4. Вы же, с позволения сказать, студенты

Сергей Ханеев
Посвящается Факультету Алконавтики
и Вытрезвительной Техники им. Ячменного Колоса
"Решим задачу...если решим..."
Первое знакомство с Политехом состоялось в 11-м классе школы, когда я, прочитав объявление, записался в физико-математическую школу при нем.
Абсолютно новый уровень преподавания и требований заставил меня изменить мнение о себе, что я, якобы, "учусь". Я понял, что не только не учусь, но и никогда, оказывается, не учился.
Первые несколько занятий как по физике так и по математике мы сидели раскрыв рты, как рыбы, вытащенные из воды. Похожее ощущение я испытывал последний раз в первом классе школы. (я был не одинок в своем мнении, почти вся группа была такая, за исключением нескольких, видимо будущих Нобелевских лауреатов, которым все было нипочем).
Физика была такова, что препод всю пару решал задачи, затем спрашивал, кому что непонятно, и предлагал решить что-либо самостоятельно, что мало кому удавалось сделать правильно. Сопровождалось это комментариями типа: "Решим задачу...если решим" и "Ответ ? ...ага, привет семье". Контрольные редко кто писал на 4-5. Но редко кто получал двойки. Венцом занятий по физике стало решение преподом задачи, растянувшееся на целую пару, в ходе которого он сам неоднократно ошибался и запинался, но под конец достиг некоего ответа, впрочем довольно сомнительного. Но никто не возразил и это было естественно - терпеть такую муку второй раз было бы отработкой части наказания, предназначенного каждому в Аду. И это правда.
Завершилось все большой годовой контрольной, по которой все получили свои законные тройки - и это понятно, - так как сомнительное удовольствие для преподавателя - принимать отработки.
Математика же отличалась тем, что к концу занятий почти все могли свободно следить за ходом мыслей преподавателя, этой милой женщины, правда уже в возрасте. И оценки были по всему интервалу шкалы - от 1 до 5, что бывало нередко.
В физ-мат. школе нам обещали, что при поступлении будут привилегии - так оно и произошло. Заявление о поступлении мы написали еще в конце апреля - начале мая. Поступать могли три раза : первый: при успешном окончании физ-мат школы зачисление автоматом, второй: после ФМШ сдавать тесты (тогда и был как раз первый экспериментальный год с тестами), но только по физике, и третий: на общих основаниях, летом.
Сдав на тройки "выпускной экзамен" в ФМШ, я рассчитывал на второй способ.
"Вы правильно говорите...только наоборот"
25-го мая, когда в школах звенели последние звонки, я, накануне ничего особенно не учив, рассчитывая на свою "гениальность" или на "авось", отправился попытаться сдать тесты по физике. А может мне просто было наплевать на свою судьбу - у меня как раз начался приступ апатии и хандры. Точно не помню. Помню только, что обвешался книжками и конспектами ФМШ и надеялся списать (впрочем эта надежда быстро прошла).
Огромная толпа абитуриентов стояла возле Главного Учебного Корпуса в ожидании первый раз испытать это чувство - экзамены в институте. Помню, кто-то вышел на крыльцо и читал списки "приглашенных". Среди прочих прозвучала фамилия "Стоянов". Реакция толпы была неописуема - смесь удивления с иронией. Что и неудивительно - на тот момент Стоянов был одним из криминальных авторитетов Одессы. Было прикольно и весело. Кажется, тогда я и начал понимать, что студенчество  - это отдельная социальная прослойка общества.
Вскоре я попал внутрь и почувствовал внутренний холод, наверное от значимости положения. Внутри перед аудиториями стояли небольшие группки студентов, ожидавших очереди. Каждого вышедшего дотошно расспрашивали и вскоре и я выяснил подробности сдачи экзамена: за списывание немедленно выгоняли, времени подготовиться было в обрез.
Одного из прошедших это я догнал и спросил про его билет. У него было что-то про опыты Резерфорда, о которых я вообще не слышал. Я начал расспрашивать знакомых и более-менее подробно выяснил, в чем они заключались. Зайдя в аудиторию и взяв билет, я мысленно воздал себе самую высокую похвалу за всю мою предусмотрительность: билет включал в себя два вопроса и задачу, так вот, первым вопросом были опыты Резерфорда...
Я сел на самое заднее место, какое смог найти и сразу же понял, что списать не удастся. Решил не отчаиваться и попытаться сдать. Первый вопрос, свежий в памяти, я немедленно написал, присмотревшись к задаче, я увидел, что она для 8-го класса школы, на применение закона Ома и Лоренца. Немедленно ее написав, я приступил ко второму теоретическому вопросу, который был для меня темным лесом с небольшими солнечными полянками, ну очень небольшими...
Кроме прочего было там что-то про влажность и про лазеры. Про влажность я написал какой-то бред и только начал писать сочинение на тему "Что такое лазеры в представлении людей далеких от физики..." как препод (пожилая женщина) назвала мою фамилию. Это удивило меня, так как была не моя очередь, я заметил, что еще не дописал, но она сказала идти отвечать немедленно. Я покорился злому року и пошел.
Наговорив что-то по теории, я рассказал задачу. Потом снова ударил по теории, рассказав про влажность. Она внимательно меня слушала, затем произнесла такую фразу "Вы все правильно говорите, и формулы тоже правильные...только должно быть наоборот..."
И мне показалось, что началась буря. И сам Бог своим трезубцем загораживает мне поступление. Эта фраза прозвучала как роковая для меня. Затем я медленно перевел взгляд на ведомость, куда ставились баллы, и с удивлением обнаружил 160 напротив своей фамилии, при проходном балле 150. Так я оказался в Политехе. Оставалось только сдать документы... В тот момент мне показалось, что здесь вмешалась чья-то рука, может знакомых доброжелателей, может родителей, я не знаю...
Вышел, точнее выплыл я из Политеха с чувством радости, не умещающейся в груди. Немедленно купив бутылку водки, я позвонил своему другу, с которым через несколько часов я первый раз в жизни напился в дрова (выпускной был потом).
"Меня зовут...Феликс Семенович Шапо"
Проблемы начались немедленно - у меня не было паспорта. Надеясь поступить без него (а за одно и без приписного), я ломанулся сдавать документы. Но не тут то было. Со скандалом я был отправлен на получение _любого_ документа, удостоверяющего личность, но кроме паспорта ничего получить не было возможности. Это была бы тема отдельного рассказа: как пытались дать на лапу, чтобы сократить срок получения, как ничего не получилось, как ходили к проректору Ямпольскому, как он смилостивился и как смилостивился начальник паспортного отдела и начальник ЖЭКа - и все это без денег ! Воистину, это была чья-то добрая воля свыше. Документы я сдал в последний день, паспорт датирован этим же днем. Девочка, принимавшая документы, немало этому удивилась - еще бы!
Но, документы сданы, я расслабился, предаваясь развлечениям на даче и изредка наведываясь в институт. В один из таких дней я с удивлением прочитал на доске объявлений о каком-то собеседовании, куда и пошел, не зная, что и думать и ничуть не подготовившись. Собеседование оказалось просто речью декана перед зачисленными в институт студентами. Рядом сидели два его зама (Анатолий Александрович Николенко и Рябцов (инициалов не помню)), а на доске за ними были написаны их ФИО. Декан начал свою речь: "Я декан этого факультета, поздравляю вас с поступлением на столь престижные специальности, меня зовут...(тут он оглянулся на доску, где это было написано)... Феликс Семенович Шапо...". Хохот в аудитории стоял очень продолжительное время, никто и не пытался его остановить.
Это было одним из самых сильных впечатлений о Институте... Потом было сказано явиться на практику, что я "по совету старших друзей" решил совсем не делать (это мне посоветовала Оксана Горбанева, которая училась со мной на Чкаловских курсах ) и не сделал.
Пришел я в институт (тогда уже год как университет) уже 1-го или 2-го сентября, на встречу с ректором (т.н. "посвящение в студенты"). Затем была повторная встреча с деканом, где раздали зачетки и студенческие билеты. Увидев пару знакомых, я остановился поговорить с ними и с удивлением узнал, что еще предстоит встреча с куратором, на которую и пошел с огромным неудовольствием. Около полутора часов мы слушали бред, повторяемый многократно: что мы - студенты, что надо учиться, что "я вас поздравляю". он был мужик не тупой, может он просто хотел выговориться. Или отрабатывал свою профсоюзную нагрузку – ибо куратора мы больше никогда и не видели. А я присматривался к группе. Старосту я сразу почему-то засчитал в деревенские идиоты, что потом оказалось не так. Среди всех девочек я нашел только одну более-менее симпатичную, но на большее я и не рассчитывал...
Рядом со мной сидел друг, с которым я был знаком еще с 9-го или 10-го класса школы (мы вместе ходили на компьютерные курсы). В общем, группа меня устраивала. Все были серьезны, и только сейчас, через призму восприятия четвертого курса я понимаю какими мы все были наивными детьми, хотя и пытались круто выглядеть.

