Эльмира в Стране Гроз

Марат Сафиуллин
               

                Пьеса в четырёх действиях
   Действующие лица:
   Эльмира, школьница, 13 лет
   Бабушка Фарида, 67 лет
   Семирамида Аркадьевна, соседка, 60 лет/ Сахарная Ведьма
   Григориус, продавец мороженого
   Король Радуга
   Королева Радуга
   Принц Даня, 15 лет
   Дворецкий Руфио
   Инженер Ландсбергис/Паук-Жабозявр, 300 лет
   Руперт, ключник   
   Кот Рамзик
   Мика и Бока, крысы
   Птичка

Действие первое
Картина первая

Обычная городская квартира. Утро. ЭЛЬМИРА спит на диване. Настойчиво звонит будильник.

ЭЛЬМИРА (выключает будильник). Опять в школу. Как не хочется туда идти! Там учителя, уроки, задания… (Потягивается.) Зато завтра – день рождения. Целый год ждала. Может, подарят новый смартфон, а то у старого аккумулятор слабенький… Как бы так сделать, чтобы в школу не идти? Посмотрю, что люди в Интернете советуют. (Берёт смартфон, набирает фразу в поиске.) Ну, смартфончик, покажи, результаты расскажи. Чтобы не ходить в школу, когда не хочется… вот… первое: бросить школу – нет, не годится. Второе: позвонить в полицию, что школа заминирована – нет, тоже не то. О! Вот это подойдёт: притвориться больной. То, что надо. (Ложится обратно в постель, накрывается одеялом, кричит.) Бабушка! Ба-бу-шка!
 
Входит БАБУШКА ФАРИДА.

БАБУШКА. Эльмирочка, вставай, пора в школу. Завтрак готов: кефир, сыр, каша, бутерброд с маслом.
ЭЛЬМИРА (слабым голосом).  Бабушка, я плохо себя чувствую.
БАБУШКА. Что такое?
ЭЛЬМИРА.  Не знаю.
БАБУШКА (кладёт руку ей на лоб). Голова болит?
ЭЛЬМИРА.  Да. Нет. Может быть. Вчера в столовой котлеты были такие странные и рыбная чешуя в компоте плавала. Булочки несвежие.
БАБУШКА. Живот?
ЭЛЬМИРА. Да, мутит что-то… вот здесь.
БАБУШКА.  Ой, ты лежи, сейчас врача вызову. И таблеток…
ЭЛЬМИРА.  Бабушка!
БАБУШКА.  Что?
ЭЛЬМИРА.  Таблеток не надо. Может, и так пройдёт. Врача тоже не вызывай.
БАБУШКА.  Как же так? А если это отравление? Хотя бы градусник…
ЭЛЬМИРА.  Нет. Просто плохое самочувствие. Дай шоколадку. Я пока полежу, если не пройдёт, вызовем врача. И позвони в школу!
БАБУШКА.  Конечно, обязательно.
ЭЛЬМИРА.  Бабушка!
БАБУШКА.  Что опять?
ЭЛЬМИРА.  Где Рамзик?
БАБУШКА.  Что с ним случится, бегает где-то. 
ЭЛЬМИРА.  Рамзик, Рамзик, кис-кис-кис.
РАМЗИК (непонятно откуда).  Мяу.

Картина вторая

Там же. День. Бабушка разговаривает с соседкой, СЕМИРАМИДОЙ АРКАДЬЕВНОЙ.

СЕМИРАМИДА АРКАДЬЕВНА.  С апреля повышают пенсию, на десять процентов. И от соцзащиты компенсация, пятьсот рублей.
БАБУШКА.  Так это неплохо, Семирамида Аркадьевна, очень даже хорошо.
СЕМИРАМИДА АРКАДЬЕВНА.  Чего хорошего-то? Счета принесли – опять за электричество и воду подорожало. Тут все их прибавки и кончились.

Входит Эльмира.

ЭЛЬМИРА.  Где у нас шоколадка была?
БАБУШКА.  Эльмирочка, тебе лучше стало? Животик не болит?
ЭЛЬМИРА.  Прошло, вроде. Так где шоколадка?
БАБУШКА.  Ты же съела одну.
ЭЛЬМИРА.  Та была простая, а я хочу с изюмом и фундуком.
БАБУШКА.  Возьми лучше яблоко, Для здоровья нужно фрукты.
ЭЛЬМИРА.  Яблоки невкусные! А шоколад очень полезен. Тем более с изюмом. На обёртке написано. Там всё есть: и жиры, и углеводы…
БАБУШКА.  Что с тобой делать.  (Вздыхает.) Посмотри на кухне, в холодильнике.

Эльмира уходит.

БАБУШКА.  Вот. Питается, чем попало. В школе кормят отвратительно, одни отравления. Живот болит – пропускает занятия.
СЕМИРАМИДА АРКАДЬЕВНА.  В прокуратуру надо написать! Пусть их проверят. Им сейчас только прибыль подавай, а что санитарные нормы, это их не касается. В наше время за такое бы – ух!
БАБУШКА.   Надо. Надо что-то делать. Уж я и так её кормлю, и эдак, а ей пирожные, сосиски в тесте и шипучий лимонад. Самая собачья еда.
СЕМИРАМИДА АРКАДЬЕВНА.  Ничего страшного. Пусть ест. И сладостей побольше, с ними хорошо вес набирать.
БАБУШКА.   Эльмира и так полненькая, ей нужен спорт. Пусть гимнастикой занимается, они вон какие стройные.
СЕМИРАМИДА АРКАДЬЕВНА.  Фарида апа, зачем спорт? Там опасно, травмы всякие. А в гимнастику её не возьмут, поздно уже.
БАБУШКА.  Тогда в бадминтон отдадим. Ракеткой по волану – шлёп! Элегантно. Очень подходит для девочки. У моей подружки внучка ходит – как тростиночка, и учится хорошо.

Входит Эльмира.

ЭЛЬМИРА.  Бабушка, дай денег!
БАБУШКА.  Возьми на комоде, под телевизором. Зачем тебе?
ЭЛЬМИРА.  Шоколадку купить. В холодильнике нет.
БАБУШКА.  Только что была. Кажется. Постой, а что тебе на обед готовить? Пельмени, или баранинку с овощами? Может, курочку в сметане потушить?
ЭЛЬМИРА.  Всё равно. Кстати, ба. Рамзика нигде нет. Обыскалась.
БАБУШКА.  Где ж ему быть? Сидит под шкафом или гуляет где-нибудь. Ничего, проголодается, сам придёт.
ЭЛЬМИРА.  Я пошла! (Уходит.) 
БАБУШКА.  Опять сладкого поест, а нормальной еды не захочет. Что с ней делать, не знаю. Учится плохо. Как родители в Африку уехали, совсем от рук отбилась.

Картина третья

На улице около магазина. Слепой продавец мороженого ГРИГОРИУС крутит ручку шарманки. У него причёска «ирокез», он в чёрных очках и в кожаной куртке с заклёпками. Перед ним разноцветный ящик с надписью «Мороженое». Входит Эльмира в огромных наушниках, идёт вприпрыжку, напевает модную песенку.

ЭЛЬМИРА. Сказано – брошено. Пыль придорожная.
                Сделано – вериться, что звуки не пусты.
                Возьми из прошлого, всё что положено;
                Не неси в настоящее, всё что должно уйти.
 
Где-то рядом пробегает кот Рамзик.

РАМЗИК.  Мяу!

Эльмира снимает наушники, прислушивается.

РАМЗИК.  Мяу! Мяу!
ЭЛЬМИРА.  Рамзик, Рамзик, где ты?

Эльмира ищет кота, натыкается на ящик с мороженым, чуть не опрокидывая его, падает на шарманку, музыка замолкает.

ГРИГОРИУС (недовольно).  Осторожно! Прошу вас.
ЭЛЬМИРА.  Извините. Вы моего кота не видели?
ГРИГОРИУС.  Кого? Кота?!
ЭЛЬМИРА.  Рамзик. Вообще-то его Рамзес зовут. Но мы обычно говорим «Рамзик».
ГРИГОРИУС.  Видел ли я вашего кота? Вижу ли я вообще что-нибудь? Интересные вопросы вы задаёте. Притворяетесь?
ЭЛЬМИРА.  Чего?
ГРИГОРИУС.  Я – слепой!
ЭЛЬМИРА.  Как же вы тогда продаёте мороженое?
ГРИГОРИУС.  Это дело несложное. (Осматривает шарманку, пробует крутить ручку, бьёт её по корпусу, но звука нет.) Вот. Инструмент испортили.
ЭЛЬМИРА. Простите, пожалуйста, я нечаянно.
ГРИГОРИУС (раздражённо). Что с вас взять. Современная молодёжь! В походы не ходили, никогда не пели у костра. Не вступали в пионеры… Я ещё в октябрятах, командиром звёздочки, собирал макулатуру, помогал старшим. Наверное, за сладким в магазин пошли?
ЭЛЬМИРА.  За шоколадкой. А вы откуда знаете? 
ГРИГОРИУС.  Потому, что вы все такие. Избыточный вес, организм, ослабленный сахаром. Попробуй, оставь вас без конфет или булочек. Купите лучше мороженого, настоящее советское крем-брюле. Нежный сливочный вкус, из чистого коровьего молока. Шик-блеск! Никаких консервантов.
ЭЛЬМИРА.  Вообще-то… ладно, давайте одно.
ГРИГОРИУС (достаёт мороженое из ящика). Пожалуйста.
ЭЛЬМИРА.  Сколько стоит?
ГРИГОРИУС.  Триста рублей.
ЭЛЬМИРА.  Что-о?! Везде в десять раз дешевле. Нет у меня столько.
ГРИГОРИУС (убирает мороженое). Ничего не поделаешь. Приходите в другой раз.
ЭЛЬМИРА.  Не буду я покупать такое дорогое мороженое.
ГРИГОРИУС.  Не знаю. Мне это всё равно. (Бьёт рукой по шарманке, трясёт её, пробует крутить ручку, музыка заработала.)

