Их крылья

Наталья Мезенцева Тайна
Его крылья чёрные, лоснятся, на них словно пролился приглушённый переливчатый свет радуги. Их можно одновременно сравнить и с шёлком, и с металлом: соединение  силы и нежности, блеска и матового отлива. Скрытый  жар  чёрного пламени. И вдруг порыв ледяного ветра, что дует над океаном, над вершинами гор.

Кто он, крылатый? Может быть, ангел, в смятении души своей стремительно пикирующий  с небес на Землю?  Что заставляет его всё горнее оставить и лететь сюда? А он летит всё быстрее, скоро приблизится к Земле. Вот только не быть ему врубелевским ангелом со сломанными крыльями: его заметили и готовятся встретить. Что будет дальше?

Сам М.Ю.Лермонтов, творец этого могучего образа, метался, мучился в поиске, отвергал написанное и вновь писал (известно девять редакций «Демона»). Какая же мистика, тайна кроется в этой сущности, что оставляет всех коснувшихся его творцов быть неуспокоенными?

Уже на открывшейся выставке в Петербурге в 1902 году, где была представлена картина «Демон поверженный», художник по утрам приходил и переписывал лицо своего героя. Врубель не находил  себе места, он не мог закончить этот образ и беспрестанно дополнял, прояснял, как будто видел перед собой натуру - меняющееся лицо, требующее уточнений, разгадывания сокрытого в нём.

Александр Бенуа: «Верится, что Князь Мира позировал ему. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слёз волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, всё же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую сторону своего божества, то сразу ту и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым».

Не  сладил художник, сгорел в общении с тем, кого боятся называть. Но взялся ведь за тему, значит, силы были.  А Тот? Жив и действует. Не всякий Демон повержен… Вот кто бы разгадал его задачу, его глубинное страдание  и муку от тяжкой миссии. Но страшно свои яркие крылья погубить: они такие нежные, доверчивые, им ли тягаться с теми чёрными мощными крылами?  Кстати, почему чёрными? Может быть, серебристыми или светлыми, как тогда, « когда в жилище света блистал он, чистый херувим»? И опять: от неуверенности - беспокойство…

А вот иные  - добрые и ласковые. Тебя оберегают от опасности, прикрывают от холода, объясняют, где можно оступиться – чисто материнская забота. И всё исходит от сияющих солнечным светом крыльев. Снаружи они белые,  с внутренней стороны перламутровые. Когда попадаешь под такую опеку, слышится музыка Моцарта. Это не Реквием. Здесь Моцарт искромётный, весёлый, тонкий, чувствительный, сопереживающий, дарящий надежду, и поэтому сильный. На него полагаешься как на друга и единомышленника: он – поддержка.

Такие крылья создают настроение творчества, душевного подъёма и счастья. Это уже не прежнее тяжёлое и мятущееся состояние души, когда и жить не хочется и познать невозможно, а состояние гармонии и веры в свои силы.

Ты свободен и не одинок.  Где-то рядом крылья Ангела Света.
***
   Фото из интернета.Болгария.                Апрель 2015г.