Памирская библиотека

Виктор Афсари
        Начало лета. Выйдя из автобуса в последнем кишлаке, мы начали медленный подъём по Кичик-Алайскому ущелью. Сегодня планировалось дойти до ледника, перед которым, как объяснял нам  Абдукар, у него стоит охотничий домик.  По его заказу мы везли с собой запчасти для мотоцикла и, разумеется, городские гостинцы. Дорога понемногу превращалась в тропу. Справа бурлила горная река, слева подъём на горную гряду, покрытый, где осыпями, где скалами. Небо синее. Воздух чистый. Высота уже за 3000 метров над уровнем моря. Моря? Да кто его, это море, видел-то здесь? Красота! Вот уже и ледник недалеко, и река уже не река, а широкий ручей с быстрым потоком воды.

        В зарослях арчи и барбариса видим маленькую мазанку. Из-за угла дома  выходит радостный  Абдукар. Обнялись. Поздоровались. Оставили ему груз запчастей, а сами пообещли придти сразу, как только поставим палатку метрах в 150 выше по ручью. Ближе подходящей площадки не было, а стеснять хозяина нам, четверым мужикам, не хотелось.

         Не спеша перешли ручей и по каньону между пятидесятиметровых скал вышли на просторное и чистое место. Вода рядом – что ещё надо для счастья?! Поставили палатку. Разобрали вещи. Бросили спальники и отправились в гости.

         Зашли в мазанку, в которой была одна комната и, обомлели. Одна стена почти до потолка была скрыта за громадной кипой ватных одеял. У другой стены рядом с оконцем, стоял столик, сколоченный из досок и две лавки. Это всё понятно. Но две других стены были переполнены полками с книгами в два ряда. Под книгами стояло несколько сундуков, в которых, как мы узнали позднее, были тоже книги. Откуда здесь столько книг? Зная Абдукара года два, мы и подумать не могли, что он вообще читает книги, а здесь их сотни и сотни. Надо сказать, что «на дворе» стоял 1989 год. То есть в стране, по крайней мере, в России, был настоящий книжный голод. В городах, если это не Москва и не Питер, хороших книг так просто не достать. Нужен блат. Поэтому мы из Средней Азии привозили книги на русском языке в рюкзаках и авоськах.

        Сели за стол. Разложили гостинцы. Пьём чай. Идёт обычный разговор людей, не видевшихся около года. Сами разглядываем книги и не можем ничего понять. Среди книг видим Стругацкиих ПСС, Маркеса «Сто лет одиночества», детективы, сказки, стихи, прозу, справочник животновода, книги на арабском и английском языках, материалы различных съездов от животноводов, до партийных… Разброс по тематике грандиозный, как в библиотеке или в магазине. Некоторые книги в нескольких экземплярах.

 - Абдукар, можно посмотреть?
 - Конечно.
 Беру в руки шикарное издание Омара Хайяма на арабском. Листы даже не разрезаны.
 - Ты читаешь по-арабски?
 - Нет.
 - А вот это тогда зачем?
 - Так надо.
 Ну, надо, так надо. Смотрю - несколько книг Брэдбери, – Абдукар, можно у тебя купить?
 - Да, пожалуйста.

        Ребята тоже оживились. Так ведь и пролететь можно. Абдукар – сама щедрость. Вдруг на очередную просьбу он воспротивился.
 - Эту книгу не могу, она у меня в одном экземпляре.
 После этого он в наших глазах неимоверно вырос. Продолжаем разговор.
 - Абдукар, а ты сюда специально читать приезжаешь?
 - Нет, конечно. Здесь много и других дел.
 - А у тебя столько разных книг, ты их все читаешь?
 - Нет.
 - А что ты больше любишь читать?
 - Да я вообще не люблю читать.
 - А книги? Мы нигде в Киргизии не видели столько книг!
 - Так это у меня брат работает на книготорговой базе.

        Всё стало на свои места. Работай его брат на другой базе, у Абдукара была бы коллекция гвоздей или ещё чего-нибудь. Мы ещё проговорили до часа ночи и стали собираться. Только теперь мы сообразили, что никто из нас не взял фонарика. Ночь хоть и лунная, но среди скал от этого прок невелик.

                * * *

       Можно сколько угодно зубоскалить по поводу этой истории или того, почему в Средней Азии было такое обилие художественной литературы, но… Но почему этих книг не было в России, где спрос на них был всегда? Достаточно вспомнить тот ажиотаж, который возникал в книжных магазинах, когда там «выбрасывалось» ХОТЬ ЧТО-ТО! Мы были самой читающей страной в мире? Так почему бы и не удовлетворять этот голод, как объёмом, так и ассортиментом печатаемой литературы. Ведь книги, наряду со многими другими вещами, были в России товаром, распространяемым по блату. В этом смысле нет никакой разницы между братом Абдукара, создавшем свою маленькую базу, и книготорговцами России.

       Чтение стимулирует духовный рост людей, повышает общую культуру. А нужен ли был духовный рост государству? Ведь никогда не было таких стабильных пробоев с алкогольной продукцией. Разве что Горбачёв попробовал что-то исправить в этом направлении. Уничтожив при этом массу виноградников. Лес рубят – щепки летят. Стоит ли теперь удивляться той бездуховности, которая процветает подобно раковой опухоли в нашем обществе?  В том, что творится в стране сейчас есть огромная «заслуга» тех, кто создавал этот книжный голод.


       Начало         http://www.proza.ru/2014/06/18/1441

       Продолжение - "Мужики, я не нарочно"   
       http://www.proza.ru/2014/06/10/1524