норм?   спросил охранник.
Даша помотала головой.
- Это принято называть каталогом прав человека.  Он закреплен во многих правовых документах и Конституции государства.
- А что в нем самое главное? – поинтересовалась Даша.
- Главным там является право на жизнь и на все то, что служит ее сохранению и развитию.
- Я правильно поняла, что человек обладает правами с того момента, как он родился? И никто не может быть ущемлен в них.
- Да, Даша, все верно. Даже государство не властно по отношению к правам человека. Наоборот: задача государства - признавать их и защищать. – Сказал мужчина. -  И как ты говорила раньше: «Право - это нормы, которые выражают меру свободы человека». Так?
- Да, я так говорила, а что? Что-то не так?
- Нет, ты все сказала правильно.
Просто мера – это что-то строго просчитанное. А значит права человека четко определены или, проще говоря, ограничены. И, как ты думаешь, что же является этой границей?
Даша подумала, посмотрела на город и его жителей. Они жили своей непринужденной жизнью. И даже не думали, не замечали, что за ними в данный момент наблюдает маленькая девочка.
- Я думаю, что это права других людей: нельзя их нарушать. Свобода человека заканчивается ровно там, где начинается свобода другого. – предположила Даша.
- И правда. – Ответил ей охранник. – Ты никогда не слышала фразу: «Будь свободен сам и уважай свободу других!»?  Пожалуй, это и есть главная заповедь, лежащая в основе правовой культуры человека.
Неожиданно к дяде Андрею подбежал мужчина. И что сказал ему. На этом их разговор прекратился. Пожав мужчине руку, дядя Андрей обратился к Даше:
-Вот сейчас у тебя есть уникальная возможность побывать на аресте правонарушителя. Что ты об этом думаешь?
-Вы еще и спрашиваете? Это должно быть очень интересно. Я уверена, что это будет по-настоящему круто.
-Тогда я пойду собираться, через 10 минут встретимся у выхода.
-Хорошо. -согласилась Даша.
Дядя Андрей подошел к лифтам, вызвал один из них и зашел в него. Буквально через пару секунд он уже уехал вниз. Даша при себе часов не имела, но быстро вспомнила, что те имеются в вестибюле первого этажа. Девочка подошла к лифтам и нажала кнопку вызова. На сей раз приехал другой лифт, снаружи он ничем не отличался от своего соседа, но внутри на панно была изображена женщина из парка: она гордо приподняла голову и в руках держала книжечку Конституции. Даше эта картина показалось очень живой и правдоподобной; На заднем фоне находился пруд, видимо картина была написана в том же парке.
Спустившись вниз, девочка вышла из лифта и сразу посмотрела наверх. К ее разочарованию часы продолжали показывать все те же четыре часа. Просто дожидаться дядю Андрея у выхода ей не хотелось, потому что здание было очень интересным, и больше всего девочку привлекала винтовая лестница. Даша подошла к кабинке охранника и поинтересовалась:
-Извините, а не могли бы вы мне подсказать: который час?
-Половина пятого,- спокойно ответил сидящий внутри мужчина. - Висящие там часы,- он указал ладонь в стороны лифта. - давно уже не работают, и времени нет починить их. А я, к сожалению, в этой области не специалист. Поэтому и сижу всем время говорю.
-Спасибо. -поблагодарила девочка. - А не могли бы вы мне рассказать куда ведет эта лестница.
-Ты, наверное, знаешь, что далеко не все люди знакомы со всеми своими правами. Есть специально подготовленные люди, которые помогают другим не только защитить свои права, но и рассказывают им об их возможностях или проверяют юридическую правильность документов. То есть их форму и обоснованность на законах. Этим занимаются прокуратура, адвокатура и нотариат.
Если тебе нужна их помощь, то тебе следует подняться по лестнице.
-Еще раз спасибо за помощь. До свидания.
-Всего доброго!
Даша во что бы не стало решиться подняться наверх. Только она не знала, что именно можно спросить у работающих там людей. Девочка подошла к лестнице и побежала вверх по ступенькам. С одной стороны от нее находилась стена, с изображением водопада, с другой же было стекло. Вид отсюда был просто незабываемый. С этой позиции было отчетливо видно, что буквально через триста метров от здания, распростерлось озеро. Голубое небо отражалось в его водах и создавалось ощущение бесконечности. Горизонта вовсе не было видно, он стал частью этого голубого пространства.
