Ягуся

Анзори Хасия
Было все давным-давно,
Пересказано оно;
Правда в том, что было то,
Что не помнит уж ни кто…
 

Жил был Царь,
С Царицей нажил сыновей;
Трёх почти богатырей,
Да вполне себе разумных;
Внуков сильно захотел,
И потребовал жениться,
Даже тех кто не успел,
Сердцем, пару себе выбрать.

Младший сын - Иван Царевич,
Дочь Кощея пригласил,
И Царю ее решил,
В качестве жены представить;
Свой авторитет поправить,
Братьев сильно удивить,
Василису полюбить!

Василиса - дочь Кощея,
Отказать ему не смея,
Все умела, все могла,
Воду в ступе не толкла;
А сама была красива,
И умна, и говорлива,
Для Царевича она,
Сил и радости полна!

Ждать до свадьбы не хотел,
И разрушил ей предел;
Сразу всё Кощей узнал,
И к себе её призвал;
Василису, голубицу,
Не лягушку, а девицу,
Для  разборок уволок –
«Приезжай за ней, внучок!»
 
Царь Ивану молвил так:
«Рано утром – натощак,
Поезжай ты к бабке в лес,
Расскажи что ты балбес;
Пусть подскажет, как тут быть –
Пыль глотать, а ль мёд нам пить;
У неё с Кощеем было…
Мне Царица говорила».
 
Было дело, Царь влюбился,
И не думая женился!
Вот тогда Царицей стала,
Дочь Яги, хоть не пристало,
Не царевну в жены брать;
Да еще какая мать!
Внуков всех Яга любила;
От напастей всех хранила.
 
В ночь Царевич на коне,
Поскакал к Бабе Яге;
А она была как рада!
Баню, яства все на стол;
«Бабушка моя, постой!
Мне бы с делом разобраться,
С Василисой не расстаться,
Мне б Кощея победить,
Мне б жену себе отбить».
 
«Стоп», Яга ему сказала,
«Свадьба, девка это мало,
Ты Кощея мне не тронь,
За него я хоть в огонь,
Он хорош был - сокол ясный,
Ну и я была прекрасной –
Чернобровой и с косой…
Да не с этой, а с другой.
 
Понимаю, Василиса – дочь его,
И он боится – не закралось ли родство,
Ведь и я была его, а не только её мать,
Да не помню, как ё звать;
Потому он суетиться,
Думает нельзя жениться!
Мать твоя, она ж Царица,
Догадаться бы могла.
 
Змей Горыныч  муж мой был,
Дочь свою всегда любил;
А Кощей, меня любил!
Тосковал по мне болезный,
Мне казался бесполезный он тогда,
Но был хорош…
Всё себе не заберёшь".

Тут Иван Царевич встал,
Во весь голос заорал:
«Лишь на ней хочу жениться,
Лишь она моя царица,
Лишь её люблю навек…»
«Глянь из Ваньки Человек, 
Всё же вырос, эх мужчины,
Хватит вам и половины, чего требуете вы.
 
Ладно, я поговорю с Кощеем,
Да и доказать сумеем…
Родовую книгу ты, разыщи и принеси;
Там и сроки, и анализ…
Матери твоей остались;
Ты не внук Кощею будешь,
Если книгу раздобудешь.
 
Утка книгу бережёт;
Скажешь - бабка книгу ждет,
По секрету, для Кощея,
Объяснить потом успею;
Наш Горыныч не подарок,
Закипит и дом в огарок,
Превратит в один момент,
Он опасный оппонент».
 
Поскакал Царевич к Утке,
У неё с ларцом не шутки;
Было спрятано давно,
Ровно как заведено,
Больше ста веков назад;
Так хранились словно клад,
Сведенья о всех рождённых,
Сводных и усыновлённых.
 
Знали все, что на родне,
Не положено жениться –
Тот тебе уж не родной,
Лишь девятый предок твой,
Крови с кем быть мог одной…
На контроль хватало сил,
Чтобы род людской не сгнил.
 
Книгу Ваня ту забрал,
И к Кощею поскакал;
Через поле, через лес,
На крутой горы отвес, он забрался;
Конь устал,
И Царевич сам упал,
На руки к своей бабуле.
 
Долгих лет прошла печаль,
Красоты открылась даль,
Что скрывал Яги прищур;
Платья чёрного гипюр,
Колыхался на ветру;
«Бабушка, дай я помру,
В наказанье, что не видел,
Как прекрасна ты…»

Кощей, их встречая вышел в сад,
На Ягу Кощея взгляд;
«С чем пришла Краса Ягуся,
Не скажу, что ты бабуся,
В пору замуж тебя брать,
Можно многое отдать –
Красота то неземная;
С кем же ты пришла такая?»
 
А Яга к нему с поклоном:
«Да, пришла, вот мой купец,
Сам собою молодец,
Он умен, красив, богат!
Василисе он не брат…»
Отвечает ей Кощей:
«В кубок мой слова не лей».
 
«Я не говорю о том,
чего взять не сможем в дом;
Все сомненья  вмиг развею,
Предъяви товар скорее…»
Тут Яга вдруг замерла;
Будто стала частью сна,
Где когда то побывала...

Словно то пришло сначала,
Что забыто уж давно;
Перед нею Василиса,
Будто солнце иль луна;
Вместе, рядом, он она...
Закружив воспоминанья,
На Кощея посмотрев,
Залилась Яга румянцем...
 
"Вижу"- вдруг сказал Кощей,
"Встаньте рядом, мы ни чем,
Вам препятствовать не будем,
Книгу мне ты покажи,
И жену свою держи;
Ну а ты Яга, останься;
В моём царстве погости,
И за прошлое прости".
 
Из своих богатств Кощей,
Целый воз златых вещей,
Дал в преданном Василисе;
Сам запряг трёх скакунов,
Нежно обнял дочь и слов,
Больше он не говорил;
Молодых так проводил.
 

За полями, за лесами,
Солнца свет под небесами;
Свадьба, пир - весна любви,
Род людской, всегда живи!