Оксфорд. Как много в этом слове!

Дина Мильнер
Изначально мы планировали выехать за пределы Лондона пару раз. В случае с Оксфордом вопрос встал так: Оксфорд или Кембридж? «Оксфорд, Оксфорд, Оксфорд», - отозвался фейсбук. На том и порешили.

На этот раз нас ждал поезд -  комфортный, быстрый и полупустой. Нам вообще очень понравилось ездить на поездах в Англии. И поскольку мы снова вывалились из дома неприлично поздно, то  взяли билет в категории «off-peak time»: он стоит  в 2 раза дешевле. Вообще  понятия пикового и непикового времени постоянно используются в отношении транспорта  (метро, поездов), поэтому если вам не нужно спешить в офис – лучше выйти чуть позже и также позже возвращаться назад.

В Москве я немного читала про Оксфорд, но маньячно-пошагово (как я обычно это делаю) ничего не планировала – Лондон забрал всё моё время. Муж вообще этого дела обычно не касается, он спокоен, как удав, и ему всё, что ни покажи и  куда не пойди, – хорошо. Поэтому про достопримечательности Оксфорда и их часы работы судорожно читала в поезде я, приговаривая свою привычную мантру «Мы никуда не успеееем!» «Успеееем!» – отзывался муж эхом, оторвавшись от своей телефонной игрушки.

Выпрыгнув из поезда, мы погнали по направлению к центру.  Я была полна нетерпения. Ну, ну, ну? Какой же ты, город, от одного названия которого начинаешь говорить по-английски с британским акцентом, даже если до этого ты не знал ни слова?
 
Особая камерность Оксфорда чувствуется с первых шагов. Оживленная шоппинг-улица, где современные бренды «живут» в, мягко говоря,  старых домах с поросшей мхом черепицей  века эдак пятнадцатого-шестнадцатого; старые почтовые ящики и, контрастом, красные дабл-декеры, шуршащие мимо; девушка с велосипедом и готическая башня известнейшего колледжа Christ  Church, в который мы уткнулись сразу же. 
Все как обычно. Сочетается несочетаемое. Эти люди умудряются сохранять древнее и при этом в нем жить. Жить обычной современной жизнью, с даблдекерами, айфонами, автомобилями и планшетами.

«Один из самых крупных аристократических колледжей Оксфордского университета. Основан в 1525 году кардиналом Томасом Уолси. Выпускниками колледжа Крайст-Чёрч были тринадцать премьер-министров Великобритании, что равно числу премьер-министров-выпускников остальных 45 колледжей Оксфорда и превосходит результат любого отдельно взятого колледжа Кембриджского университета», - читаем мы в Википедии про Christ Church. Неплохо, да?

Мы бродили по территории практически одни. Студенты уже разъехались на рождество.
По внутренним дворам колледжа можно походить за отдельную плату, чем мы не преминули воспользоваться. Помимо того, что это самое престижное заведение Оксфорда, здесь же снимали некоторые сцены фильма о Гарри Поттере. Собственно столовую-холл школы Хогвартс снимали здесь, однако во время нашего визита зал реставрировали, поэтому нам пришлось довольствоваться лишь парадной лестницей.

В колледже самый большой внутренний двор, где опять же кучу всего снимали. Для внутренних религиозных «нужд» прямо при колледже отгрохали изумительной красоты храм. Собственно название колледжа – это, прежде всего, название храма.

В общем и целом, путешествуя, мы с мужем как-то негласно и, безусловно, субъективно, стали делить храмы на «официально-формальные» и «действительно намоленные». Этот - немного формален, но в нем очень красиво и хорошо. То, что делали мастера с камнем в средневековье и позже – это просто потрясающе! Ну и готика с витражами – это  сильно "моё".
Однако больше всего при осмотре меня растрогала мемориальная табличка Уильяму Паунду, который верой и правдой служил  колледжу и заслужил уважение всего общества. К слову, господин Паунд занимал должность, название которой сложно перевести на русский одним словом. Это было что-то вроде «дежурного при входе в колледж».