Долго девочке идти не пришлось. Она быстро поднялась наверх, где находился другой вестибюль. По периметру находилось три двери, а между ними скамейки, на которых по-видимому сидели посетители.
Из двери с надписью "Прокуратура" вышла девушка. Ее внешний вид отличался от вида всех сидящих на скамейках людей. На ней был одет строгий деловой костюм. Не смотря на ее строгий внешний вид, лицо у нее было очень доброе. Наверное, именно поэтому Даше не испугалась и подошла к женщине. На этот раз девочка представилась первой.
-Здравствуй, Даша, меня Зовут Светлана Дмитриевна. А что такая юная леди делает у нас на этаже? - очень вежливо обратилась к девушка.
-Мне сказали, что здесь я могу узнать о своих правах. Я неизвестным образом попала к вам в мир из Российской Федерации.
-Даша, конечно, я могу тебе немного рассказать о том, от чего зависят твои права и возможности. Только я куплю себе кофе, и мы продолжим.
Они вернулись к лестнице, рядом с которой стоял автомат с горячими напитками. Светлана Дмитриевна опустила купюроприемник несколько монет и нажала на кнопку, с нарисованным напитком. Подождав недолго кофе был готов.
- Зайдем ко мне в кабинет, - пригласила девушка Дашу.
Они непромедлительно направились в кабинет. Войдя внутрь, Даша сразу же обратила внимание на портрет все той же Конституции, который весел прямо напротив двери. Это был длинный зал, по середине которого стоял овальный стол; вдоль него располагались обитые красным бархатом стулья. Под портретом находился главный стол, на нем стояла подставка под ручки, лежала стопка документов. Вдоль правой стены располагался стеллаж с сотнями, возможно, тысячами папок. Вместо левой стены было окно, с видом на то же озеро. Словом, этот кабинет напоминал помещения, в которых обычно проводятся важные совещания.
Девушка села за главный стол и указала Даше на ближайший к ней стул. Она поставила стаканчик с кофе на стол и посмотрела на часы.
-Ух ты! Уже почти пять, а я еще ничего не подготовила к совещанию. Можно я тебе расскажу об этом кратко? -спросила она.
-Да, конечно, и мне тоже на самом деле пора спешить. Вы хотели рассказать, от чего зависят мои права.
-Так вот, сколько тебе лет?
-Мне 13. - почему-то задумавшись, ответила девочка.
-Итак, ты уже можешь вступать в гражданские правоотношения. Даже сейчас, беседуя со мной, мы являемся их субъектами. Гражданские правоотношения - самые масштабные. Мы вступаем в них, когда покупаем товары: еду, белье, одежду; когда беседуем с другими людьми. Правоотношения направлены на человека и исходят из него же.
-Получается, когда я покупала сегодня пирожок, я вступила в гражданские правоотношения с продавщицей?
-Именно так, но главная особенность заключается в равенстве сторон и в свободе и независимости мнения субъектов. Но в твоем 13-летнем возрасте ты не можешь вступать в некоторые гражданские правоотношения. В основном, это зависит от твоей дееспособности.
-А от чего зависит моя дееспособность? - перебила рассказчицу Даша.
-Наверное, именно твоя от возраста. До 6 лет все сделки за тебя делают родители, будь-то покупки в магазине или получение прибыли за рекламу, в которой ты снялась. С 6 до 14 лет ты можешь спокойно совершать мелкие бытовые сделки: покупки книг, конфет и тому подобное. А вот уже после 13 лет ты можешь самостоятельно распоряжаться стипендией, заработком с той же рекламы. Имеешь право открыть свой вклад в банке. Публиковать статьи, стихи, повести и получать доход. Кроме этого в возрасте с 14 до 18 ты несешь имущественную ответственность за то, что я тебе перечислила.
-У нас был случай в школе, когда мой одноклассник Егор разбил окно, так вот ему пришлось возмещать ущерб.
-Знаешь, не только за это несовершеннолетний несет ответственность. Есть еще уголовные и административные правонарушения, где он обязан будет понести наказание. - Светлана Дмитриевна посмотрела на часы. - Ой, уже без двадцати минут пять. Мне пора готовить зал. Даша, извини меня, но давай продолжим нашу беседу позже.
Услышав время девочка моментально вспомнила, что ее ждут снизу. Собеседницы попрощались, и Даша покинула кабинет.
"Да уж действительно сложные эти права. Невозможно представить, что же было без Права. Если они регулируют все даже самые мельчайшие аспекты нашей жизни",- с такими мыслями Даша
-И что ты там делала? -немного возмущенно спросил он.
