Бабушка Анна

Мила Тонова
Когда кто-то из внучек спрашивал бабушку Анну о своей молодости, она либо отмалчивалась, либо отвечала односложно.
Но однажды теплым августовским вечером она вдруг рассказала одну историю из своей жизни. Была бабушка Анна неграмотная, умела писать только печатными буквами, научилась во время посещения ЛИКБЕЗа.
Рассказ совсем небольшой, но он потряс тогда нас, слушающих, до глубины души. Потом, может, это и повлияло на дальнейшее отношение к соседям. Кто его знает!
"Во время войны я работала на свинарнике. Жили мы втроем: я, ваша мама, и бабушка Степанида. У нас часто останавливались приживалки, которые всю зиму жили, старушки, у которых никого на свете не было, ходили побирались. Вот зимой и жили, помогали по дому, чем могли.
С утра до позднего вечера я на работе. А дома еще надо со скотиной обрядиться, да еду сварить. Из сала дохлых поросят я делала самодельные свечки, тем и спасались от темноты. Так соседка наша позавидовала, нажаловалась, что я домой ношу со свинарника мясо. Приехал военный из райцентра, меня вызвали. Стал расспрашивать, что да как. Я все рассказала, что живу одна, без мужа. Работаю, налоги плачу исправно. Военный все выслушал, записал, на прощание сказал, чтобы не волновалась, мол разберемся. Вот, он уехал, а соседка все бегает, да высматривает, чем дело кончится. А дело на том и кончилось, нет за мной вины! Все, что могла делала! А люди всякие есть, одни помогали, другие в яму пихали. Но у меня обиды на них нет, слава Богу дожила до старости, да и вас еще всех помогла на ноги поднять!"
Бабушка засмеялась негромко, как всегда это делала, в пол- улыбку. Жизнь научила ее быть сдержанной и стойкой. А мы сделали вывод, что есть хорошие люди везде, и их больше, чем плохих!