Эльмира уходит от него, потом возвращается.

ГРИГОРИУС.  Йес! Заработало!
ЭЛЬМИРА.  Между прочим, у меня завтра день рождения.
ГРИГОРИУС (настораживается). Что?
ЭЛЬМИРА.  День рождения! 
ГРИГОРИУС.  И сколько вам стукнет?
ЭЛЬМИРА.  Тринадцать.
ГРИГОРИУС.  Какой ужас! Какой вязкий, липкий, тягучий кошмар.
ЭЛЬМИРА.  Почему это?
ГРИГОРИУС.  Дорогая Эльмирочка, лучше бы вам всегда было двенадцать.
ЭЛЬМИРА.  Откуда вы знаете, как меня зовут?
ГРИГОРИУС.  Слушайте сюда внимательно.
ЭЛЬМИРА.  Ну.
ГРИГОРИУС.  Вот я – Григориус. Видите, какой я стал? Развалина. А мне тоже когда-то ухнуло тринадцать.  И бабушке вашей, и маме… А теперь бабушка ваша на пенсии, со вставными зубами, мучается с ленивой, непослушной внучкой. У которой, к тому же, лишний вес.
ЭЛЬМИРА.  Это не ваше дело!
ГРИГОРИУС.  Эта несчастная бабушка ничего не понимает в анимэ и компьютерных играх, не может даже прочитать газету без очков! Боже мой, вот что происходит с теми, кому исполняется тринадцать лет.
ЭЛЬМИРА.  Что же делать?
ГРИГОРИУС.  Не знаю. На! (Достаёт ей мороженое из ящика.) Подарок.
 
Эльмира берёт мороженое. Где-то рядом пробегает Рамзик.

РАМЗИК.  Мяу!
ЭЛЬМИРА.  Слышали?
ГРИГОРИУС.  Конечно.
ЭЛЬМИРА. Надо его найти. А то потеряется.
ГРИГОРИУС.  Как будете искать?
ЭЛЬМИРА.  Сейчас… (Смотрит смартфон.)
ГРИГОРИУС.  Понятно. Без гаджета не можем.
ЭЛЬМИРА.  Как найти кота… Вот, первое, искать во дворе. Не актуально. Второе. Расклеить объявления – тоже. Третье. Вызвать пожарную команду…
ГРИГОРИУС.  Ага, очень ценные советы. Особенно про пожарных.
ЭЛЬМИРА.  А вы знаете, где он?
ГРИГОРИУС.  Убежал в подвал. Во-он того дома. Коты очень любят подвалы.
ЭЛЬМИРА.  Я его найду. (Убегает.) Спасибо за мороженое!

Картина четвёртая

Подвал. Полная, кромешная тьма. Ничего не видно.
ЭЛЬМИРА.  Темнотища-а! Ничего не видно. Как в гробу. Так я это себе представляю.
Вокруг Эльмиры бегают коты. Мимо пробегает Рамзик.
РАМЗИК.  Мяу!
ЭЛЬМИРА.  Рамзик, Рамзик, кис-кис-кис.
РАМЗИК.  Мяу, мяу… (убегает.)
ЭЛЬМИРА.  Сейчас. (Достаёт смартфон, загорается экран, Эльмира пытается осмотреться.) Что это? Трубы?

Появляются две крысы, МИКА и БОКА.

МИКА.  Конечно, трубы. А что, по-твоему, должно быть в подвале?
ЭЛЬМИРА.  Ой, кто это?
БОКА.  Это мы, крысы.
ЭЛЬМИРА (испуганно). Ай-яй!
МИКА.  Что – «ай», думала английского лорда здесь встретить?
ЭЛЬМИРА.  Вообще-то я кота ищу, Рамзика.
БОКА.  Нет здесь твоего Рамзика, убежал давно.
ЭЛЬМИРА.  Куда?
МИКА.  Куда-куда… почему мы тебе помогать должны?
ЭЛЬМИРА.  Вот, возьмите мороженое, волшебное. Я даже не пробовала.
БОКА.  Давай сюда. (Ест.) Вкусное…
МИКА (Боке). Мне тоже дай!
БОКА.  Это моё.
МИКА.  Нет, моё!

Дерутся.

БОКА.  Ай, больно!
МИКА (бьёт Боку). Вот тебе, вот тебе, жадина.
БОКА.  От жадины слышу.

Мика отбирает мороженое, толкает Боку, Бока падает.

ЭЛЬМИРА.  Стойте! Хватит ссориться. Отвечайте, где Рамзик?
МИКА.  Убежал. Отсюда далеко. Если хочешь… ой, вкусно! (Доедает мороженое.)
ЭЛЬМИРА.  Ну?
МИКА.  Если хочешь его найти, становись тут. На этот вот красивый коврик. Свети фонариком сюда.
ЭЛЬМИРА.  Это смартфон. Здесь?
БОКА.  Да-да. И говори…
МИКА.  Говори заклинание. Пароль, по-вашему. ИКС ВАЙ ЗЭД…786…ШАНБАЛА35… ПИКСЕЛ ВАН…ЭНТЭР.
ЭЛЬМИРА.  ИКС ВАЙ ЗЭД…786…ШАНБАЛА35… ПИКСЕЛ ВАН…ЭНТЭР. (Пауза.) Ничего не происходит.
МИКА.  Как это? Сломалось, что ли?
ЭЛЬМИРА.  А что должно произойти?
МИКА.  Сейчас увидишь. Надо повторить пароль.
БОКА.  Ты всё напутал. Сказал «ШАНБАЛА35», а надо «ШАНБАЛА53».
ЭЛЬМИРА.  Ладно. ИКС ВАЙ ЗЭД…786…ШАНБАЛА53… ПИКСЕЛ ВАН…ЭНТЭР.
Ой-ёй-ёй! Что это?! Кажется, я лечу-у!
МИКА.  Конечно, летишь. Это аэролифт. Держись за воздух!

Действие второе
Картина первая

Дворцовый зал. Трон под роскошным балдахином. Посреди зала собирает кубики ПРИНЦ ДАНЯ. На вид ему лет тридцать. В глубине зала стоит Эльмира.

ЭЛЬМИРА.  Фу-у. Чуть не упала. Даже дышать забываешь, когда тебя несёт вверх с такой скоростью. Ой, где я?
ДАНЯ (меланхолично). Во дворце.
ЭЛЬМИРА (подходит ближе). То есть? В музее?
ДАНЯ.  Когда башня соберётся, можно будет поиграть в мячик.
ЭЛЬМИРА (смотрит на кубики). Это же алфавит!
ДАНЯ.  Азбука. От А до Я. Надо правильно собрать.
ЭЛЬМИРА (смотрит смартфон). Ну, смартфончик, покажи, да всю правду доложи! После «Х» идёт «Ц», а между твёрдым и мягким знаком – «Ы». В конце – «Я». (Переставляет кубики, завершая сверху буквой «Я»). Вот так!

Раздаётся звонок.

ЭЛЬМИРА.  Так это школа!
ДАНЯ.  Обыкновенный королевский дворец. А ты кто?
ЭЛЬМИРА.  Эльмира.
ДАНЯ.  А я – принц Даня.
ЭЛЬМИРА. Очень приятно. 
ДАНЯ.  Ты няня?
ЭЛЬМИРА.  Я – девочка. А ты принц настоящий?
ДАНЯ.  Конечно.
ЭЛЬМИРА.  И король у вас настоящий?
ДАНЯ.  Rex Iridis – хозяин Страны Гроз.
ЭЛЬМИРА.  Это страна гроз?
ДАНЯ.  Да.
ЭЛЬМИРА.  Где же гроза?
ДАНЯ.  Это и есть гроза. Серо, скучно. Пасмурно. У нас всегда так.
ЭЛЬМИРА.  Нет. Гроза это – бабах! – гром и вспышки молний. Ливень и – ух! – сильный ветер.
ДАНЯ.  Как это?
 ЭЛЬМИРА.  Перед грозой бывает затишье. Потом дует лёгкий ветерок, шевелит листочки, поднимает пыль. Падают первые капли дождя. Затем начинается! Хлещет ливень, сверкают молнии, ухают раскаты грома…
ДАНЯ.  Страшно!
ЭЛЬМИРА.  Ага. Зато потом небо светлеет, дождь заканчивается, радостные люди выходят из укрытий, а вверху, там, далеко, сверкает радуга!
Входит КОРОЛЕВА РАДУГА, очень пожилая дама лет семидесяти.
КОРОЛЕВА.  Ах, Даня, ты выучил азбуку, какой молодец!
ДАНЯ.  Мама, познакомьтесь, это Эльмира.
КОРОЛЕВА.  Кто это?!
ДАНЯ.  Девочка.
КОРОЛЕВА.  Какая прелесть! Что ты здесь делаешь, милочка?
ЭЛЬМИРА.  Ищу кота. Зовут Рамзик. Не породистый, но очень умный. Мика и Бока сказали, что он где-то здесь. Наверное.
КОРОЛЕВА.  Так сюда ещё и Мика, и Бока пожаловали?
ЭЛЬМИРА.  Нет. Это крысы, они там, в подвале остались.
КОРОЛЕВА.  Какое облегчение! Покоя нет от этих грызунов. Ладно, оставайся здесь. Кажется, ты оказываешь благотворное влияние на Даню. Будешь его няней.
ЭЛЬМИРА.  Что?! Няней? У этого мужчины? Ни за что!
КОРОЛЕВА.  Да, Даня – настоящий мужчина, хоть ему всего четыре годика. Но няня ему нужна.
ЭЛЬМИРА.  Четыре года? Посмотрите на него, ему же лет тридцать! Может, он умственно отсталый?
ДАНЯ.  Мама, что это она говорит?
КОРОЛЕВА.  Всё хорошо, сыночек. Девочка заблуждается. Не может отличить мальчика от взрослого.
ЭЛЬМИРА.  И вам тоже, лет семьдесят. Бабушка уже.
КОРОЛЕВА.  Что-о?! Это я бабушка, это мне семьдесят лет? Мне? Ха-ха! Что за чушь. Ты на самом деле забавна. Что ж, не хочешь быть няней, будешь работать у дворецкого. (Хлопает в ладоши.) Руфио! Руфио! (Эльмире.) Запомни, милочка. Я – цветок самой прекрасной поры расцвета. И мне двадцать пять, к твоему сведению.

