Пуанты в подарок

Наталия Лодеева
Милый Таллинн, иду по твоим старым улочкам, дарившим мне в детстве волшебные сказки, которые сегодня подчас становятся уже моими случайными подарками другим людям.

Улица Тоом-Кооли. На одном старинном доме – барельеф Вольдемара Пансо, который рукой указывает на здание напротив. Что же там находится? – Хореографическое училище, именуемое сегодня государственным Таллиннским балетным училищем (Tallinna Balletikool). Оно было основано в 1946 году. Многие известные балерины и танцовщики вышли из этих стен.

Я с подругами часто ходила на балетные спектакли в Государственный Академический театр «Эстония», и всегда радовалась, находя в программке имя Кайе Кырб – неподражаемой балерины, в танце которой сочетались удивительная техничность и тонкая одухотворённость.

В то время мы – юные гимнастки-художницы, бредили балетом. После третьего класса все пошли на вступительные экзамены в хореографическое училище, но в моём случае неутешительный вердикт врачей был неумолим. Но разве может кто-то, влюблённый в свою мечту, с ней запросто распрощаться? Вот и я в детстве всё равно постоянно занималась танцами – бальными, народными. Потом, уже в старших классах, замечательный хореограф Надежда Петросян собрала нас – бывших гимнасток – и создала коллектив эстрадного танца «Modus», который бы сегодня назвали «шоу-балетом».

Помню, однажды летом перед девятым классом мы с мамой оказались в Ленинграде. Зашли в знаменитый театральный магазин «Маска» на Невском проспекте. Я с замиранием сердца разглядывала всякие удивительные вещи – грим, маски, блёстки и вдруг увидела пуанты! Попросила продавщицу показать их поближе, примерила. Мама тогда купила мне пару этих волшебных розовых атласных башмачков.
 
День был солнечный. Мы гуляли, любуясь городом, а в Александровском парке напротив Адмиралтейства решили отдохнуть. Присев на скамейку, я достала пуанты и, прижав это чудо к груди, чувствовала себя на седьмом небе от счастья. 

Сегодня забавно вспоминать, как вернувшись из Ленинграда,  я пригласила подружек, и целый вечер был посвящён моему новому сокровищу (в советские годы в Таллинне подобных театральных магазинов не было, и «Маска» на Невском была чем-то сродни лавке чудес). Конечно же, пуанты мерялись, вызывали восторг и бурю эмоций у всей нашей танцевальной компании. Мы даже подумывали, не попросить ли нашего тренера поставить танец с их «применением по назначению». Наивно, но в этом была попытка догнать далёкую мечту о балете.

Через годы, когда  моя семья переехала из Таллинна в Ленинградскую область, я сама стала преподавать хореографию в местном Доме культуры. Вела сразу несколько групп: бальные танцы, ритмику для малышей и шоу-балет для девушек постарше. Девяностые годы. Перестройка. Время, когда взрослые были заняты проблемами сведения финансовых концов с концами. Дети по большей части занимали себя сами. Безусловно, возможность посещать художественные кружки, прикасаться к тайне танца для многих сельских девчонок и мальчишек была тогда просто необходима и даже спасительна от нашествия наркоты и прочих непотребств.

Однажды на антресолях я нашла свои пуанты. И сразу появилась идея поставить балетную миниатюру. В одной из моих групп была очень талантливая девочка Люда.  Она мне рассказывала, что тоже мечтала стать балериной. Мы вместе подобрали музыку и начали оставаться после общих занятий для индивидуальных репетиций. В то перестроечное время все жили сложно, вернее – выживали. Возможностей для пошива дорогих костюмов ни у Дома культуры, ни у родителей не было. Всё создавалось, из, так сказать, «подручных материалов» – лоскутков да обрезков. Но этот танцевальный номер мне хотелось представить особенно…

Надо было, чтобы Людочка почувствовала себя настоящей принцессой. Чтобы среди всего того хаоса, что творился вокруг, её мечта, так похожая на мою, осуществилась. Конечно, возможности попасть в балетный класс Вагановского училища у моей ученицы-восьмиклассницы уже не было, но ощутить себя настоящей балериной пусть и на сцене простого сельского клуба для неё было важно. Как быть с костюмом? Выход нашёлся – моё бывшее свадебное платье, ножницы, швейная машинка!

На генеральную репетицию перед концертом в честь Праздника урожая, традиционно проводимом в Доме культуры, я шла с драгоценным пакетом… Танец никто из ребят, родителей и сотрудников клуба до того времени не видел. Сегодня должен был состояться дебют. Мы с Людой готовили сюрприз. На репетициях у неё получалось всё, и мы сами с трепетом в душе ощущали реальность осуществления общей мечты.

Зайдя в зал, где меня уже ждали мои детки-танцоры, я отдала Люде пакет с платьем и отправила её переодеваться в примерочную, где было большое зеркало.

Прошло минут десять… Моя прима не возвращалась. Я направилась её поторопить, и, зайдя в комнату, увидела картину, заставившую меня замереть на месте. Перед зеркалом сидела моя дорогая ученица в чудесном гипюрово-кружевном расшитом блёстками платье, в атласных пуантах и плакала, уткнувшись лицом в пышные волны подола…

– Людочка! – прошептала я…

– Оно… Я… Всё это, – она не находила слов. – Я не могу поверить, что это я, там, в зеркале – там какая-то другая! Она – принцесса… Я… Никогда… У меня никогда не было такого платья!

Я закрыла за собой дверь и присела рядом с девочкой. Мы плакали вместе. Что-то происходило… – В старом сельском клубе творилась добрая сказка, сказка о маленькой Золушке из мира, раздираемого противоречиями, где ломались нравственные ценности и традиционные устои, где теперь всё измерялось в заморских зелёных бумажках, где взрослым не было дела до тех, кто хотел верить в чудо, мечтать и смеяться…

На следующий день моя маленькая балерина танцевала на концерте. Музыка закончилась. Танцовщица замерла. Зал молчал. И вдруг что-то словно прорвалось в тишине – со всех сторон послышался шум аплодисментов, зрители вставали, кричали «Браво!». Я думала, что Люда стушуется и убежит, но моя принцесса улыбалась и, сделав изящный поклон, грациозно, с достоинством, как подобает настоящим балеринам, прошествовала за кулисы…

Таллинн. Старые улочки, дарящие мечты. Однажды одна из них, словно волшебное семечко, поселилась в моём сердце, чтобы через много лет расцвести сказочным цветком и украсить жизнь другой русской девочки.