Еще мы заглянули в местную библиотеку, с длинными лестницами в небо и старыми фолиантами, доступными только студентам. Впрочем, можно было походить по маленькой галерее, расположенной тут же. Внизу сидел пожилой джентльмен в кашемировом свитере.
«Вы студенты Оксфорда? Студентам положен входной билет с большой скидкой», - пояснил он
Студенты Оксфорда. Боже, как звучит. Муж, может быть мы студенты Оксфорда? Хотя нет, какое там. Скажите, что мне  все это снится. Скажите, скажите… Можно я не буду  покупать билет ни в какую галерею? Можно я просто посижу на стульчике рядом с джентльменом, заглядывая ему в рот  и смакуя каждый звук оксфордского выговора?

Просто представьте: вас пустили в декорацию 16 века. Или 15. Или 14 – не суть. И вот вы ходите и понимаете, что ничего это не декорация. Это правда 14 век, и 15, и 16… А  декорации – это как раз даблдекеры, айфоны и автомобили. В общем, купите себе специальные липучки для челюсти перед посещением таких аутентичных мест, ибо она, челюсть, при посещении оных, постоянно падает.

Мы пошли по «декорации» дальше, потому что весь город – это одна сплошная такая однородная декорация. Во-первых, дорожки. Вроде бы ничего особенного: по бокам газоны, листья насыпаны. Но нет: это особенные оксфордские дорожки, уходящие в математическую и метафизическую бесконечность, на которых тут же хочется снимать какое-нибудь очень высокобюджетное голливудское кино. Много кино. На каждой бесконечной дорожке.

Потом еще были футбольные поля, на которых оксфордские дети занимаются физ-рой, а также образцы ландшафтного дизайна, университетский ботанический сад, потом офисное здание в виде дворца 17 века,  потом еще один колледж, и еще один, и еще один…

При виде «главного здания» каждого из них меня охватывал кретинизм, я радостно тыкала в него пальцем  и кричала мужу: «Ы! Смотри, какое-то аббатство или храм!» Потом мы подходили ближе, видели табличку «колледж» и я глубокомысленно изрекала: «А, так это у них главные корпуса такие..» История с «аббатством или храмом»  повторялась у следующего учебного заведения.

Однако наступала зимняя пятичасовая темнота, и мы двинулись по направлению к Бодлианской библиотеке. По пути мы увидели что-то грандиозное за позолоченной решеткой. Несмотря на то, что Оксфордский университет – это общее название для всех колледжей, раскиданных по городу, я тешила себя надеждой, что есть некое здание «откуда есть пошла земля оксфордская». Забегая вперед скажу, что такое место всё-таки есть.
 
Рядом  стояли два молодых парня, предположительно откуда-то из Европы, разглядывая дворец за решеткой и сравнивая его с картинкой в айфоне.
- Ребят, не знаете что за зданьице? - решила воспользоваться «помощью зала» я
- Дык вот, сами смотрим в википедии. Оксфордский университет, - улыбнулись они
- Да вы что? Не может быть, - подыграла им я

Катя, спросила я себя, как ты могла поехать в Оксфорд не подготовившись?! Это, конечно, отдельное удовольствие, стоять дураком перед золочеными воротами очередного здания Оксфордского университета, «смутно» догадываясь, что всё тут вокруг – Оксфордский университет, куда ни ткни пальцем. Напомнило диалог героинь в  фильме «Москва слезам не верит»:
- А он кто?
- Кандидат технических наук
- А каких, каких наук-то?
- Технических!

«Дворец за решеткой» оказался  местом, где живут и работают лучшие преподаватели со всего мира. Это такая работа мечты: они читают несколько лекций в неделю, а остальное время проводят за своими исследованиями. Об этом мне скажет гид в Бодлианской библиотеке.