Появляется дворецкий РУФИО.

РУФИО.  Да, Ваше Величество.
ДАНЯ.  Мама! Я устал.
КОРОЛЕВА.  Хорошо, иди, полежи. Отдохни, мой мальчик. 
ДАНЯ.  А потом ты разрешишь мне поиграть в мячик?
КОРОЛЕВА.  Конечно, радость моя. (Дворецкому.) Вот, новая работница.
РУФИО.  Понятно, Ваше Величество.

Картина вторая

Там же. Руфио и Эльмира во дворцовом зале.

РУФИО.  Значит, няней ты быть не хочешь?
ЭЛЬМИРА.  Это же взрослый мужчина!
РУФИО.  Как сказать. Всё в этом мире относительно. Тебе он может казаться таким, а на самом деле быть другим.
ЭЛЬМИРА.  Что это вы говорите?
РУФИО (таинственным шёпотом). У нас секвестрированный календарь.
ЭЛЬМИРА.  Как это?
РУФИО.  У нас нет годов!
ЭЛЬМИРА.  Каких годов?
РУФИО.  Раньше были, как у всех, тысяча пятьсот, тысяча шестьсот и так далее. А сейчас в календаре только дни недели. Вот, полюбуйся. (Показывает календарь на стене.) Сегодня вторник. Время… ( смотрит на часы)  одиннадцать ноль ноль.
ЭЛЬМИРА.  А месяц?
РУФИО.  И месяца нет! Время движется по кругу, и ничего не меняется.
ЭЛЬМИРА.  Это же хорошо! Вот если бы у нас так! Тогда мои мама и папа не уехали бы в Африку, мы бы ездили на рыбалку и в лес по грибы, ходили все вместе в гости!
РУФИО.  Нет. Это не хорошо. Посмотри: работники разбежались, кругом пыль, грязь, запустение. Паутину некому убрать, окна помыть.
ЭЛЬМИРА.  Да, тут требуется капитальная уборка.
РУФИО.  Ты этим и займись. Тем более, завтра торжественное подписание контракта. С сегодняшнего дня ты – дворцовая уборщица. (Даёт ей метлу.)
ЭЛЬМИРА.  Я?! Ни за что! Я в школе училась, получила образование. Давайте другую работу.
РУФИО.  Что ж, хорошо. Нам требуются, требуются… (смотрит в блокнот). Вот, требуются срочно: молочница на ферму, конюх в конюшню, гадалка-консультант по общим вопросам, пилот летучего корабля, врач-ветеринар в королевский зоопарк с опытом работы и составитель гороскопов с углублённым знанием астрологии. Что из этого ты умеешь?
ЭЛЬМИРА.  Дайте подумать. Наверное, я могу быть гадалкой.
РУФИО.  Диплом есть?
ЭЛЬМИРА.  Вообще-то нет. Но я видела, как это делается… по телевизору.
РУФИО.  Что значит «видела» где-то там! Нет диплома, нет приёма. На работу.
ЭЛЬМИРА.  Зато я умею играть в игры!
РУФИО.  Массовик-затейник, значит. Тоже неплохо. Трик-трак, пятнашки, игра в банку, городки, казаки-разбойники, футбол… организовать сумеешь?
ЭЛЬМИРА.  Это? Нет. Я больше в компьютере играю.
РУФИО.  Не знаю, где ты играешь, но работать будешь уборщицей! Вот тебе орудие труда. (Даёт метлу.) Приступай! Чтобы завтра к утру всё блестело!

Картина третья

Там же. Эльмира пытается мести пол. Летает пыль.

ЭЛЬМИРА.  Апчхи! Надоело убираться. Пылища летает… а дома бы сейчас, поела, чаю попила с конфетами, и в Интернет. Потом бабушка говорит: надо ложиться спать. (Зевает.) Ой, как спать хочется! А работы ещё… ой-ой-ой. Много.

Крадучись, пробегают Мика и Бока.

ЭЛЬМИРА.  Эй, вы двое, идите-ка сюда!
МИКА.  Чего?
БОКА.  Мы – ничего.
МИКА.  Ничего не сделали.
ЭЛЬМИРА.  Говорите, как отсюда домой попасть! Где тот лифт, куда девался?
МИКА.  Тут такое дело…
БОКА.  Да-а, это непросто.
МИКА.  В общем, аэролифт только наверх работает.
ЭЛЬМИРА.  Что?! А как мне обратно попасть?
БОКА.  Это сложно.
МИКА.  Очень. Нужен воздушный корабль.
ЭЛЬМИРА.  Ах вы… негодяи! Почему сразу не предупредили? И я вас мороженым угощала.
МИКА.  Ты сама сказала, где мой кот, ну мы и говорим, мол, там.
ЭЛЬМИРА.  Где ваш воздушный корабль?
БОКА.  Дык, это…
МИКА.  Он не наш.
ЭЛЬМИРА.  Говори! (Замахивается метлой.)
МИКА.  Не маши на нас метлой! Мы же твои друзья.
БОКА.  Мы друзья.
ЭЛЬМИРА.  Раз так, где воздушный корабль?
МИКА.  У Паука-Жабозявра.
ЭЛЬМИРА.  Где-е?!
БОКА.  У Паука, он в ангаре живёт, там его логово. И корабль там же.
ЭЛЬМИРА.  А вы как сюда попали, на лифте?
БОКА.  Нет.
МИКА.  Мы на лифте не ездим.
ЭЛЬМИРА.  А обратно пойдёте?
МИКА.  Конечно.
ЭЛЬМИРА.  Возьмите меня с собой!
БОКА.  Это невозможно.
МИКА.  Совершенно никак.
ЭЛЬМИРА.  Почему?
МИКА.  Мы – крысы, ты – человек. У нас свои ходы-выходы. Тебе воздушный корабль нужен. Вот.
ЭЛЬМИРА.  Так что мне делать?! А?
МИКА.  Надо убить Жабозявра и сесть на корабль.
БОКА.  Другого пути нет.
ЭЛЬМИРА.  Да вы что?! Мне – убить Паука?
МИКА.  Что такого? От него одно горе. Все страдают.
БОКА.  Для этого надо попасть в чудесный сад.
МИКА.  Да. Ведёт туда медная дверь. А чтобы открыть её, нужен ключ. Который у ключника Руперта. Только он его ни за что не даст.
БОКА.  Точно. Скряга и жмот.
ЭЛЬМИРА.  Стойте-стойте. Руперт? Как его найти?
МИКА И БОКА (вместе). Не знаем!
БОКА.  Если хочешь его найти, надо, чтобы тебя не выгнали из дворца.
МИКА.  Чтобы не выгнали, надо работать.
ЭЛЬМИРА.  Как здесь работать?! Столько всего надо сделать! Я уже и так, и эдак. Руки отваливаются.
МИКА.  А что такого? У тебя же метла.
ЭЛЬМИРА.  Она неудобная, от неё только пыль столбом.
БОКА.  Так это метла волшебная!
ЭЛЬМИРА.  Что?
МИКА.  Волшебная. Сама порядок наводит. Как пылесос. Надо только заклинание знать.
ЭЛЬМИРА.  Какое?
МИКА.  Сейчас, вспомню… Бока, как там было?
БОКА.  Так-так-так. Кажется, что-то вроде: раз-два?
МИКА.  Да! Раз-два-три, метла сама мети.
ЭЛЬМИРА.  Раз-два-три, метла сама мети! (Пауза.) Ничего не происходит.

Пауза.

ЭЛЬМИРА.  И что?
МИКА.  А! Что-то было ещё.
БОКА.  Точка ру забыл, дурында!
МИКА.  Да, добавь точка ру энтер.
ЭЛЬМИРА.  Раз-два-три, метла сама мети. Точка ру энтер. (Пауза.) Опять ничего.
БОКА.  Кнопку нажми.
ЭЛЬМИРА.  Где?
МИКА.  Вот здесь.