-Я? Я узнавала от чего зависят мои права. -растерявшись от неожиданности вопроса ответила Даша.
-Ладно, пойдем в машину, а то не успеем.
Они покинули вестибюль и вышли на улицу. Там перед входом уже стояла патрульная машина. Цветом она напоминала полицейскую, бело-синяя, сверху также находилась мигалка. Дядя Андрей сел справа от водителя, а девочка - сзади. Внутри Даша заметила еще кое-что - машина состояла из трех рядов кресел, Задние были прикрыты решеткой: "Видимо от преступников",- подумала девочка.
За рулем сидел тот мужчина, который подошел к дяде Андрею на верхнем этаже. Он был в той же форме, что и его напарник.
-Здравствуй, меня зовут Виктор Степанович. А Вас Даша, если не ошибаюсь. - представился водитель.
-Да, очень приятно. - вежливо ответила путешественница. -Куда мы направляемся?
-Мы едем в школу. Там произошел инцидент: какой-то мальчишка разбил окно. Наша задача - провести воспитательную беседу, - сообщил дядя Андрей.
Машина не спеша проезжала по улицам города. По сторонам стояли красивые дома, рядом проезжали машины, а в небе парили птицы. По тротуару ходили люди, а на площадках играли дети. Этот город был очень яркий и живой. Казалось, что в нем не могли совершаться преступления. Даша задумалась об этом.
-Извините, но неужели в вашем городе случаются преступления. Он же такой спокойный. Люди здесь добрые, - поинтересовалась Даша.
- Да, к сожалению, и у нас бывают печальные моменты. Правда очень редко. -ответил ребенку Виктор Степанович.
- А что вы делаете с такими нарушителями?
- Даже с нарушителями надо действовать в рамках закона, а то сами станем нарушителями. В первую очередь это зависит от их проступка. Бывают административные правонарушения. Например, мальчик разбил окно, как в нашем случае. А бывают и уголовные - кража, нанесение вреда здоровью, убийство и тому подобные.
-Какой ужас! Конечно, нельзя наказывать тех, кто убил или украл равноценно тем, кто разбил окно.
-Именно поэтому и меры, и степень наказания разные. Административные правонарушения караются штрафами, предупреждениями, конфискацией орудия, которым совершилось правонарушение. А вот в случаях уголовных правонарушений и наказания строже: самое распространенное - это лишение свободы.
На этом их разговор снова приостановился, и они молча продолжили поездку. В машине Даша чувствовала себе уютно, несмотря на решетку за головой. Они проезжали все по таким же живым улицам. Лица прохожих сияли от счастья. Было ощущение, что все, абсолютно все люди мира "Право", чувствуют себя очень уверенно и защищено.
"Смотря на дядю Андрея и Виктора Степановича, на их вежливость и доброту понимаешь, насколько ценный их мир. Тяжело сейчас представить, что было бы если бы не Право", – сознание девочки вновь наполнили размышления. - "Как же было бы тяжело человечеству создать государства. Ведь миллиарды людей, населяющих нашу планету, подчиняются практически одним законам."
"Разрешено все то, что не запрещено законом", -вспомнились слова учительницы истории. -"А я ведь даже не задумывалась о необходимости прав. Кроме меня на Земле еще миллионы детей, которые не знают, зачем им права и какую роль они играют в жизни общества. Возможно, и не существовало бы общества, если не было бы право."
Машина выехала на уже знакомый перекресток. Его все также регулировал тот же мужчина, которого она встретила в начале своего пути. "Скорее всего он и есть "Право", он регулирует машины, он направляет их на правильный путь".
Даша, увидев регулировщика, достала листок, который он дал ей. Теперь на нем рассеялись облака, и карта, ясно изображенная, была открыта девочке полностью.
Неожиданно что-то не очень сильно ударило девочку сзади. Даша не почувствовала боли, но в ее глазах замерцали уже знакомые вспышки ярких красок. Она закрыла глаза.
Открыв их, путешественница узнала родную библиотеку, перед ней лежала красная книга, открытая на двадцатой странице. "Видимо я заснула", - подумала она. Девочка подняла голову на настенные часы: "И вправду уже половина шестого! Пора идти домой".
Собрав вещи, Даша вышла из здания библиотеки. На улице было намного меньше людей, чем днем. Прохладный воздух быстро растворил сонливость девочки. И она направилась домой, где ее давно уже ждала мама.

                Авторы: Матвеев Евгений, Перова Анастасия