Лицом к лицу с двойником

Олег Маляренко
В дневное время троллейбусы не часто заполнены пассажирами. Вот и тогда Фёдор Глебович ехал в полупустом троллейбусе, глубоко погружённым в свои мысли. Краем глаза он заметил по другую сторону от входной двери сидящего лицом к нему мужчину. Что привлекло внимание Фёдора, он сразу не понял. Наконец до него дошло, что фигура похожа на него самого. Это вполне могло быть отражение в стекле или зеркале. Чтобы это исключить, он покачал головой. А поскольку фигура не повторила его движения, напрашивался вывод, что мужчина совершенно реальный.
 
Фёдор стал внимательно рассматривать незнакомца. Тот был удивительно похож на него: лицом, фигурой и даже одеждой. Только был старше него, но не намного. От мужчины не ускользнуло внимание Фёдора, и он улыбнулся ему, что бывает довольно редко.
 
Место рядом с мужчиной было свободно, чем и воспользовался Фёдор.

- Простите, вы не находите. что мы с вами очень похожи, - смущённо произнёс он.
- Определённо сходство есть, словно мы с вами без малого однояйцовые близнецы.
- Чтобы в этом разобраться, давайте представимся друг другу.
- Меня зовут Пётр Николаевич, а вас как?
- Фёдор Глебович. Когда вы выходите? Думаю, что нам есть о чём поговорить.
- Согласен. А выхожу я на следующей остановке.
- И я тоже.

Мужчины прошли в ближайший сквер и присели на скамейке.

- Извините за любопытство, - начал разговор Фёдор. – Сколько вам лет?
- Тридцать семь. А вам?
- Тридцать шесть. Мы почти ровесники, потому предлагаю перейти на «ты».
- Нет возражений.
- Скажи, Петя, ты здесь родился?
- Нет, я родом из Брянска. А ты?
- Я коренной житель. Петя, скажи, у тебя родители родные или приёмные? – спросил Федя.
- Родные. А у тебя?
- У меня тоже. Значит, версия о близнецах не возникает. Слушай, город у нас небольшой, и странно, что мы раньше не встречались.
- Ничего нет удивительного. Мы с женой перебрались сюда только три месяца назад.
- Тогда это всё объясняет.
- Что именно?
- Что в последнее время знакомые обвиняют меня, что они со мной здороваются, а я им вроде не отвечаю.
- Так это со мной здороваются незнакомые люди.
- И что, тебе трудно им ответить?
- А у меня привычка не здороваться с незнакомыми людьми.
- Странная привычка. Если ты ответишь, от тебя убудет?
- Не убудет, конечно. Скажи, Федя, твоего сына зовут Виктор?
- Да. Откуда ты знаешь?
- Недавно остановила меня женщина и представилась учительницей. Так она на меня обрушилась, что мой сын Витя запустил учёбу и ведёт себя развязно. Я стал ей говорить, что она обозналась, что у меня нет сына, а две дочки, и те школу уже окончили. Так она заявила, что я вру, потому что знает меня уже много лет.
- После этого я наслушался от неё упрёков, будто пытался ввести её в заблуждение, - засмеялся Федя.
- Это ещё цветочки по сравнению с тем, что испытал я, - улыбнулся Петя. – Мне жена закатила истерику, когда добрые люди передали ей, что видели меня в компании с другой женщиной. А когда я стал убеждать её, что такого не было, так это ещё больше подлило масла в огонь. В конце концов, жена мне поверила, но подозрение затаила.
- Да, Петя, попали мы с тобой в без вины виноватые. Позволь тебя сфоткать, чтобы было чем оправдываться.

Фёдор заснял своего двойника смартфоном, после чего тот проделал то же своим. На удивление, и их смартфоны оказались похожими.

- Послушай, Федя, давай вызовем сюда наших жён. Пусть и они полюбуются нами, - предложил Пётр.
- А почему нет? Только причину их вызова не надо раскрывать.

Сказано – сделано. Мужчины стали ждать своих спутниц жизни.

- А что, Петя, живы твои родители?
- Слава богу, живы. А твои?
- И мои тоже. Почему ты об этом спросил?
- Как известно, часто приёмные родители скрывают от своих детей факт усыновления. А что, если и у нас подобная история, и мы с тобой братья, а то и близнецы?
- Близнецами мы никак не можем быть из-за разницы в возрасте. А братьями мы теоретически можем быть. На всякий случай, надо будет хорошо расспросить родителей.
- Бывают же на свете чудеса. Есть ещё один вариант, что у нас один отец, - хитро глянул Пётр.
- Ну, ты и загнул! Давай остановимся на том, что мы похожи случайно.
 
Фёдор издалека заметил, что к ним приближается его жена Раиса.

- Петя, давай станем рядом. Посмотрим, к кому из нас подойдёт моя Рая, - предложил Федя.

Они стали рядом, изобразив улыбки.

Рая остановилась перед двойниками и с удивлением стала их разглядывать.

- Впервые вижу своего мужа в двух экземплярах, - усмехнулась она, подойдя к нему. – Федя, почему ты не говорил мне, что у тебя есть брат-близнец?
- А что, мы и в самом деле похожи? – поинтересовался Федя.
- Даже очень, хотя тебя я узнала сразу.
- Познакомься, Раечка, с Петром Николаевичем, моим двойником.

В это время на аллее сквера появилась женщина с собачкой.

