Заветная тетрадь или рукописи не горят. Ч. 19

Таисья
Заветная тетрадь или "рукописи не горят".

(На фотографии: "Вечный огонь" - Житомир - Украина).

Часть 19.

Послесловие.

Бабушке Мане посвящается...

31 марта исполнилось 45 лет со дня смерти моей любимой бабушки Мани (Рабинович (Карась) - 1892 - 31.03.1970.)

Мне в наследство от бабушки досталась тетрадь её среднего сына Боруха Рабиновича, 1923 года рождения, в 1940 году окончившего школу N 3 г. Житомира.

В первые дни Великой Отечественой войны 1941-1945 годов Борис (Борух) ушёл добровольцем на фронт и пропал без вести.

Бабушка ждала пропавшего сына всю свою жизнь, но так и не дождалась...

Бабушке чудом удалось сохранить эту тетрадь при эвакуации под фашистскими бомбёжками из горящего Житомира в сибирский город Омск.

Бабушка хранила эту тетрадь всю свою жизнь и очень ею дорожила.

Тетрадь в хорошем состоянии, несмотря на то, что ей почти 75 лет...

Я привезла эту заветную тетрадь моего родного дяди с собой в Израиль.

В этом году ему исполнилось бы 92 года...

Текст тетради передаю в подлиннике: четырнадцать листов.

Даты в тетради отсутствуют, но автор пишет, что ему восемнадцать лет, значит, это сорок первый год...

Передо мной лежат рукописи Бориса... Ему восемнадцать лет... Планов громадьё...

***

Привет тебе, весна!

***

Собственное творчество Бориса Рабиновича.

(Это заголовок тетради).

***

В тетради 14 листов, 18 записей: стихов, рассказов и даже одна басня.

Я никогда прежде не открывала эту тетрадь-рукопись... Но видно, пришло время прочитать эту чудом уцелевшую за столько лет тетрадь моего дяди, что я и сделала.

Ежедневно вместе с читателями я отправлялась в довоенное время 1940-41 годов:

Часть 1.

Четверостишья.

Часть 2.

"За столом вечером." - (Стихотворение).

Часть 3.

"Последняя встреча или выход из положения." (Рассказ студента.) - (Рассказ).

Часть 4.

"Охота." - (Рассказ).

Часть 5.

"Спасибо." (Ученическое стихотворение, посвящённое окончанию школы). - (Стихотворение).

Часть 6.

"Снег в апреле." - (Рассказ).

Часть 7.

"Физкультура на каждом шагу." - (Рассказ).

Часть 8.

"Сорванное торжество." - (Рассказ).

Часть 9.

"Утренний разговор." - (Рассказ).

Часть 10.

"Новогодняя ёлка." - (Стихотворение).

Часть 11.

"Люблю вас, синие глаза." - (Стихотворение).

Часть 12.

"Дружба." - (Стихотворение).

Часть 13.

"Конь и Рыба." - (Басня).

Часть 14.

"Новогодние стишки. Соученикам." - (Стихотворение).

Часть 15.

"Гимн летних дней." - (Стихотворение).

Часть 16.

"Мне восемнадцать лет." - (Стихотворение).

Часть 17.

"Я знал тебя давно." - (Стихотворение).

Часть 18.

"Привет тебе, весна!" - (Стихотворение).

Тетрадь закрыта.

Чтение и публикации окончены.

Я осталась наедине со своими мыслями, чувствами, переживаниями, словно некая машина времени перенесла меня в ту жизнь на 75 лет назад в украинский город Житомир, и мне стало искренне жаль расставаться с рукописью.

Всё это время я жила духом и атмосферой 40 - х годов, событиями, описанными в рукописи, я невольно окунулась в ту довоенную мирную жизнь, о которой нам рассказал в своих произведениях восемнадцатилетний юноша, недавно окончивший школу - мой дядя Борис. Он свято верил в свои идеалы, в светлое будущее, он не знал, что случится завтра... А мы знаем...  Знаем, что "Завтра была война"...

Поэтому я и решила написать послесловие...

Во время работы над рукописью я знакомилась с фотографиями и историей города Житомира довоенных лет. Представляла себе жизнь отдельно взятой семьи моих самых близких и дорогих сердцу родственников: бабушки и дедушки и их троих сыновей.

Старший сын Берк (1921 г. рожд.), закончив в 1939 году в Житомире аэроклуб, был призван в 1940 году в Армию. Он был уже подготовленным специалистом: стрелком - радистом одного из экипажей штурмовой авиации. Сталинград, участником которого он был, положил конец разгулу гитлеровского фашизма. Фронтовые пути-дороги не закончились в поверженном Берлине, был Дальний Восток и война с Японией.

Средний сын Борух (Борис) (1923 г. рожд.) - автор этой тетради, был настоящим патриотом своей Родины, в 1941 году ушёл добровольцем на фронт и пропал без вести...

Младший брат, мой папа, Ушер (1926 г. рожд.) 14-летним подростком под бомбёжками эвакуировался в самом начале войны с родителями в сибирский город Омск и более 30 лет проработал на Авиационном заводе. Во время войны самоотверженной работой в тылу он обеспечивал фронт, высокой ценой ковал Победу и, как следствие, рано ушёл из жизни...

Я искренне рада, что все восемнадцать статей рукописи Бориса успели увидеть свет к 9 Мая - знаменательной дате 70 - летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Разрешите поблагодарить всех читателей, откликнувшихся на публикацию произведений моего дяди, за доброе внимание, поддержку и искренние соболезнования!

Низкий поклон Вам!

Никто не забыт - ничто не забыто!

Светлая память!

***

Вспомним всех поимённо, 
горем
вспомним
своим... 
Это нужно - 
не мёртвым! 
Это надо - 
живым! 
Вспомним
гордо и прямо 
погибших в борьбе...

Есть
великое право: 
забывать 
о себе! 
Есть 
высокое право: 
пожелать 
и посметь!..

Стала 
вечною славой 
мгновенная 
смерть!

(Р. Рождественский - "Реквием." - 1962 г.).

- - - - - - -

19 апреля 2015 г.