Держитесь, Марьи!

Ирина Маркова 4
                -Шепот   с тылу,  шепот с краю…
                -Чья   такая?  М.  Цветаева «Молодец».

Эта   история   произошла  в 1989году.  Я  вышла из декретного отпуска, первый раз я целый год была   с дочерью дома,  в Есаульскую среднюю  школу  учителем  русского языка и литературы.  Мне дали сразу классное  руководство,  дело чести в школе  быть классным руководителем.  Этот мальчик сразу привлек мое внимание:  любознательный, умный  не по годам и абсолютный чемпион во  всех шахматных баталиях в поселке , районе, области.   Примерно  знала  о его семье: их два брата, мама   работала  в  «Сельхозтехнике», а папа  нигде не работал,  и его толком никто не видел,  но Андрей с любовью и  гордостью   рассказывал  о своем отце.

Первый  раз я попала  к ним в гости, когда  мы  с девочками класса   посетили  всех пап, которые не пришли на родительское  собрание , посвященное 23 февраля  - поздравили каждого. 

Когда пришли к ним, Андрей смутился, было такое чувство, что он   не   хочет  нас видеть, если бы не  было меня – девчонок точно бы выгнал.  Девчонки «метнулись»  к нему в комнату ,  а я прошла  с  мамой,  первое впечатление  - остолбенела:  передо  мной сидел прекрасный мужчина, жизнерадостный, но без ног, жена  стояла рядом, вся напряженная, ожидая моей реакции.  Я,  глупо улыбаясь ,  стала поздравлять его с 23 февраля, смотря только  в глаза,   несла какую – то   околесицу. Меня пригласили за стол, и за чаем, напряжение прошло. Он заливисто хохотал над моим   поведением, а мне было неловко.

Война, вернулся таким. Родили двух сыновей,  и их воспитанием занимался только он.   Жена с необыкновенной любовью смотрела на него, ловя каждое слово.  Я сидела  и   с удивлением   ощущала, что   не  я, а они   жалеют меня, что у меня много детей и такая работа. 

Тетя Маша  была красивая женщина  , но мужчина для нее   был только один   -   ее  муж!  Деревенские мужики недоумевали, что она нашла в инвалиде. «Кто такая  и чья»,  - эти слова преследовали ее всю жизнь. Рушились все  мужские   теории, а она   ничего и никого не замечала, «взахлеб»  рассказывая «о своем, который   опять что  «учудил»,   каждый день где – то берет цветы, с ног сбилась, выясняя, все  молчат…»

Вставай   прахом, вставай   пылью,
Вставай   памятью  со лба.
Уж  ты  крест  -  разъезд – развилье-
Раздорожьице    -  Судьба! М. Цветаева  «Молодец»