Эльмира нажимает кнопку, метла начинает работать. Эльмира весело приступает к наведению порядка.

МИКА.  Метлу из рук не выпускай – улетит. А мы побежали.
ЭЛЬМИРА.  Куда вы? А я?
БОКА.  У нас ещё дел по горло.
ЭЛЬМИРА.  Спасибо за помощь.
МИКА.  «Спасибо» в рот не положишь.
БОКА.  Держи хвост пистолетом! За тобой мороженое.
МИКА.  Чао какао!
Мика и Бока убегают.
ЭЛЬМИРА.  Ладно. До свидания!

Картина четвёртая

Там же. Утро следующего дня. Эльмира, усталая, спит на троне с метлой в руках. Входит ИНЖЕНЕР ЛАНДСБЕРГИС.

ЛАНДСБЕРГИС.  Ни пылинки, ни соринки. Чистота. Порядок. Окно вымыты. Ни одной паутинки не осталось. Тьфу! Как противно.

Эльмира просыпается.

ЛАНДСБЕРГИС (Эльмире).  Ты, что ли, чистоту навела?
ЭЛЬМИРА.  Я.
ЛАНДСБЕРГИС.  Новая уборщица? 
ЭЛЬМИРА.  Да.
ЛАНДСБЕРГИС.  Терпеть не могу уборщиц. Ничего, скоро уволю вас всех. И тебя, и дворецкого. Новые будут порядки. 
ЭЛЬМИРА.  Это за что же?
ЛАНДСБЕРГИС.  Знать надо, кому служить. Я здесь стану хозяином.
ЭЛЬМИРА.  А король?
ЛАНДСБЕРГИС (насмешливо).  Король Радуга? Rex Iridis? Ха-ха. Не смеши. Так, пустышка. Бесполезный протиратель мантии. А у меня намечен целый ворох реформ! Везде будет грязь, битые окна, люди злые, голодные! И паутина, и роскошная паутина везде! Осталась только маленькая формальность – договор подписать.
ЭЛЬМИРА.  Какой договор?
ЛАНДСБЕРГИС (усаживается на трон). Король уступает мне свой трон.
ЭЛЬМИРА.  Почему это?
ЛАНДСБЕРГИС.  Я стану королём и построю стену, которая спасёт эту гиблую страну от Паука-Жабозявра.
ЭЛЬМИРА.  Этот Паук плохой?
ЛАНДСБЕРГИС.  О! Это, конечно, с какой стороны посмотреть. Не всё так однозначно. Ладно, слушай сюда. Будешь хорошо себя вести, подключу к аппарату. Ясно?
ЭЛЬМИРА.  Что это за аппарат?
ЛАНДСБЕРГИС.  Какая любопытная. МОЙ аппарат. Без него всем тут крышка!
Входит КОРОЛЬ РАДУГА.
КОРОЛЬ.  Ах, дорогой мой Ландсбергис. Извините, что заставил вас ждать.
ЛАНДСБЕРГИС (Эльмире). Паутину больше трогать не смей! Поняла?
ЭЛЬМИРА.  Так, вроде бы…
ЛАНДСБЕРГИС.  Иди отсюда. У нас с королём деловая встреча.
ЭЛЬМИРА.  Хорошо. (Собирается уходить.)
КОРОЛЬ.  Постойте, это вы здесь навели порядок?
ЭЛЬМИРА.  Да, я. Кажется, я. И метла.
КОРОЛЬ.  Большое вам спасибо! Легче стало дышать.
ЛАНДСБЕРГИС (Эльмире). Это секретный разговор!
ЭЛЬМИРА.  Разумеется. Извините. Я уже ушла.
 
Эльмира делает вид, что уходит, но прячется и подслушивает.

КОРОЛЬ (Ландсбергису). Мне кажется, вам ещё рано распоряжаться в МОЁМ дворце.
ЛАНДСБЕРГИС.  Дорогой мой! Ваше, пока ещё, Величество. Дело-то в том, что…
КОРОЛЬ.  Не получится у вас управлять королевством.
ЛАНДСБЕРГИС.  Отчего же?
КОРОЛЬ.  Потому что «управлять» от слова «правда».
ЛАНДСБЕРГИС.  Ах, вот как. Вижу в этих словах некое недовольство.
КОРОЛЬ.  Я могу и передумать. Могу выбросить ваш договор в мусорную корзину, сжечь, как простую бумажонку.
ЛАНДСБЕРГИС.  Разумеется. Мы не будем подписывать этот ненужный никому договор.
КОРОЛЬ.  Что? Почему это?
ЛАНДСБЕРГИС.  Я передумал. Мы подпишем другой, ещё лучше. Вот, взгляните…
КОРОЛЬ (читает текст). Что это? Мы так не договаривались!
ЛАНДСБЕРГИС.  Ну, знаете, обстоятельства.
КОРОЛЬ.  Вы давали слово.
ЛАНДСБЕРГИС.  Я передумал. Вашим отречением дело не сделать. Да, поначалу я думал, что регенства при вашем сыне будет достаточно. Но сейчас я ясно вижу, что могу спасти эту страну только будучи законным монархом. Отцом народа – и никак иначе!
КОРОЛЬ.  Это разбой, вы – негодяй, вы подлец! Отдать трон проходимцу, который обманом втёрся в доверие… 
ЛАНДСБЕРГИС.  На вашем месте, дорогой мой король, я бы выбирал выражения. В самом деле, зачем мне рисковать, строить стену, спасать вас всех от Паука. Сражайтесь с ним сами. К тому же, мой аппарат требует столько труда, внимания и ресурсов, что я могу отключить от него кое-кого. Чтобы избежать перегрузки.   
КОРОЛЬ.  Только не это, прошу вас!
ЛАНДСБЕРГИС.  Кажется, мы готовы к неизбежному, не так ли?
КОРОЛЬ (обречённо). Да.
ЛАНДСБЕРГИС.  Чудно!

Картина пятая

Комната во дворце. Эльмира протирает канделябр, напевая песню.

ЭЛЬМИРА.  Если долго, долго, долго,
                Если долго по тропинке,
                Если долго по дорожке,
                Топать, ехать и бежать…

Входит королева.

КОРОЛЕВА.  Как хорошо, чисто стало. (Эльмире.) Эй, дорогуша, которая не захотела быть няней, ты новая уборщица?
ЭЛЬМИРА.  Что?
КОРОЛЕВА.  Уборщица, говорю, новая – ты? 
ЭЛЬМИРА.  Кажется, я.
КОРОЛЕВА.  Так «кажется», или ты? 
ЭЛЬМИРА.  Может быть, кажется, наверное, я.
КОРОЛЕВА.  Так не бывает. Ты или не ты?
ЭЛЬМИРА.  Допустим, я.
КОРОЛЕВА.  Что значит «допустим»? Ты мне голову не морочь! Я тебя по всему дворцу обыскалась.
ЭЛЬМИРА.  Ладно, я – уборщица.
КОРОЛЕВА.  Вот это другой разговор. А то «наверное», «кажется», «может быть».
ЭЛЬМИРА.  Что вам надо?
КОРОЛЕВА.  Где наш обед? А?
ЭЛЬМИРА.  Не знаю.
КОРОЛЕВА.  Кто должен знать? Ты же уборщица! 
ЭЛЬМИРА.  Я первый день. Спросите у дворецкого.
КОРОЛЕВА.  Он куда-то пропал. Невозможно без обеда. Без еды нельзя предаваться философским размышлениям.
ЭЛЬМИРА.  Знаете что, я приготовлю вам обед. Только вы мне вот что скажите…
КОРОЛЕВА.  Ещё чего. Нечего мне голову морочить разными вопросами.
ЭЛЬМИРА.  Вы есть хотите?
КОРОЛЕВА.  Ещё как!
ЭЛЬМИРА.  Сейчас. (Достаёт смартфон.) Так. Рецепты. Что тут есть. Пироги, оладушки, расстегай – к этому надо бульон, кыстыбый… Вот. Кулебяку будете?
КОРОЛЕВА.  Что это такое?
ЭЛЬМИРА.  Это блюдо из теста со сложной начинкой. Я её с бабушкой готовила.
КОРОЛЕВА.  Сложная? Не знаю. Ладно, давай сюда кулебяку.
ЭЛЬМИРА.  Где у вас кухня?
КОРОЛЕВА.  На первом этаже. 
ЭЛЬМИРА.  Ждите! (Уходит.)
Входят ключник РУПЕРТ с королём.
РУПЕРТ.  Ни за что не подписывайте договор!
КОРОЛЬ.  Я устал, и ничего не могу поделать…

Картина шестая

Там же. Вечер. Король и королева сидят в креслах.

КОРОЛЕВА (обмахиваясь веером).  Уф-ф! Какие были сытные пироги.
КОРОЛЬ.  Пожалуй, не едал таких с тех пор, как сбежал наш повар.
КОРОЛЕВА.  Я испытываю чувство пищевого удовлетворения. Неплохо, однако, готовит новая уборщица. Надо её назначить кухаркой.
КОРОЛЬ.  И прачкой тоже.
КОРОЛЕВА.  Пусть будет так.

Входит принц Даня.