- Внимание! – оживился Петя. – Встречаем мою Настю. Строимся!

Мужчины вновь стали рядом, а Рая отошла от них.

Собачка с громким и заливистым лаем подбежала к группе и остановилась вблизи Петра.

- Петя, поясни, почему ты меня сорвал с работы? – взяла высокий тон Настя.
- Причина более чем уважительная. Познакомься, дорогая, с моим братом-близнецом.

И тут Петина жена заметила, что незнакомый мужчина удивительно похож на её мужа.

- В самом деле? Вот это новость! Вас просто трудно отличить друг от друга! Как ты мог так долго скрывать от меня своего брата?
- Успокойся, он всего лишь мой двойник. Но ты всё-таки меня узнала, - откликнулся Пётр.
- Только благодаря Тобику, - засмеялась Настя. – Ну, что? Так и будем стоять? Пошли в кафешку, встречу двойников надо отметить.

В кафе мужчины взяли себе по пиву, а для дам «Фанту». Разговоры вели в основном двойники, рассказывая о себе. Многое в их биографиях совпадало, что неудивительно при их похожести. Под конец договорились дружить семьями и ходить друг к другу в гости.

Через две-три недели супружеская пара Пети пришла в гости к Фёдору. Их радушно встретили, познакомились с его родителями. Приятно посидели за столом, повеселились и о многом поговорили. Особенно хорошо прошлись по похожести Петра и Феди.

Когда гости собрались уходить домой, из своей комнаты вышла Федина бабушка Дарья. Она долго рассматривала пришедшую пару сквозь толстые очки, а потом перевела взгляд на Петю.

- Из каких краёв будешь, милок? – спросила старушка у него.
- Я родился в Брянске, но большую часть жизни прожил в Саратове, - ответил он.
- Твои бабушки живы?
- Нет. Отцова умерла до моего рождения, а матери – десять лет назад.
- А как их звали?
- Агафья и Евдокия.
- Какая была фамилия у Евдокии в девичестве?
- Честно сказать, забыл. Могу спросить у мамы. А зачем вам это надо?
- Бабушка, что ты пристала к гостю? – не выдержал Фёдор.
- Постой, внучок. Я дело говорю.
- Вспомнил, вспомнил, - засиял Петя. – У неё была фамилия Павлова.
- Так вот, Петруша, я родом из Брянщины, у меня была сестра по имени Евдокия, и фамилия её была, как и у меня – Павлова. Она куда-то исчезла, и с тех пор о ней не было слышно. А что, если твоя бабушка и была моей пропавшей сестрой Дусей. У тебя есть её фотокарточка?
- Есть одна, когда она была молода.
- Принеси карточку. Свою сестру я узнаю сразу.
- Петя, давай съездим за фоткой, - предложил Федя.

Через полчаса друзья привезли требуемый артефакт.

Бабушка долго рассматривала фотку пристальнее, чем микробиолог блоху. Наконец она сняла очки и произнесла с придыханием:

- Это она, моя сестричка Дуся…

Эти слова утонули в оглушительном восторге и аплодисментах.

- Ну, братишка, ты рад? – спросил Фёдор.
- Не только рад, братик, но и счастлив, - ответил Пётр.

В самом деле, если их бабушки родные сёстры, то у них общие прабабушка и прадедушка. Их мамы – двоюродные сёстры, а Федя и Петя – троюродные братья.

- Я и прежде подозревал, что мы – родня! - воскликнул  Фёдор. - Чудно, что наши гены проснулись в четвёртом поколении.
- Людей можно обмануть, но гены никогда, - заверил Пётр.

Его бабушка Дуся жила на Урале. Пётр видел её три раза, последний – на похоронах. В последние годы она жила одиноко, но не хотела никого из своих детей обременять. В память о ней осталась малахитовая шкатулка и единственная фотография.

«Бабушка, как ты могла потерять свою сестру Дашу, которую я сегодня случайно встретил?» - размышлял Пётр по пути домой. Его подмывало сообщить об этом родителям, но была уже поздняя ночь.

Утром следующего дня Пётр позвонил матери.

- У меня для тебя прекрасная новость! – радостно воскликнул он. – Я нашёл сестру бабушки Дуси, значит, твою тётю. Её зовут Дарья, и она тоже из Брянска.
- И где ты её нашёл?
- У своего приятеля, который на меня очень похож.
- Сынок, я вынуждена тебя разочаровать. У бабушки Дуси никакой сестры не было, а только два брата. А ты спросил, какая у неё была фамилия до замужества?
- Спрашивал. Она была Павловой, как и наша бабушка.
- Ошибаешься, сынок. Бабушкина фамилия была Павлюкова.
- Жаль, конечно, - грустно произнёс Пётр.

Значит, родство с семьёй Фёдора отпадает. Почему бабушка Дарья признала по фотографии свою сестру? Обозналась или сделала это намеренно? Вместе с тем, кажется, что рано ставить точку. Трудно представить, что два разных человека могут быть так похожи. Может быть всё-таки, что они близнецы, а разницу в один год можно и дописать. Возможно, что история когда-либо прояснится. А пока никому о своих сомнениях не скажу. Пусть с Фёдором мы останемся братьями, хотя и троюродными.

Кто-то подсчитал, что у каждого человека есть семеро людей, похожих на него. Факт весьма сомнительный, так как не объяснят - почему семь, а не шесть или восемь.

В конце концов, все люди – братья, а также сёстры.