IV. 7. Один из ревностнейших членов

Маргарита Бахирева
    Из енисейской плеяды декабристов наиболее благоприятно сложилась судьба Михаила Александровича Фонвизина - племянника известного автора "Недоросля", "друга свободы", по пушкинскому определению.
Храбрый, боевой генерал. С пятнадцати лет служил в армии, в 1805 году под Аустерлицем произведен в офицеры; участвовал в войнах 1809-1814 гг.; был охвачен всеобщим патриотическим подъемом, особенно разгоравшимся в период «жестокой народной войны», как называл 1812 год; адъютант начальника штаба армии А.П.Ермолова; затем командовал полком. Вместе с армией Фонвизин вернулся на родину. Здесь столкнулся с аракчеевщиной и подал в отставку.

   Фонвизин - человек глубоких знаний, полученных в Московском университетском пансионе, а также самообразованием. Готовясь к военной службе, изучал математические и военные науки. В тайное общество вступил почти в самом  основании. «Один из ревностнейших его членов». В доме Фонвизина происходили совещания при составлении Устава "Союза благоденствия". Но, узнав, что Якубович соглашался на цареубийство,  "говорил, что если бы было справедливо, он не упустил бы уведомить о сем кого-либо из приближенных к государю".
 
   Во время междуцарствия, Пущин писал Фонвизину: "Случай удобен. Если мы ничего не предпримем, то заслужим во всей силе имя подлецов". И Фонвизин участвовал в общем деле. Его осудили по четвертому разряду как виновного «в умысле на цареубийство согласием, в 1817 г. изъявленным, в участии в умысле бунта принятием в тайное общество членов» и приговорили к 12 годам каторги (сокращена до 8 лет), которую отбывал вместе с Якубовичем, Аврамовым, Давыдовым, Фаленбергом, Мозгалевским и др.

   Еще в Петропавловской крепости Михаилу Александровичу предложил совершить побег  тюремный унтер – офицер. В одну из прогулок на тюремном дворе охрану в крепости несли солдаты полка, которым когда-то командовал. Однополчане любили генерала: солдаты за то, что относился по-человечески и отменил телесные наказания, офицеры – за честность, принципиальность, гуманность и храбрость. Когда покидал полк, ему пожаловали золотое оружие.

   Солдаты предложили бежать. Генерал дружески поблагодарил: нет, бежать он не хочет, не желает подвергать опасности солдат, которые так самоотверженно хотят спасти его, и затем –  не считает себя вправе оставить находящихся в крепости товарищей по восстанию. Рыцарство, присущее декабристам, сослужило им плохую службу в трагических условиях, по словам Ю. М. Лотмана.

   После окончания срока каторги Фонвизин обратился к Николаю I  с просьбой разрешить поступить в армию рядовым (некоторые из осужденных получили  такое разрешение). Царь отказал:  ему было  уже около пятидесяти лет.

   В ноябре 1832 года Михаил Александрович прибыл  на поселение в Енисейск вместе с женой Натальей Дмитриевной - верным другом, последовавшей за ним еще в Нерчинск.