IV. 10. Без нее меня уже не было бы

Маргарита Бахирева
   Судьбу Василия Львовича Давыдова мужественно разделила  жена Александра Ивановна. Женщина замечательных душевных качеств. Она не  стала столь  известной, как Волконская или Муравьева. Но вот как отзывался  о ней сам В.Л.Давыдов: «Без нее меня уже не было бы на свете. Ее безграничная любовь, ее беспримерная преданность, ее заботы обо мне, ее доброта, кротость, безропотность, с которою она несет свою полную лишений и трудов  жизнь, дали мне силу все перетерпеть и не раз забывать ужас моего положения». Этот словесный  портрет прекрасно подтверждает акварель Николая Бестужева, на которой запечатлен  скорбно-поэтический, благородный образ Александры Ивановны.
Александра Ивановна вышла замуж рано. К двадцати пяти годам  (в год восстания) имела уже шестерых детей. Накануне ареста мужа, она отправилась с детьми на прогулку в ближайший лес. Вдруг  прискакал верховой с письмом  от мужа, который сообщал о возможном аресте и просил срочно уничтожить всю переписку и другие документы. Не показав  никому вида, Александра оставила детей на лужайке,  и вернулась в усадьбу.  Разожгла в кабинете Василия Львовича камин и, не разбирая бумаг, все сожгла. Так погибла переписка декабриста с членами Тайного общества, а также драгоценнейшие пушкинские автографы (поэт написал здесь поэму «Кавказский пленник», которую посвятил близкому другу Н.Н.Раевскому - сыну, и стихотворения «Редеет облаков летучая гряда» и «Я пережил свои желанья»).

   Давыдова приехала в Сибирь позже других женщин: надо было как-то пристроить детей. Александра Ивановна писала  из Сибири генералу Раевскому:  «Муж мой много и часто горюет об детях наших, но надеется на бога и на Вас, так же как и я. Я уже посвятила всю себя бедному мужу моему, и сколько  ни сожалею о разлуке с детьми моими, но утешаюсь тем, что выполняю святейшую обязанность мою».
В Сибири родилось еще семеро детей. Все требовали не только внимания и забот – к этому Александра Ивановна  привыкла, - но и денег. А денег в семье Давыдовых всегда не хватало. В сибирских письмах Давыдовых больше всего жалоб на слабое здоровье и безденежье.

   Тяжело переживает мать разлуку с детьми. Вместе с тем все единодушно отмечают  «необыкновенную кротость нрава, всегда ровное расположение духа  и смирение»  этой женщины.

   Через тридцать лет   она вернулась в Каменку, пережив вместе с мужем Нерчинскую каторгу и многолетнюю ссылку. Ей было уже за пятьдесят. Здесь с Давыдовой познакомился П.И.Чайковский, сестра которого вышла замуж за сына декабриста. В письмах к Н.Ф. фон Мекк Петр Ильич  писал: «Вся прелесть здешней жизни заключается в высоком нравственном достоинстве людей, живущих в Каменке, т.е. в семействе Давыдовых вообще. Глава этого семейства, старушка Александра Ивановна Давыдова, представляет одно из тех редких проявлений человеческого совершенства, которое  с лихвою вознаграждает за многие разочарования, которые приходится испытывать в столкновениях с людьми. Между прочим, это единственная оставшаяся в живых из тех жен декабристов, которые последовали за мужьями в Сибирь. … Я питаю глубокую привязанность и уважение к этой почтенной личности».
А.И. Давыдова умерла  девяносто трех лет от роду в 1893 году, в один год с П.И.Чайковским.