ДАНЯ.  Давайте сделаем её фрейлиной.
КОРОЛЕВА.  Вот ещё! Что будет с этого толку? Кто тогда будет работать? (Королю.) Кстати, дорогой, зачем сегодня приходил этот Ландсбергис? Какие там у вас сепаратные переговоры?
КОРОЛЬ.  Где-то здесь были конфетки… (Смотрит в вазу.)
КОРОЛЕВА.  Съели уже давно. Так что у вас за дела с этим механиком?
ДАНЯ.  Мама, он мне не нравится. Давайте, прогоним его.
КОРОЛЬ (ищет по карманам). Вот! Нашёл. (Даёт конфету королеве.) Это десерт. Съешь конфетку, дорогая.
КОРОЛЕВА.  Ах! Где мои любимые торты, бламанже и пломбиры?
КОРОЛЬ.  А помнишь, на Рождество повар приготовил лимонный шербет? Как вкусно было!
ДАНЯ.  Я помню! Очень сладко было.
КОРОЛЕВА.  Ты перемазался тогда с ног до головы, поросёночек. Иди к маме, я тебя поцелую. (Целует Даню в лоб.) (Королю.) И всё-таки, зачем Ландсбергис сюда ходит?
КОРОЛЬ.  Скоро всё узнаешь, дорогая. Он хочет нам помочь. Построит стену и спасёт от этого ужасного Паука-Жабозявра.
ДАНЯ.  Я спасу вас от Паука и прогоню Ландсбергиса!
КОРОЛЕВА (смеётся). Конечно-конечно. (Бьют часы.) Ой, уже восемь, пора спать.
КОРОЛЬ.  Да, пора. А все неприятности будут завтра.
Все садятся в кресла, одевают пластмассовые колпаки, от которых идут провода.
КОРОЛЕВА.  Спокойной ночи, дорогой!
КОРОЛЬ.  Доброго сна.
КОРОЛЕВА.  Спокойной ночи, принц Даня!
ДАНЯ.  Спокойной ночи, мама.

Входит Эльмира.

ЭЛЬМИРА.  Стойте! Что это здесь происходит?
КОРОЛЕВА.  Видишь, пора спать.
КОРОЛЬ.  Она же не подключена к аппарату, пусть работает.
ЭЛЬМИРА.  Я устала, я тоже хочу спать. В нормальной постели с чистым бельём. Где моя комната?
КОРОЛЕВА.  Какая настырная.
КОРОЛЬ.  Раз она так хорошо готовит, надо походатайствовать. Пусть Ландсбергис и её подключит.

Входит Ландсбергис, несёт в руках колпак.

ЛАНДСБЕРГИС.  Да-да! Молодец уборщица. Я уже принёс твой ночной шлем.
ДАНЯ.  У нас же нет кресла.
КОРОЛЕВА.  Пусть спит на стуле. (Эльмире.) Слышишь? Можешь сесть вон туда.
ЛАНДСБЕРГИС.  Сядь сюда, девочка.
ЭЛЬМИРА.  Зачем?
ЛАНДСБЕРГИС.  Отдохнешь. Расслабишься. Главное, испытаешь такое блаженство, о котором ещё и не догадывалась.
ЭЛЬМИРА.  Не хочу.
КОРОЛЬ (сонно). Повелеваю. Это приказ. Для твоего же блага. (Засыпает.)
ЛАНДСБЕРГИС.  Ну?
ЭЛЬМИРА.  Ладно.

Ландсбергис одевает ей на голову шлем. Включает тумблер. Аппарат гудит. Эльмира засыпает.

ЛАНДСБЕРГИС.  Чудненько. И ладно, и хорошо. (Довольно потирает руки.) Скоро, совсем скоро всё здесь будет моим! Никто не сможет мне помешать! Ха-ха-ха!

Ландсбергис уходит на цыпочках. Слышен гул работающих машин.

Картина седьмая

Там же. Ночь. Король, королева и Даня спят в креслах, Эльмира – на стуле. Появляется КОТ РАМЗИК.

РАМЗИК.  Прелестная ночь! Все спят. Ходи где хочешь, делай, что нравится. Ой, это же хозяйка. Так и есть. Попала в беду. Что ж, надо выручать.

Крадучись, подходит к спящей Эльмире, выключает колпак, снимает его. Эльмира просыпается.

ЭЛЬМИРА.  Ох! Голова болит. Кажется, я спала.
РАМЗИК.  Это не сон, а забвение. Страшная штука – разрушает мозг.
ЭЛЬМИРА.  А вначале было так хорошо, спокойно. Ой! Рамзик, это ты?
РАМЗИК.  Вообще-то меня зовут Рамзес.
ЭЛЬМИРА.  До чего же на человека стал похож! Я всегда знала, что ты не обычный кот, а выдающийся.

Рамзик собирается убежать.

ЭЛЬМИРА.  Стой, ты куда?
РАМЗИК.  Короче, разбегаемся, ты туда, я – сюда.
ЭЛЬМИРА.  Ты что, надо домой возвращаться!
РАМЗИК.  Зачем? Останемся здесь, место отличное, никто не гоняет, еды навалом.
ЭЛЬМИРА.  Нет, будем искать выход. Что ты знаешь о Руперте?
РАМЗИК.  О ключнике? Да вон он, там, за ширмой сидит, работает. Ночной труженик.
Эльмира отодвигает ширму и видит работающего Руперта.
ЭЛЬМИРА.  Здравствуйте.
РУПЕРТ (недовольно). Чего надо?
ЭЛЬМИРА.  Нам нужна ваша помощь.
РАМЗИК.  Чтобы вернуться домой.
РУПЕРТ.  Видите, я занят? Мне надо сосредоточиться! И с чего это вы взяли, что я буду вам помогать?
ЭЛЬМИРА.  Вы же такой добрый! Вы делаете ключи, а это очень важная работа.
РУПЕРТ.  А как же. Без ключа ни одну дверь не открыть. 
ЭЛЬМИРА.  Мне кажется, вы ещё не ужинали. Хотите кулебяки?
РУПЕРТ.  Хочу.

Эльмира вынимает из шкафа кулебяку на подносе, приносит Руперту.

ЭЛЬМИРА.  Вот. Королевская кулебяка. Угощайтесь!
РУПЕРТ.  Что это? Кули-бяка?
ЭЛЬМИРА.  Кулебяка, пирог такой.
РУПЕРТ.  Давай сюда. (Осматривает и обнюхивает кулебяку.) Фу, подгорел.
ЭЛЬМИРА.  Совсем немного. Их Величествам понравилось.

Руперт жадно ест.

РАМЗИК.  Я, между прочим, от пирога тоже не отказался бы.
ЭЛЬМИРА.  Тише! Вернёмся домой, я тебя свежей рыбкой угощу.
РУПЕРТ.  Как невкусно. Тесто внутри сырое. Начинка не пропеклась. Фу! (Собирает крошки и отправляет их в рот. Запивает водой из графина.)
РАМЗИК.  Ишь, какой привередливый. Мне надо было дегустировать!
ЭЛЬМИРА. Ну, как? Понравилось?
РУПЕРТ.  Ещё чего. Но ты молодец. Напомнила мне детство. Матушка пекла мне пироги, печенье…
ЭЛЬМИРА.  Нам надо в чудесный сад.
РУПЕРТ.  Зачем?
ЭЛЬМИРА.  Мне надо домой, а там волшебница.
РУПЕРТ.  Во-первых, не волшебница, а Сахарная Ведьма. Во-вторых, котам туда вход запрещён. А в-третьих…
РАМЗИК.  Почему это запрещён? Это дискриминация! Требую свободы передвижения!
ЭЛЬМИРА (укоризненно). Тише, Рамзик!
РУПЕРТ.  А в-третьих, всё равно ничего не получится. Нужен летучий корабль.
ЭЛЬМИРА.  Да!
РУПЕРТ.  Ну вот, а убить Жабозявра невозможно – он бессмертный.
ЭЛЬМИРА.  Откуда вы знаете?
РУПЕРТ.  Я, дорогая моя, всё знаю. Например, все спят?
ЭЛЬМИРА.  Спят.
РУПЕРТ.  Нет. У них мозги под наркозом. Их теперь из пушки не разбудишь. Вот крикни что-нибудь.
РАМЗИК.  Все проснутся!
РУПЕРТ.  Ничего подобного. (Кричит и бьёт в литавры.) Эй! Подъём! Король Радуга – лежебок! Долой монархию!
ЭЛЬМИРА.  Что вы делаете?!
РУПЕРТ.  Не бойся. Они подключены к аппарату. А это страшная штука. 
ЭЛЬМИРА.  Почему?
РУПЕРТ.  Так Ландсбергис ворует время.
РАМЗИК.  Как это?
РУПЕРТ.  Вот как. Королю должно быть лет сорок, а выглядит как развалина. Королеве, пожалуй, лет двадцать пять, а она старуха. Принц Даня…
ЭЛЬМИРА.  Совсем взрослый.
РУПЕРТ.  Нет. Выглядит мужчиной, а разум, как у ребёнка.
ЭЛЬМИРА.  Это заметно. Сколько ему на самом деле?
РУПЕРТ.  Не знаю. Ландсбергис уничтожил все календари, остались только дни недели. Сам хочет стать королём. Спасу, говорит, от Жабозявра. А тайна в том…
РАМЗИК.  В чём?
РУПЕРТ  (осматривается по сторонам, шёпотом). А дело в том, что…
ЭЛЬМИРА.  Ну?
РУПЕРТ.  Ландсбергис и есть Паук! 
ЭЛЬМИРА.  Не может быть!
РУПЕРТ.  Да! Сам пожирает людей, и сам от себя, вроде бы, хочет строить стену. Всех запугал, понастроил механики…
ЭЛЬМИРА.  Почему же вы не расскажете всё королю?
РУПЕРТ.  Бесполезно. Они уже не люди – одна видимость. Если Ландсбергис отключит их от аппарата – а у них зависимость – они не смогут спать. Паук их окуклит…
РАМЗИК.  Сделает куклами?
РУПЕРТ.  Окуклит. А потом съест.
ЭЛЬМИРА.   Это ужасно!
РУПЕРТ.  Есть такая штука – неизбежность.
ЭЛЬМИРА.  Я их спасу!
РУПЕРТ.  Не получится.
ЭЛЬМИРА.  Я доберусь до Паука-Ландсбергиса!
РУПЕРТ.  Даже не думай.
ЭЛЬМИРА.  Вот что. Дайте мне ключ.
РУПЕРТ.  ?
РАМЗИК.  От медной двери.
РУПЕРТ.  Ты погибнешь.
ЭЛЬМИРА.  Нет. Я всех спасу. Я знаю, что надо делать!
РУПЕРТ.  Хорошо. Вот тебе ключ. Готова?
РАМЗИК.  Где – ключ?
РУПЕРТ.  Слушай внимательно. Надо решить уравнение. ОДНА ТРЕТЬЯ ИКС ПЛЮС ШЕСТЬ РАВНО ИКС.
ЭЛЬМИРА.  Что это?
РУПЕРТ.  Надо найти икс. И ударить в дверь икс раз.
ЭЛЬМИРА.  Зачем эти сложности? Давайте сразу число!
РУПЕРТ.  Не могу. Такие правила. Иначе дверь не откроется.
ЭЛЬМИРА.  Ладно. Думаете, не решу? Сейчас. Так. Умножим обе части уравнения на три… получаем икс плюс восемнадцать равно трём икс… перенесём слагаемые из одной части равенства в другую меняя знак на противоположный… икс минус три икс равно минус восемнадцать… сумма коэффициентов… минус два икс равно минус восемнадцать… икс равен минус восемнадцать разделить на минус два… икс равен… (Шепчет Руперту на ухо.) Ответ правильный?
РУПЕРТ.  Не знаю. Проверь.

