Дерево

Наталия Лодеева
В Таллинне живёт мой добрый друг детства. Это – дерево. Одно из тех, что окружают  горку Линды в Старом городе. Услышав подобное заявление, серьёзные взрослые, скорее всего, усмехнутся и покрутят у виска, а вот дети, пожалуй, поймут.

Эта дружба родом из сказок, где добрым героям часто помогает матушка-природа. То яблонька укроет сестрицу с братцем своими ветвями от гусей-лебедей, то богатырю ветер на выручку придёт… Детское сердце чувствует всё живое – былинки, травинки. Только в эти «нежные» годы мы искренне кручинимся по растаявшей на горячей ладошке страннице-снежинке, слышим звон лесных ландышей, понимаем каждую букашку-таракашку. Мы только-только открываем для себя мир и учимся его любить. Нам ещё не рассказали, что наши фантазии – выдумки, а Дед Мороз – новогодняя сказка… Для нас всё пока живо и радостно. Мы ещё не стесняемся громко, от всей души смеяться и плакать. 

С годами это сочное восприятие мира постепенно исчезает. Мы научаемся скрывать свои эмоции, помня, как тёти-педагоги в садиках и школах грозили нам пальчиками: «Тише-тише, так громко радоваться и печалиться неприлично»! Угаснут эмоции, выровняются чувства, труднее станет удивляться. На смену юному безрассудству придут хозяева взрослого мира – лицемерие, зависть, равнодушие, цинизм. Детство забьётся куда-то в дальний уголок сердца, прячась со всеми своими выкрутасами от метлы правил этикета. Но станем ли мы счастливее?

Моё детство упорно не хочет со мной расставаться. Когда-то оно осторожно перевело меня по мосту романтики через вздорную, непредсказуемую реку взросления. Чувства и эмоции не угасли, просто стали выливаться не смехом или слезами, а стихотворными строками, естественными, как дыхание. Сердцу по-прежнему остались милыми букашки-таракашки, танец опадающей листвы, маргаритки средь травы в Кадриорге, зелёные ёжики-каштаны. Всегда природа была родной, и душа чувствовала, что и ты – принимаем и храним…
Взрослые стесняются показаться несерьёзными. Отмахиваются от задушевных разговоров, опасаясь собственной искренности, которую трактуют, как уязвимость. А ведь, если разобраться, то, возможно, у каждого есть оно – своё дерево-друг!

Во время учёбы в институте психологии я побывала на тренинге у английского психолога Ивон Стюарт. Эта женщина элегантного возраста подарила нам, студентам, своё удивительное мнение относительно любви, близких людей, самой жизни. Запомнились её слова, которые она произнесла, держа в руках зажжённую свечу.

– Люди панически бояться одиночества. Боятся того, чего, в общем-то, не существует. Одиноки лишь те, чьи сердца глухи и не могут откликнуться на голос окружающего мира. Когда мне становится грустно, я зажигаю дома свечу, смотрю на пламя и уже не чувствую себя покинутой. Ведь пламя – живое, оно дышит, оно говорит с твоим сердцем, успокаивает тебя…

И ни у кого из нас не возникло желания что-то возразить. Каждое сердце верило этой правде.

Когда я приезжаю в Таллинн, всегда навещаю своего старого друга. Как прежде, обнимаю его, прижимаясь щекой к шершавой коре, благодарю дерево за то, что дождалось, выстояло и снова дарит мне минуты сокровенного общения. Долго стою и молчу, а сердце освобождается от шипов и колючек, успокаивается, умиляется… Возвращаются детские воспоминания. Небо становится выше, а слёзы – радостными…