Читаем в Википедии:
«Бодлианская библиотека - библиотека Оксфордского университета, которая оспаривает у Ватиканской право называться старейшей в Европе, а у Британской — титул самого крупного книжного собрания Великобритании. С 1610 (официально — с 1662) года наделена правом на получение обязательного экземпляра всех изданий, выпускаемых в стране.
Библиотека носит имя сэра Томаса Бодли (1545—1613) — известного собирателя старинных манускриптов, состоявшего на дипломатической службе королевы Елизаветы. Между тем её основателем должен считаться епископ Томас де Кобэм (ум. 1327), создавший при университете небольшое собрание книг, прикованных к полкам цепями во избежание их выноса за пределы здания».

Вы не были в Бодлианской библиотеке? О! Вам непременно стоит её посетить! Мы берём получасовую экскурсию. Милая девушка-гид, ведет нас, интернациональную тусовку, наверх, где мы воочию видим те самые книги, привязанные цепями, которые можно было читать только при дневном свете, потому что чтение при свечах могло привести к пожару.
«Очень неудобной для работы была первая библиотека», - улыбается она.
   
Потом она показывает более поздний читальный зал,  созданный после того, как Сэр Бодли подарил свою коллекцию Библиотеке, в котором снимали очередную сцену из Гарри Поттера. Помните, где они практикуют разные заклинания и у них начинают летать предметы? Поразил также  тот факт, что с 17 века у Библиотеки есть все экземпляры всех печатных изданий, выходящих в Британии. Ну и все эти богатства хранятся, в частности, под землей плюс они заканчивают реставрацию еще одного «нового» здания 19 века.

Потом мы спускаемся вниз в необычайно красивую белокаменную комнату с резным потолком и готическими сводами. Ммм.. как же я люблю готику!
«Все вы знаете, что Оксфордский университет – это ряд отдельных колледжей», - начала наша гид, - «однако если все же говорить о том, откуда он пошел исторически, то можно сказать что отсюда, из этой залы».
Ага! Так вот ты откуда есть пошёл, Оксфордский университет!

Далее она подробно рассказала про то, что здесь проводились теологические диспуты, а также  экзамены по богословию, поскольку Доктор Богословия  была самой престижной и необходимой степенью, если ты хотел  продвинуться по «карьерной лестнице». Экзамены были очень трудные. Не сдал – оставайся на второй год.

Всю эту белокаменную красоту пытались пообломать во время Реформации, в прямом смысле этого слова, ибо было негоже  Богу молиться в такой роскоши. Но, к счастью, отколупнули буквально несколько архитектурных деталей, остальное оставили. Гид показала нам зелёным лазерным фонариком эти фрагменты.

Упомянула она и о том, что зал можно снять для различных торжеств: свадьба, юбилей, еще что-то. Стоимость аренды – 500 фунтов в час. Мне показалось, что  совсем недорого для такой-то «комнатки», а?

Потом мы гуляли по оксфордской рождественской ярмарке и уже совсем в ночи прошлись по близлежащей улице. Это было средневековье, друзья! Если бы не одинокий ночной велосипедист, проезжавший мимо, и фонарь то всё выглядело как полное и безоговорчное средневековье!

А вот ещё сообщение в фейсбуке, на которое я наткнулась, печатая эту главу в ночи. Писала, помню, по очень горячим следам:
«В каком-то нереальном восторге от Оксфорда... Это смесь религиозного чувства с нон-стоп ощущением того, что тебя погрузили в несколько английских фильмов сразу, и ты, такой случайный чувак в трениках, затесался на съемочной площадке, ходишь с отвисшей челюстью и зыришь по сторонам. Блин, и они в этом живут, представляете? И учатся! Потрясающий город и удивительная страна!»

После богатой культурной части, мы наелись и напились горячего чаю, снова затарились какими-то неполезными вкусностями в кулинарии Marks&Spenser, погрузились в поезд и заснули в мягких удобных креслицах. Хотела написать «под стук колёс», но никакого стука не было, поезда в Англии  - прекрасные. Домой! В Лондон!


Фото Оксфорда можно посмотреть здесь: