IV. 9. Умерли в изгнаньи

Маргарита Бахирева
    Везде, где находились ссыльные декабристы (Красноярске, Якутске, Тобольске и других городах), они организовывали кружки, к которым тянулось и  передовое  местное население. Здесь обсуждали прочитанные книги, газеты, спорили по важным вопросам. Имелось такое объединение в 30-40-ые годы в Красноярске. Сюда входили С.Г.Краснокутский, ранее живший в Якутске и Минусинске, умерший  в Тобольске; М.Ф.Митьков, который в течение десяти лет вел метеорологические наблюдения, использованные впоследствии учеными, умер в Красноярске, похоронен рядом с В.Л. Давыдовым; и П.С. Бобрищев-Пушкин. В Красноярской тюрьме, где содержались декабристы,  уже в советское время,  находился Георгий Жженов, еще одна жертва тоталитарного режима.

    Заметной фигурой в кружке был Василий Львович Давыдов, дядя Марии Николаевны Волконской. Вот как описывает его Оболенский:  «невелик ростом, но довольно тучный, с глазами живыми и выразительными, в саркастической его улыбке заметно было и направление ума, и вместе с тем некоторое добродушие, которое невольно располагало к нему тех, кто ближе с ним был знаком».

    Давыдов поступил на военную службу пятнадцатилетним мальчиком. В 1812 году состоял адъютантом при знаменитом герое Отечественной войны Багратионе,  был ранен, и в чине полковника оставил  военную службу в 1820 году.

    Образованнейший человек, убежденный сторонник революционных идей тайных обществ,  активный член Южного общества. В доме Давыдова в д. Каменке, «столице» южных декабристов, проходили совещания, обсуждался  вопрос о цареубийстве. Здесь бывали П.И.Пестель, И.Д.Якушкин, М.Ф. Орлов, М.А.Фонвизин и другие. Иногда на  собраниях присутствовал А.С.Пушкин, который посвятил Давыдову  стихотворение - "Меж тем как генерал Орлов..." Давыдов  сам писал острые политические стихи. Ему принадлежит язвительная сатира на Николая I, не знавшего меры в жестокости и мстительности по отношению к революционерам ("Николосор").

 Он добродетель страх любил                И строил ей везде казармы.                И где б ее ни находил,                Тотчас производил в жандармы.
 При нем случалось возмущенье,                Но он явился на коне,                Провозглашая всепрощенье.                И слово он свое сдержал.               
Как сохранилось нам в преданье,                Лет сорок сряду все прощал,                Пока не умерли в изгнанье.

   Это стихотворение – лишь малая часть литературного наследия декабриста, которое полностью не сохранилось.

  Давыдова искали целый месяц. Василия Львовича арестовали 6 января 1826 года в Каменке, отправили в Киев, оттуда в Петербург и 21 января заключили  в Алексеевский равелин Петропавловской крепости.

  Когда на следствии декабристу сказали, что «тайные общества почти были модою и подражали немецкому Туген-бунду», решительно возразил: «Извините, господа! Не к немецкому, не  к Туген-бунду, а просто  к  бунту  я принадлежал».  Чувство собственного достоинства и независимость он сохранил, и находясь в изгнании.  По воспоминаниям матери Сурикова, государев преступник  Давыдов, будучи на богослужении, в Красноярске, после того как поп провозгласил здравие государю-императору, повернулся к алтарю спиной, накинул шинель на плечо и пошел к выходу. Это был смелый поступок.

   Талантливый поэт предсказал и собственную участь: он умножил  ряды тех, которые "умерли в изгнаньи". Василий Львович не дождался амнистии, успокоившись на красноярском кладбище. На могиле Давыдова поставлен памятник из белого мрамора в виде цилиндра, обвитого лаврами.

   Дом Давыдова в Красноярске находился на углу улицы Декабристов (переименован бывший Батальонный переулок) и проспекта Мира. Из-за ветхости он снесен. На этом месте находится  многоэтажный жилой дом.

   Не дожил до амнистии и умер в 1854 году в Дрокино (12 километров от Красноярска) М.М.Спиридов. 14 лет он упорно трудился на отведенных ему сорока десятинах земли, совершенствуя сельскохозяйственные орудия и изобретая новые. Унылые дни изгнания скрашивало общение с крестьянами, в которых находил богатые духовные задатки и которому  постоянно оказывал помощь.