Камушки на ладони

Татьяна Пороскова
  Как-то разом, за два дня обнажилась земля. И стало видно всё, что прятал снег на дороге: прошлогодние соломинки, вишнёвую щедрую россыпь крупной клюквы на обочине. Видно, кто-то неосторожно нёс осенью слишком  полное ведро ягод.
    А в небе празднично звенели  птичьи голоса. Я видела над собой белоснежный совершенный размах крыльев чайки, косяк гусей… Жаворонки звенели в небе. А на земле бурлили потоки талой воды. Дорога в этот раз вела меня в деревню за берёзами. За берёзами, где живёт удивительный мальчик, ученик третьего класса Юра Беляков.
 
     Несколько недель назад, чуть только вытаяла земля, стали наши детки, ученики третьего и шестого классов, ходить за деревню Песок на раскопки. А главный у них – Юра Беляков. Роста он небольшого, худенький, лёгонький, как пёрышко, светловолосый, словоохотливый.
 - Надо посмотреть, что они там откапывают, - подумала я.

     В молодости моей, будучи студентками филфака, на берегу алмазной Вишеры собирали мы единственный в мире словарь говора одной деревни. Акчим было её название. На берегу Вишеры, на таганках, в маленьком чугунке варили местные мальчишки ещё не поспевшие кедровые шишки, а потом угощали нас молочно-восковыми пахучими орешками. На мой вопрос:
- Какие деревья растут в тайге?- Они ответили: 
- А ещё у нас живут кедры, сосны, ели...
        Накрывая на стол, разглаживая скатерть, хозяйка дома сказала о ней:
- Вот, мы её ближе приморозим.
  Тогда я впервые почувствовала волшебную силу слова и поняла, что всё у нас вокруг связано словом. Всё живёт, движется, соприкасается. Именно тогда, положили нам в ладони с Оленькой Купрюшиной, моей подругой, геологи удивительные камушки с отпечатками древних раковин и сказали слова, которые мне запомнились на всю жизнь: брахиопода и камаратеха. От камушков веяло вечностью.

    В деревянном двухэтажном доме за берёзами живёт дружная семья Беляковых: бабушка Зоя, мама Ольга Борисовна, папа Александр Валентинович и сыновья Юра и Вася. Бабушка Зоя – труженица и мастерица. Сколько лоскутков собрала она в пёстрые одеяла, сколько связала и заштопала носок, сколько соткала половиков!

    Дверь отворилась. И меня встретила берестяная прихожая. На стенах висели резные доски и досочки, полки и полочки. В углу стояла недоплетёная корзина из ивовых прутьев. И все эти вещи излучали тепло и заботу хозяйских рук.
   - Юра, показывай мне своё богатство. Буду у тебя интервью брать, - пошутила я.

Юра подвигает большую картонную коробку, на которой написано: «Палеонтология».
  - Здесь у меня 344 окаменелости: коломиты, растения, отпечатки сине-зелёных водорослей, ракушки.
Тут в разговор вмешивается бабушка:
- СтУпки это. Ступки кладут в сундук, чтобы холстина водилась.
  Про себя я отмечаю, что в народе местном каким-то образом появилась примета: если положить между холстинами коломиты, то есть «ступки», то надёжнее и сохраннее будут запасы холста.
 - Юра, а как ты узнал, что это коломиты?
 - Смотрел фотографии в журналах.
  Снова вмешивается в разговор бабушка:
 - Прилепился ноне к каменью. Самый большой у него семь килограммов. Как и донёс?
 Мальчик старается достать из-под столика этот особый камень, который он нёс километра два.
- А сам ты сколько весишь?
 - Двадцать килограммов,-  не задумываясь, отвечает юный палеонтолог.
 - Да, - отмечаю я про себя, - камень, действительно, удивительный. Тут и отпечатки раковин, и отверстия какие-то причудливые. Жаль, что мы не сможем получить консультацию специалиста.
 - Задумчиво беру в руки чёрный лёгкий камень, напоминающий уголь.
 - А что это?
 -Это уголь с отпечатками окаменелостей из палеозоя, - уверенно отмечает Юра.
 - Откуда ты знаешь?
 - Отложения каменного угля появились в каменно-угольном периоде палеозойской эры.
 - С чего у тебя началось увлечение палеонтологией?
 -  До этого я увлекался древними животными. Всё началось с книги «Динозавры», которую мне подарила моя мама. Я начал сам делать мини-энциклопедии с рисунками динозавров, их описаниями и характеристиками. Даже вырезал их из дерева. Затем перешёл к древним растениям. Всё, что узнавал о них, включал в свои мини-энциклопедии. У меня их тринадцать.
 - Какое древнее растение тебе больше всего запомнилось?
 - Например, водяной орех из среднего  кайнозоя, он живёт до сих пор в прудах Америки. А потом меня заинтересовали микроорганизмы, по ним у меня тоже есть мини-энциклопедии, от инфузорий до фаримисфер.
 - А что они из себя представляют?
 - Тоже организмы, их много видов. Живут до сих пор в загрязнённых водах.
Кроме этого, мальчик начал изучать кактусы, у него их 12 видов. Например, мамилярия магалани, стапелия…   Юра хорошо рисует. Каждый раз можно видеть его работы на школьных выставках.
        Мальчик из деревни за берёзами мечтает стать палеонтологом. Хочется пожелть ему удачи, успеха, здоровья. Интересно, что своими идеями он увлекает и ребят старше себя.

И снова я вижу камушки на ладони, отпечаток вечности. И снова пытливый ум ищет разгадку.


1999 г.