"Я Вас запишу и обязательно вызову, Вы слышите, обязательно !"

Почувствовав призыв совести, я ломанулся к зам. декана, предложить отработать практику. Он внимательно выслушал мое вранье про срочный отъезд и, записав мою фамилию, сказал, что обязательно меня вызовет отработать практику. Доучившись до 4-го курса, я вспомнил об этом только тогда, когда уже сменилось два зам. декана и декан.
Первая лекция была История Украины. Аудитория была настолько переполнена, что сидели по 3-4 человека за партой, а некоторые вообще без парты, так, просто на стульях. Потом была какая-то практика, где я поближе узнал свою группу. Ну и собственно, дальше понеслось. Учеба большей частью не отличалась оригинальностью и чем-то существенным от учебы любого другого студента.
Походы в общежитие. Помощь старших товарищей в написании первых курсовых. Пивной сад в промежутках между парами. Комплекс вахтера у преподавателей абсолютно ненужных сопутствующих предметов, вроде физкультуры, философии и правовых основ инженерной деятельности. Лабораторные работы и подгонка исходных данных под нужный результат (да-да, именно так). Недружная, увы, группа. Сдача госэкзаменов, потом сдача диплома, в котором традиционно магнитопровод выбирался деревянный, потому что никто все равно не читает. Выпускной, на который я не пошел. Поступление в итоге в аспирантуру. И настала взрослая жизнь, с поисками работы как источника зароботка…
Всю дорогу я собирал высказывания преподавателей, ибо они обладали весьма изящным чувством юмора, подкрепленным системным инженерным мышлением. И вот часть из них:

