А в придачу - поцелуи от императора

Николай Калмыков
        Сестры милосердия в российской армии появились в период Крымской войны. А пионеркой в этом деле стала Дарья Михайлова, шестнадцатилетняя дочь матроса Лаврентия Михайлова, погибшего в Синопском сражении.

        Оставшись после гибели отца и смерти матери круглой сиротой, девушка Даша с Корабельной стороны Севастополя отрезала косы, облачилась в матросскую форму, продала родительский дом и находившийся в нем скарб, а на вырученные деньги купила лошадь с повозкой, загрузила повозку одеялами,  рулонами белого полотна, бутылями с уксусом и вином. С этой поклажей  прямым ходом направилась  к берегам реки Альмы, где шло ожесточенное,  крупнейшее  с начала Крымской войны сражение между  наши войсками и вооруженными силами коалиции – Англии, Франции и Турции.

        Добравшись до позиций русских войск,  Даша стала помогать перевязывать раненых и больных, а потом и организовала подвижный перевязочный пункт.  Это было настолько необычно, что весть о мужестве девушки распространилась не только в Крыму, но и достигла столицы. О Даше Севастопольской (именно под этой фамилией она войдет в русскую военную историю) проинформировали  лично государя.  Николай Павлович распорядился вручить ей золотую медаль «За усердие» на Владимирской ленте и 500 рублей серебром – немалые по тем временам деньги. Кроме того, объявил, что «по выходе ее в замужество пожалует еще 1000 рублей серебром на обзаведение»

        Золотая медаль и деньги были вручены сестре милосердия великими князьями Михаилом и Николаем, о чем, во исполнение воли Его Величества, было объявлено  по Черноморскому флоту. Великие князья исполнили еще одну волю батюшки – расцеловали от его имени девицу Дарью. И  сделали это, надо думать, не без удовольствия – девушка была очень хороша собой.

       Патриотический пример Даши вдохновил многих женщин России. В героически сражающийся Севастополь со всех концов страны стали прибывать сестры милосердия. С исключительным мужеством переносили они тяготы и лишения в осажденном городе, день и ночь не отходя от больных и раненых, многих из которых сами же выносили с поля боя.

       Среди этих замечательных женщин было немало и представительниц  известных фамилий: Екатерина Грибоедова – сестра автора комедии «Горе от ума», Екатерина Бакунина – дочь сенатора, внучатая племянница фельдмаршала М.И.Кутузова, Прасковья Орлова – артиста императорских театров. Была среди них и Е.Я. фон Вагнер – мать будущего «красного лейтенанта» П.П. Шмидта. Здесь, на севастопольских «бастионах чести», куда молодая девушка прибыла из Киева и работала под руководством великого хирурга Н.И.Пирогова, познакомилась она с храбрым морским офицером, не единожды отличавшимся в боях с французами и англичанами Петром Шмидтом, который в последствии станет ее мужем.

       Даша Севастопольская – народная героиня Крыма. Но на просторах  полуострова ничто, нигде и ничем о ней  не напомнит. Она живет только в памяти народной. Живет уже более 160 лет. Не пора ли, наконец, подумать о том, чтобы сохранить эту память и для будущих поколений? Как это заведено у благодарных потомков с давних пор – в бронзе или граните. Теперь, когда Крым навечно пристал к родным российским берегам, сделать это представляется самое время.