Колокольный звон

Ли Балт
*  *  *
Прогуливаясь по центральной улице Верхнего города, я рассматривала чудесную архитектуру XVI — XVIII века. Мое паломничество в Белоруссию открывало для меня много красивых костелов, церквей и старинных памятников архитектуры. Неожиданно, я остановилась, всецело погрузившись в свой слух. До меня доносился колокольный звон. Подняв голову, я замерла в восторженном оцепенении.
 
Передо мной возвышался Собор Девы Марии. Это была  белоснежная базилика с шестью колоннами на полукруглой апсиде, по бокам которой располагались две башни, увенчанные крестами. Над портиком главного фасада виднелся треугольный фронтон, а над его карнизом располагался красивый  балкон с балюстрадной оградой, где маленькая белоснежная скульптура Девы Марии озаряла Храм своей святостью.

Я стояла завороженная красотой и всецело погружалась в слух, который с каждым ударом  колокола формировал определенные поля, в которое вливалось все пространство возле Храма. И это волновое излучение стало образовывать некий объемный крест в том самом пространстве, отчего я машинально перекрестилась. Затем удары колокола начали преобразовываться в вибрационные кольца, окутывая   меня с ног до головы. На миг мне показалось, что я обезумила.

Я где-то слышала, что колокольный звон содержит ультразвук, а потому посчитала, что именно он оказывает на меня такое влияние. Ведь звуками колокола раньше лечили от чумы, халеры и иных болезней, потому как они способны убивать все микроорганизмы с помощью звуковых вибраций. Но я никогда не думала, что проходя мимо, попаду в это излучение и не смогу двинуться с места.

Когда колокольный звон закончился, я почувствовала, как пространство посвежело, и легкий ветерок вернул меня «на землю». Я направилась к воротам Собора и, перекрестившись, вошла внутрь.

Это оказался главный католический кафедральный собор в Минске, который был   построен в 1700—1710 гг., как церковь при иезуитском монастыре, в связи с чем также известен как «костел иезуитов».

История общества Иисуса в Минске начинается в середине XVII века, когда в город прибыли первые члены общества. В 1683 году было начато строительство монастыря, а 24 октября 1700 года был заложен каменный монастырский храм. В 1798 году был создан Минский диоцез, и храм изменил свой статус, став кафедральным собором, освященным в честь имени Пресвятой Девы Марии.

Интерьер внутреннего убранства поражал своей чистотой и красотой. Над Алтарем возвышалась Дева Мария с распростертыми ладонями, окруженная золотыми звездами, символизирующие небесные светила, указывающие путь к совершенству.  На потолке и стенах были  фрески с изображением библейских сюжетов. Форма Храма была возведена в виде креста, а по стенам можно было заметить четырнадцать скульптур, рассказывающих о  различных этапах "Крестного пути Господня".

Здесь  был установлен семитонный механический орган, сделанный австрийской фирмой Pflеger Orgelbau, выбитыми золотыми буквами на нем. Позже я узнала, что это подарок  епископата Австрии. Как известно орган сложный инструмент и нигде не может звучать в совершенстве, как только под сводами храма, потому определенная звуковая вибрация издающиеся тысячами трубок в нем,  может распространяться только в высоких стенах, заложенных определенным образом.  Почти все католические храмы выстраивали в виде креста. Это опять та же самая удивительная совокупность звуковой вибрации и пространства, как и с колоколом, который мне довелось слушать наружи.

Какая-то необъяснимая  сила  влекла мня сюда, где сочетание красоты и покоя пронизывают душу неповторимым восторгом, заставляя думать о вечном. И вдруг я вспомнила, что в роду у меня были министранты. Министрант — это профессия в наше время называющаяся «алтарник». В обязанности министранта входит заботиться о священных книгах и о богослужебной утвари. Они зажигают свечи на алтаре и в пресвитерии. Разжигают пасхальный костер перед началом Пасхальной литургии, приносят вино и тело Христово для евхаристии на алтарь, возглавляют Крестный ход. Но самое важное пожалуй это то, что министранты были звонарями.

В России к служению министранта допускаются только мужчины, а потому, я  оборвала цепочку преемственности  профессии своего рода. Покровителем министрантов является святой Станислав Костка.



Фото автора: Кафедральный Собор Пресвятой Девы Марии.
Продолжение:
http://www.proza.ru/2015/04/23/1171

(Минск, 2015)