Анисимов:
"Вы же, с позволения сказать, студенты..." (на одной из лекций)
"И не ждите что он меня пробомбит" (про голубя, залетевшего в аудиторию)
"Как они далеки от физики" (про голубей весной)
"Скоро группы будут сокращать" (услышав за окном визг пилы)
"Со второго курса я Вас точно выгоню" (чего никогда не случалось)
"А следующая отработка по физике будет...после армии..." (как угроза)
"И будете делиться со знакомыми острыми ощущениями -  как вы за сутки до Нового Года сдавали физику" (пересдача действительно была за сутки, причем вечером)
"Завтра я ухожу в отпуск на две недели, а когда я вернусь,  Вас уже отчислят..." (если не сдавал пересдачу)

Давыдов:
"Любители Теории Трансляции" (про не сдавших экзамен)
"Следите за рекламой" (про расписание экзаменов)

Донченко:
"Что, мое солнце ?" (на приветствие)
"Я Кунгурцева за руку в институт не вел" (на вопрос, где другой препод)
"Что, дорогой ?" (на приветствие)
"Зачем вам в армии Системное Программирование ?" (двоечникам)
"Жиро не опаздывает, она задерживается, и вообще, Жиро - это преподаватель" (на вопрос, где девался препод и почему нет пары)
"Я Вас приглашаю на свою пару. Сбор возле кафедры, в 8.00" (всей группе)

Ковалев:
"Сядьте, молодой человек, вы же не в парламенте" (когда на паре один студент встал, чтобы передать конспект другому)

Кортнев:
"А если водка пахнет яблоком, то вылейте ее" (лекция по схемотехнике)
"Шутники" (выдыхая дым на надпись "не курить", нарисованную студентами прямо в аудитории, так как он курил прямо ведя лекцию)

Мартынюк:
"В следующем семестре у нас экзамен, так что советую конспекты не выкидывать,  не жечь и не топтать ногами..." (в конце курса Дискретной математики)

Нестеренко:
"Торжественная сдача" (про сдачу домашних заданий и лабораторных)
"И уверяю вас, нет ничего лучше, чем на первомайские праздники  выйти на природу с конспектом по МПС" (перед экзаменами, которые были сразу после майских)

Огинский:
"Список литературы:...принесу завтра" (торжественно начал диктовать и обнаружил, что забыл)

Осадчук:
"Конспектом можно пользоваться, но... сомневаюсь, что он вам поможет" (на экзамене)

Паулин:
"Сюда не зарастет народная тропа" (у входа в деканат)
"А теперь давйте поговорим за жизнь...алгоритмическую" (начало пары)
"Вожделенные сто баллов" (про максимум возможных баллов)
"Продолжим наши игры " (про новый предмет)
"То, что я вам буду читать, даже теорией назвать нельзя" (новый предмет)
"Ну, чтоб вы мне все были здоровы" (вместо прощания на лекции)
"Ну, не будем делать себе гембель" (упрощение алгоритма)
"Я хоть и испорченный молодой человек...(а ему ~60 лет)"
"В нашей биографии была Юморина" (за Одессу)
"Добраться до моего сердца очень трудно" (в ответ на какую-то просьбу)
"А почему этот студент не забрал свою работенку..." (студент забыл контрольную)
"Вы были на выборах наблюдателем...и еще живы ?" (про выборы)
"А М. у нас на все хорош" (про излишне активного студента)

Шапо:
"Меня зовут...(оглянувшись на доску,на которой это написано)... Феликс Семенович Шапо..."
"А после этого курса у нас будет госэкзамен...(чего не было и не может быть)
 ...ой, что-то я совсем замахался"
"Я присоединяюсь к лучшей половине человечества..." (про 8-е марта)
"Что-то он долго не ходит...ну передайте ему, что он уже не жилец..." (про прогульщиков)
"Ну, сделали, ну, посмотрели, ну, обрадовались...ну и что ?" (не доведенный до конца результат)
"У кого проблемы с моим предметом, те должны найти Викторию Михайловну
 и разобраться с ней..." (про своего зама по лабораторным)
"Упрощая это выражение, мы ссылаемся на трудности...как и все в нашей стране" (за жизнь)

Шапо-младший:
"Ну если вы помните из Инженерной Графики...хоть что-то" (начало пары)