Эльмира стучит в дверь.

РУПЕРТ РАМЗИК (хором).  Раз!

Эльмира стучит дальше.

РУПЕРТ РАМЗИК (хором). Два! Три! Четыре! Пять! Шесть! Семь! Восемь! Девять!

Дверь открывается.

ЭЛЬМИРА.  Ах, какой свет! Спасибо за помощь! (Входит внутрь.)

Дверь начинает закрываться.

РУПЕРТ.  Как это благородно… и как печально.

Рамзик пытается прошмыгнуть в закрывающуюся дверь, но дверь резко захлопывается у него перед носом.

РАМЗИК (обиженно). Мяяу.

Действие третье

Чудесный сад. Около пруда сидит САХАРНАЯ ВЕДЬМА, вышивает крестиком.

ЭЛЬМИРА (про себя). Какая красота. Ой, а кто это? На нашу соседку похожа!
ВЕДЬМА.  Осторожно! На цветочек не наступи.
ЭЛЬМИРА.  Извините.

На ветке дерева сидит ПТИЧКА.

ПТИЧКА.  Чик-чирик! Проси меч, проси меч!
ВЕДЬМА.  Кыш отсюда! Ишь, налетели, клюют, что хотят, на дармовщинку. Здесь, между прочим, частная собственность! Кыш, кому сказала! (Отгоняет птичку.)
ЭЛЬМИРА.  Я к вам по делу.
ВЕДЬМА.  Ну? Чего надо?
ЭЛЬМИРА.  Мне нужен летучий корабль.
ВЕДЬМА (громко хохочет). Ох-хо-хоо! Чего-чего тебе надо?
ЭЛЬМИРА (громче).  Летучий корабль!
ВЕДЬМА.  Ах-ха-ха! Вот оно что. Всего-то навсего. Корабль летучий. Ха-ха! Эхм. А ты знаешь, что его стережёт славный охранник, Паук-Жабозявр?
ЭЛЬМИРА.  Да, поэтому мне нужно…
ПТИЧКА.  Меч! Проси меч! Меч Мурзик! Чирик-чик -чик!
ЭЛЬМИРА.  Мне нужен меч.
ВЕДЬМА.  Кыш! Что за негодяйство. Летают туда-сюда, объедают сады, ещё и щебечут что ни попадя. Кышь! Кышь! Вон отсюда! (Палкой прогоняет птичку.)
ЭЛЬМИРА.  Дорогая Волшебница, мне нужен меч Мурзик, чтобы победить Паука.
ВЕДЬМА.  Ох, какая быстрая. Твоё место здесь, метлой махать. А то, небось, домой хочешь, учиться, профессию получить, а?
ЭЛЬМИРА.  Конечно.
ВЕДЬМА.  Ладно, я ведь добрая. Всем помогаю, кто попросит. Скажу тебе, где меч. Но только ты должна сперва меня порадовать.
ЭЛЬМИРА.  Как?
ВЕДЬМА. Прочитай мне «Шахнаме».
ЭЛЬМИРА.  Ой! Что это?
ВЕДЬМА.  Прочитаешь поэму, как она есть, от начала до конца – скажу, где меч. Ошибёшься, или пропустишь отрывок – извини. Останешься прислугой навсегда.
ЭЛЬМИРА.  Эх! (Проверяет смартфон.) Согласна.
ВЕДЬМА.  Договор?
ЭЛЬМИРА.  Договор! (Про себя.) Эта поэма у меня есть. Бабушке записала.
ВЕДЬМА.  Ну? Начинай.
ЭЛЬМИРА (читает с экрана). Так…  это самое… Шахнаме. Вступление. Слово в похвалу разума.
Пришла пора, чтоб истинный мудрец
О разуме поведал наконец.
Яви нам слово, восхваляя разум,
И поучай людей своим рассказом.
Из всех даров что разума ценней?
Хвала ему — всех добрых дел сильней.
Венец, краса всего живого — разум,
Признай, что бытия основа — разум.
Он — твой вожатый, он — в людских сердцах,
Он с нами на земле и в небесах.
От разума — печаль и наслажденье,
От разума — величье и паденье.
Для человека с чистою душой…

ВЕДЬМА.  Стоп, стоп! Так не пойдёт.
ЭЛЬМИРА.  Почему это?
ВЕДЬМА.  Ты меня обманула. Ты должна была читать наизусть. А ты пользовалась этой колдовской книжкой. Поэтому ты проиграла – и отдаёшь эту волшебную штуку мне. Сама возвращаешься во дворец и работаешь там уборщицей до конца жизни!
ЭЛЬМИРА.  Ни за что!
ВЕДЬМА.  Как это? Договор!
ЭЛЬМИРА.  Не было такого договора.
ВЕДЬМА.  Был!
ЭЛЬМИРА.  Не было!
ВЕДЬМА.  Был, я говорю!
ЭЛЬМИРА.  Ладно, слушайте. (Включает смартфон, запись разговора.)
ВЕДЬМА (запись). «Прочитаешь поэму, как она есть, о начала до конца – скажу, где меч. Ошибёшься, или пропустишь отрывок – извини.»
ЭЛЬМИРА.  Вот доказательство! Сказано – прочитай, а наизусть, или из книжки, или ещё как – нет.
ВЕДЬМА.  Ух, колдовская штука! 
ЭЛЬМИРА.  А если вы не согласны, давайте обратимся к людям, пусть нас рассудят.
ВЕДЬМА.  Ладно, твоя взяла. Меч – на дне пруда.
ЭЛЬМИРА.  А как его оттуда достать?
ВЕДЬМА.  Это уже твоя забота. Хочешь – выпей всю воду, не хочешь – ладошками вычерпай. Всё равно придётся нырять.
ЭЛЬМИРА.  Ладошками? Это я за целый год не управлюсь. А плавать я умею!
ВЕДЬМА.  Вот и ладненько. Ты ныряй, а я твою колдовскую вещь посторожу.
ЭЛЬМИРА.  Это смартфон.
ВЕДЬМА.  Да-да. Его самое.
ЭЛЬМИРА.  А вы не обманете?
ВЕДЬМА.  Что ты, что ты! Нет, конечно. Я же добрая.
ЭЛЬМИРА.  Ну, ладно. Вроде неглубоко, вода тёплая, попробую нырнуть. (Прыгает в пруд.)
ВЕДЬМА (приплясывая). Ха-ха! Вот глупая. Смартфончик будет мой, красивый, колдовской…  Стоп! Надо, чтобы она утонула. (Колдует.) Просыпайся, пруд, волнами ходи, течением тяни, вниз её на дно, кувшинками вяжи, чтоб не вынырнула… Ба-бам-ба-бах! Тяни вниз, буль-буль страх!

Появляется кот Рамзик.

РАМЗИК.  Вот те на! Сахарная ведьма колдует. Хочет погубить хозяйку. Надо её выручать.
ВЕДЬМА (заметив Рамзика).  Ага! И тебя, кот, утоплю!

Начинается схватка кота и ведьмы.

РАМЗИК. Мя-яу!
ВЕДЬМА.  Вот тебе! Вот тебе!

