Байки прадеда Яна. Байка вторая

Галина Гостева
    - Ну-ка, Нюра, вынеси нам сюда бутылочку, да закуси какой-нибудь, мы  тут  с мужиками на свежем воздухе посидим, – попросил прадед Ян, проходившую мимо них свою жену, еще крепкую, статную, семидесятидвухлетнюю пожилую женщину.

    - Сиди, сиди! Тебе не привыкать на свежем воздухе сидеть. Может еще и доху принести. А береза, вон, прямо перед крыльцом растет, – улыбнулась ему жена,  проходя мимо куряк.

    - Вот, ведь, крапива! Так и норовит ужалить! - бросил ей вслед прадед Ян.
- Про что это она?  – ничего не поняли родственники. -  Вот у кого память! Я и то позабыл, а она помнит. А все прибедняется : « Склероз у меня. Ничего не помню. Все позабыла».

    "А,ну, расскажи. Поржем хоть". - Значит так, ядрена вошь! Хоть на части меня режь, хоть в костер бросай, но уж такого со мной больше не случалось никогда.

     Это она сейчас про мою встречу с волками напомнила. Случилось это как  раз  перед окончанием войны. Мне уже четырнадцать исполнилось. Приходилось  наравне с мужиками ворочать.

     Да и то сказать, мало этих мужиков в деревне тогда осталось. Одни старики,                пацанва, как я; инвалиды, пришедшие из госпиталей; и бывший кулак, сосланный  на  поселение.

     Тогда многих к нам в Сибирь ссылали на исправление. Видно считали,что мороз, крепче всякой тюрьмы, мозги вправляет. А,ведь, так оно и было в действительности.

     Вот как-то раз прибегает к нам домой сторожиха конторы Ганюшка-криворучка и спрашивает у матери: «Янек-длинный дома?" Меня, значит, ищет. Мы, ведь, поляки. Правда, обрусевшие уже. Язык свой и то почти забыли. Ругались только по-польски.

     В выселке Польском нас два Яна было, и оба – Островские. Так, нас, чтобы не путать, звали: Янек-малой и Янек-длинный. У нас даже отчества одинаковые.

     Выхожу к ней, а она, как заверещит своим визгливым голоском, аж у меня в ушах зазвенело: «Янек, пся крев, чтоб тебя на месте разразило, холера пшеклентий.  Кричу, кричу, чтоб тебе повылазило. Всю глотку прокричала, глухарь таежный. Ноги в руки и шибчей до конторы. Председатель тебя кличет, лихоманка его забери».

     Я со всех ног в контору. У председателя уже этот бывший  кулак сидит;  развалился, что гнилая солома в омете. Вот и говорит председатель мне: «Янек, пойдешь к Стефану в подручные. Забирайте сотню телят с фермы и гоните их в Заготскот».

     Я  про себя  ужаснулся: « Мать Честная! Это ж тридцать километров, да все лесом, да еще зимой по морозу!» А ничего не поделаешь, с начальством нашим не поспоришь!

     Ну, запрягли мы пару кобылешек, побросали сенца в сани-розвальни,  чтобы  мягче и теплее сидеть было, оделись в дохи собачьи ( избным теплом недалеко уедешь) и погнали телят.

     Идут себе телята по дороге за быком, а мы в санях на сене разлеглись, махру для сугреву потягиваем. Километров 25 эдак одолели. А тут тебе и темень разом навалилась. Немного погодя, небо вызвездилось все, к морозу значит; и луна в ореоле, как в венце, высветилась.

     Хоть и дохи на нас, и катанки на ногах, и шубенки на руках, но все же  мороз стал и нас пробирать. И мы все чаще за санями бежали, чем на них ехали.

     И вдруг! Пресвятая Богородица! Упаси, Бог, и коня, и меня! Вот они. Стоят  себе впереди на дороге. С десяток, не меньше. Ждут!  Волки! Да крупные такие, матерые!

     Мы орать благим матом. Стоят! Что делать? Ружей-то у нас нет. -  Смотри!  Смотри! Впереди белолобый! Это мать-волчица! Вожак их, значит, -   шепчет мне Стефан,  дрожа от страха.

     Глянул я, точно волчица. Да крупная такая! А Стефан опять мне: « Хорошо,  что телята впереди, а мы позади. Сначала они телят драть начнут,  может до нас дело и не дойдет».

     -  Давай, убежим! –  предложил я ему, а у самого от страха зубы клацают, и спина вся вспотела. -  Нет, бежать  нельзя!  Так они сразу за нами погонятся. Давай на березы залезем, да поскорее, -  потянул  он меня с саней к двум, стоящим рядышком, огромным березам.

     Привязали  мы с испугу лошадей к одной из этих берез, чтобы не убежали.  Сами, как были в дохах, так и сиганули на березы. Взлетели мигом, словно на крыльях, и сидим на ветках, как филины.

     Сидели, сидели, стали замерзать. Тут Стефан и предлагает  мне:  -  Янек,  кричи: « Рятуйте,  волки,  рятуйте,  а то мы вас в колхоз свой запишем!»

    Я и давай орать, что есть мочи, не подумав. А когда совсем охрип, то спросил Стефана: « А, пошто, так орать- то надо?» А он с ухмылкой мне. -  Дак,  волки, милок, шибко колхозу  боятся, на дух его не выносят.

    -  Гад ты, дядя Стефан. А я – круглый дурак! Ты и есть настоящий волк.  Это  ты колхозу боишься, да Советской власти. А она тебя, гада, пожалела, не расстреляла, жить позволила.

     А он дотянулся до меня, да как врежет. Я так и сверзился с сучьев-то. Упал, лежу на снегу в дохе, подняться не могу, со страху  аж  дух перехватило. Думаю:
 « Ну, мне конец теперь, растерзают волки».

    И вдруг вспомнил, что у меня в кармане штанов коробок спичек лежит. Схватил я клок сена с саней, поджег его, да с воплями и понесся на волков, захватив второй рукой еще пук сена.

    Бегу, что заяц, поджав уши, и думаю: « Что это за волки за такие? