Фатальность

Владимир Воропаев
Как скоро земля скрывает раны, нанесенные человеком, но это только внешнее «зализывание», а стоит только копнуть…

Помню, как я подростком, вскапывал огород у матери и часто находил в земле гильзы времен Великой Отечественной войны. Поверчу находку в пальцах, рассмотрю её, с умным видом, поднося близко к глазам, да и брошу на кучку мусора, но мысль проносилась в голове: «Возможно, из этой гильзы когда-то вылетела пуля, пролетела коротко и впилась кому-то в сердце…»
И так мне живо представлялось это, что я спрошу мать:
-Мамань, что это я в огороде так часто гильзы нахожу? Здесь что – бои проходили в войну?
-А то как же! Конечно! Вот, помню, как наши зимой наступали здесь у Пришибских гор, то сильные бои шли. И здесь в наших огородах, хорошо помню, как наши разведчики шли на лыжах и в белых халатах, а нам ребятне интересно! Мать нас загоняет домой, а так не хочется чего-нибудь просмотреть!
-А разве не страшно было?
-Страшно, но и любопытство разбирало. Особенно когда из соседнего дома немецкий пулеметчик стрелять начал – он на чердаке сидел. Много наших поубивал. У соседей дом выше нашей завалюшки был – кирпичный.
А разведчики залегли вот прямо здесь в нашем огороде, и давай по нему стрелять из автоматов. Потом слышим: умолк пулемет – застрелили немца, а когда чердак проверили, то оказалось – он был прикован цепью к деревянной балке, поэтому и не сбежал – до последнего отстреливался.

Меня очень впечатляет рассказ матери; жаль мне прикованного немца, жаль и наших убитых им разведчиков:
-А кто же его приковал? – спрашиваю я мать.
-Да свои же и приковали; видно проштрафился.
Мы продолжаем с матерью копать огород: здесь посадим картошку; а когда-то на этой земле лежали в снегу наши бойцы, и в них стрелял прикованный цепью к балке немецкий солдат…

Апрель 2015 год
г. Алчевск