Рамзику удаётся столкнуть ведьму в пруд.

ВЕДЬМА.  Ай! Ой! Помогите! Таю, растворяюсь. Я же сахарная! (Исчезает.)

Рамзик берёт шест, подаёт Эльмире.

РАМЗИК.  Держись, хватай крепче! Тяну! (Вытаскивает Эльмиру из пруда.)
РАМЗИК.  Фу! Еле успел. Как ты могла поверить этой ведьме?
ЭЛЬМИРА.  Да, оказалась простая обманщица. А на вид такая приличная старушка.

Птичка приводит Мику и Боку.

ПТИЧКА.  Сюда, сюда, на помощь!
МИКА (запыхавшись).  Что? Как? Мы успели?
БОКА.  Так торопились, что не рассказать.
ЭЛЬМИРА.  Как вы сюда попали? И ты, Рамзик, тоже? Как же медная дверь?
МИКА.  Мы – как всегда, крысиными путями.
РАМЗИК.  А я – кошачьими тропами.
БОКА.  А здесь добрая птичка всё объяснила про ведьму…
РАМЗИК.  Ведьмы больше нет.
ПТИЧКА.  Чик-чирик. Как это?
РАМЗИК.  Пропала в своём пруду. Она же сахарная.
ПТИЧКА. Вот новость так новость. Полечу, всем расскажу. Чичирик!
БОКА.  До свидания, птичка!
ЭЛЬМИРА.  Эй, спасибо!
ПТИЧКА.  Я ещё не прощаюсь! Чирик-чик! (Улетает.)
РАМЗИК (Мике и Боке).  А вы двое, зачем пожаловали в Страну Гроз?
МИКА.  Фу, кот!
БОКА (ощетинивается). Попробуй только, напади, узнаешь крысиную ярость!
МИКА.  Фу! Фу-фу!

Рамзик тоже готовится к драке.

ЭЛЬМИРА.  Ребята, не ссорьтесь! Сейчас я вас познакомлю. (Мике и Боке.) Это мой кот Рамзес… Ну, пожмите друг другу лапы!
МИКА.  А он кусаться не будет?
БОКА.  И чтобы не царапаться!
ЭЛЬМИРА (Рамзику). А это мои друзья, Мика…
МИКА.  Очень приятно, Мика.
ЭЛЬМИРА.  И Бока.
БОКА.  Бока…

Рамзик, Мика и Бока пожимают друг другу лапы.

ЭЛЬМИРА.  Вот и хорошо. Только как же нам меч из воды достать?
МИКА.  Вода сама уйдёт.
ЭЛЬМИРА.  Как?
БОКА.  А там есть труба.
МИКА.  Камнем была завалена.
БОКА.  Мы камень убрали, вода сейчас сама уйдёт на нижние поля.

Раздаётся звук воды, уходящей в трубу.

 МИКА.  Смотрите, уже ушла.
РАМЗИК.  Что там на дне?
БОКА.  Длинный ножик какой-то.
ЭЛЬМИРА (берёт меч в руки). Это меч Мурзик!
РАМЗИК.  Теперь можно идти на Паука.
ЭЛЬМИРА (пытается взмахнуть мечом). Ой, какой тяжёлый. Как с таким управляться? Может, из вас кто-нибудь? Мика… Бока… Рамзик…
МИКА.  Нет, я не могу.
БОКА.  Я тоже не умею.
РАМЗИК.  Не кошачье это дело, мечом махать.

Появляется принц Даня.

ДАНЯ.  Этому Пауку триста лет. Он почти неуязвим. Убить его можно только этим мечом. (Эльмире.) Дай-ка. (Берёт меч в руки.) Меч Мурзик! Наше фамильное оружие.

Действие четвёртое

Картина первая

Вход в ангар Паука-Жабозявра. Мика, Бока, Рамзик, Эльмира и принц Даня с мечом.

МИКА.  Вот оно, логово Ландсбергиса.
БОКА.  Паука-Жабозявра.
РАМЗИК.  Как же страдает от него Страна Гроз.
ДАНЯ (сжимая меч). Друзья, я освобожу свою Родину!
ЭЛЬМИРА.  Но это опасно. Говорят, Паук бессмертен.
МИКА.  Ерунда!
БОКА.  Пропаганда. Кто это подтвердит? Он сам всё выдумал, чтобы людей запугивать.
ЭЛЬМИРА.  Всё равно. Даня один не справится. (Дане.) Мы пойдём с тобой!
ДАНЯ.  Нет. У вас нет оружия. А у меня – волшебный меч Мурзик. Только его боится Паук. Ждите меня здесь. Воевать – дело мужчин. Я вернусь победителем! (Заходит в ангар.)
ДАНЯ (голос из ангара). Я – принц Даниил, из рода Радуга. Мерзкий Паук, выходи на бой!

Слышен низкий рык Паука. Раздаются звуки битвы, крики Дани «Вот тебе!», лязг оружия, удары меча о металл. Мика, Бока, Рамзик и Эльмира напряженно вслушиваются. Из ангара валит дым. Рамзик забегает в ангар. Оттуда паук выплёвывает меч. Следом с воплем «Мяяу!» выбегает Рамзик.

ЭЛЬМИРА.  Что там?
РАМЗИК.  Всё.
ЭЛЬМИРА.  Что – всё?
РАМЗИК.  Мы проиграли.
ЭЛЬМИРА.  Что с Даней?
РАМЗИК.  Он в плену. Теперь Паук его съест. Даня отрубил ему голову, так у него тут же другая выросла.
МИКА.  Он и в самом деле бессмертный!
БОКА.  Паука не победить.
МИКА.  Теперь Ландсбергис станет королём и будет вечно угнетать Страну Гроз.
РАМЗИК.  А мы с хозяйкой никогда не вернёмся домой.
ЭЛЬМИРА.  Этому не бывать! Раз Мурзик у нас, есть ещё шанс. Победа будет за нами!

Эльмира берёт меч в руки, пытается им размахивать.

МИКА.  Это отчаяние.

Меч выпадает у Эльмиры из рук.

ЭЛЬМИРА.  Ой, как это делается?
БОКА.  Бедная девочка.

Эльмира достаёт смартфон.

ЭЛЬМИРА.  Что-то должно быть… Так, набираю «как победить Паука»
РАМЗИК.  Паука-Жабозявра.
ЭЛЬМИРА.  …Жабозявра… Ой! Ой-ёй-ёй!
МИКА.  Что там?
БОКА.  Что надо делать?
ЭЛЬМИРА.  Смартфон выключился. Аккумулятор сел.
РАМЗИК.  Теперь нам точно конец. Окончательно и бесповоротно.

Эльмира плачет. Прилетает птичка, что-то щебечет.

ПТИЧКА.  Чик-чик, чик-чирик.
РАМЗИК.  Опять птичка. Я давно проголодался как… Надо её съесть.
ЭЛЬМИРА.  Не смей!
МИКА.  Она что-то говорит. Бока, слышишь? Провода?
ПТИЧКА. Чик-чирик.  Провода… Обрежьте кабель!
РАМЗИК.  Какие провода?
ПТИЧКА.  Рубите кабель! Чирик, чик-чик.
ЭЛЬМИРА.  Какой кабель?

Из ангара раздаётся низкий голос Паука.

ПАУК.  Ш-ш-ш… Разорю гнездо…
ПТИЧКА.  Негодяй, подлец! Чик-чирик. Рубите кабель! (Улетает.)
РАМЗИК.  Кажется, я понимаю.
МИКА.  Паук подключен к аппарату. Вот почему у него вторая голова выросла.
БОКА.  Значит, надо обрубить кабель.
РАМЗИК.  Для этого надо выманить Паука из логова. Но как?

Все думают.

ЭЛЬМИРА.  Ничего не могу придумать. Может, позвать его играть?
МИКА.  Нет.
БОКА.  Это не сработает.
РАМЗИК (Эльмире.) А что это у тебя?
ЭЛЬМИРА.  Где?
РАМЗИК.  В кармане.
ЭЛЬМИРА.  Ой, шоколадка. Как вовремя. Сейчас мы перекусим.
МИКА.  Да, на голодный желудок плохо воюется.
БОКА.  Я тоже проголодался.
РАМЗИК.  Нет!
ЭЛЬМИРА.  Что – нет?
РАМЗИК.  Скажи шоколадке – нет!
МИКА.  Почему это?
БОКА.  Она вкусная.
РАМЗИК (Эльмире.) Дай сюда!
ЭЛЬМИРА.  Пожалуйста.

Рамзик разворачивает шоколадку.

МИКА (вдыхает воздух). Ах, как пахнет!
БОКА.  Ой, как шоколадку хочется!
РАМЗИК.  Мы используем её как приманку.
МИКА.  Не сработает. Не будет Паук её есть.
БОКА.  Лучше мы съедим.
РАМЗИК.  Смотрите. (Кладёт шоколадку у входа в ангар.) Сейчас – в сторону, тихо!

Слышно, как Паук с шумом вдыхает воздух. Эльмира берёт меч в руки. ПАУК выходит из ангара, за ним тянется кабель. Паук берёт шоколадку, съедает её, громко чавкая.

РАМЗИК (Эльмире). Руби!
ЭЛЬМИРА.  Боюсь! Не получится!
РАМЗИК.  Всё получится. Надо. Руби!

Эльмира рубит кабель, прикреплённый к Пауку. Паук страшно кричит.

ПАУК.  А-а-а! Ну, держись, детёныш человеческий!

Паук нападает на Эльмиру. Эльмира защищается. Начинается бой. Рамзик, Мика и Бока помогают Эльмире. Эльмира протыкает Паука мечом, он падает на спину.

ПАУК.  О-о-о. Умираю-ю… (Испускает дух.)
Рамзик, Мика, Бока и Эльмира смотрят на Паука.
МИКА.  Кажется, мы победили.

Бока подходит ближе, боязливо осматривает Паука, поднимает его лапу – она безжизненно падает.

БОКА.  Конец негодяю!
РАМЗИК.  Урра-а!
ВСЕ ВМЕСТЕ.  Мы победили! Ура!
ЭЛЬМИРА.  Пойдём освобождать пленников, они в ангаре.

Слышен гул. Дует ветер. Шелест листьев.

МИКА.  Что это?
РАМЗИК.  Это – ветер.
ЭЛЬМИРА.  Начинается гроза.

Звук капель дождя.

БОКА.  Капли воды?
РАМЗИК.  Гроза! Дождь пошёл!

Звуки грома, блеск молний.

Картина вторая

Там же. Помолодевшая семья Радуга: король 45, королева 36, Даня 15 лет. Красиво одетые, радостные, улыбающиеся. Дворецкий Руфио, ключник Руперт. Тут же Эльмира, Рамзик, Мика и Бока.

КОРОЛЬ.  Дорогая Эльмира! Позволь поблагодарить тебя за неоценимую услугу, которую ты оказала Стране Гроз.
КОРОЛЕВА.  Ты спасла наше королевство от страшного Паука-Жабозявра.
ДАНЯ.  И нас тоже!
КОРОЛЬ.  Да. Ты разрушила зловредный аппарат и спасла нас всех. Поэтому я произвожу тебя во фрейлины нашего двора и обещаю выполнить любую твою просьбу. Проси чего хочешь.
ЭЛЬМИРА.  Спасибо большое. Ваше Величество, это, конечно, очень здорово – быть фрейлиной. Но я хотела бы попросить у вас летучий корабль, чтобы вернуться домой с Рамзиком.
КОРОЛЕВА.  Зачем тебе домой? Проси другой награды: драгоценности, платья… И оставайся у нас. Здесь же так хорошо!
КОРОЛЬ.  Действительно. У нас просто здорово!
ЭЛЬМИРА.  Ваше Величество, вы обещали.
КОРОЛЬ.  Ладно. Видать, ничего не поделаешь. Королевское слово твёрже Мурзика.
Дарую тебе летучий корабль, и лети куда хочешь.
ДАНЯ.  Постойте!
КОРОЛЕВА.  Что такое?
ДАНЯ.  Как же так? Эльмира, прошу… (Подходит к Эльмире, становится на колено.) Эльмира, я, принц Даниил из рода Радуга, в присутствии своих родителей, прошу твоей руки.
ЭЛЬМИРА.  Ой.
КОРОЛЕВА.  То есть как?
КОРОЛЬ.  Спокойно, дорогая. Мальчик влюбился.
КОРОЛЕВА.  И что? Разве надо вот так сразу – жениться?
ДАНЯ.  Мама, не мешайте. Я всё решил.
ЭЛЬМИРА.  Честно говоря, так неожиданно. Не знаю, что сказать.
РАМЗИК.  Скажи правду.
ЭЛЬМИРА.  Даня, ты очень, очень симпатичный человек.
ДАНЯ (берёт Эльмиру за руку). Ты согласна? Она согласна! Дворецкий! Дворецкий!
Руфио подаёт ему коробочку. Даня открывает её.
ЭЛЬМИРА.  Подождите…

Даня одевает ей на палец кольцо.

ДАНЯ.  Я люблю тебя!
КОРОЛЬ.  Похоже, дело идёт к свадьбе.
ЭЛЬМИРА.  Да вы что, какая свадьба… Нет, я лечу домой.
ДАНЯ.  Но почему?!
ЭЛЬМИРА.  Во-первых, хоть я вас всех люблю, мне ещё рано замуж выходить. А во-вторых…
КОРОЛЕВА.  Вот, оказывается, какая она чёрствая.
КОРОЛЬ.  Никто не торопит со свадьбой. Мы подождать можем.
ДАНЯ.  Да! Сколько угодно!
ЭЛЬМИРА.  А во-вторых, я хочу учиться в школе. Поэтому я всё равно возвращаюсь домой. Там у меня бабушка, мама с папой скоро из Африки приедут.
КОРОЛЬ.  Раз так, ничего не поделаешь.
КОРОЛЕВА.  Да, придётся смириться.
 ДАНЯ.  Я буду ждать.
РАМЗИК.  Да! Мы летим домой!
ЭЛЬМИРА.  Рамзик, я думала, ты хочешь остаться.
РАМЗИК.  Ещё чего.
ЭЛЬМИРА.  Зачем ты тогда приходил в Страну Гроз?
РАМЗИК.  Как же, за приключениями!
Эльмира, Рамзик, Мика и Бока заходят в ангар. Слышно разговор из ангара.
ЭЛЬМИРА.  Ах, какой корабль! Настоящее чудо. Но как им управлять?
РАМЗИК.  Ерунда! Держи штурвал и всего делов.
МИКА.  Это не трудно.
РАМЗИК.  Вот штурвал… Рычаг на себя… Нажать кнопку…

Звук заводимого мотора.

БОКА.  А вы нас берёте?
ЭЛЬМИРА.  Конечно. Добро пожаловать на борт.
МИКА.  Йес!
БОКА.  С ветерком прокатимся.

Звук работающего двигателя.

ЭЛЬМИРА.  До свидания, спасибо за всё, Страна Гроз!
КОРОЛЬ. Счастливого пути!
КОРОЛЕВА.  Не болейте!
ДАНЯ.  Я буду ждать!

Дворецкий Руфио и ключник Руперт машут платками. Гул улетающего корабля.

Эпилог

Квартира Эльмиры. Она спит на диване. Звонит будильник. Эльмира просыпается, выключает его.

ЭЛЬМИРА.  Ох! Так это был сон.

Входит бабушка.

БАБУШКА.  Эльмирочка, доброе утро. Вот тебе шоколадка.
ЭЛЬМИРА.  Нет.
БАБУШКА.  То есть, как?
ЭЛЬМИРА.  Никаких шоколадок.
БАБУШКА.  Почему? Ты же так любишь сладкое.
ЭЛЬМИРА.  Я буду есть яблоки.
БАБУШКА.  Ты не забыла, у тебя сегодня день рождения. Тринадцать лет!
ЭЛЬМИРА.  Такое разве забудешь.
БАБУШКА.  Вот и соседка наша, Семирамида Аркадьевна, принесла тортик.

Входит Семирамида Аркадьевна с тортом.

СЕМИРАМИДА АРКАДЬЕВНА.  Эльмирочка, поздравляю с Днём Рождения!
ЭЛЬМИРА.  Спасибо. Только тортик – гостям. А я буду геркулес.
БАБУШКА.  Боже мой! С каши ты похудеешь.
ЭЛЬМИРА.  И ещё. Сегодня я иду на спорт записываться.
БАБУШКА.  Бадминтон?
ЭЛЬМИРА.  Нет. Самбо.
БАБУШКА.  Что это с тобой? Они же там дерутся.
СЕМИРАМИДА АРКАДЬЕВНА.  Ещё как дерутся! Девочке совсем не к лицу. Девочка должна любить пирожные, конфеты…
БАБУШКА.  Ладно, пусть будет большой теннис. Будешь как Маша Шарапова.
ЭЛЬМИРА.  Бабушка, это не для меня.
БАБУШКА.  Тогда придётся водить тебя на фигурное катание.
СЕМИРАМИДА АРКАДЬЕВНА.  А что? Под музыку, красиво и элегантно.
ЭЛЬМИРА.  Нет! Решено – только самбо!
БАБУШКА.  Ты не заболела? А? (Замечает у Эльмиры кольцо на пальце.) Что это?
ЭЛЬМИРА.  Ой, кольцо, кажется…
СЕМИРАМИДА АРКАДЬЕВНА.  Да, и очень дорогое.
БАБУШКА.  Откуда оно у тебя?
ЭЛЬМИРА.  Вы не поверите…
БАБУШКА.  Что бы там ни было, говори правду!
ЭЛЬМИРА.  А Рамзик здесь?
БАБУШКА.  Конечно, где же ему быть.
РАМЗИК.  Мяу!
ЭЛЬМИРА.  Рамзик, Рамзик, кис-кис-кис! Может, Мика и Бока тоже здесь.
БАБУШКА.  Кто это?
ЭЛЬМИРА.  Не важно.
БАБУШКА.  Так откуда у тебя кольцо?
ЭЛЬМИРА.  Семирамида Аркадьевна, бабушка… Это кольцо…
СЕМИРАМИДА АРКАДЬЕВНА, БАБУШКА (вместе). Ну?!
ЭЛЬМИРА.  Из Страны Гроз!
БАБУШКА.  Из Страны… Гроз…

Эльмира включает музыку, начинает танцевать. Бабушка, Семирамида Аркадьевна и Рамзик присоединяются к ней. Выходят Мика и Бока, все остальные действующие лица и танцуют на сцене.

                КОНЕЦ

Марат Сафиуллин
                japonia36@yandex.ru

2015г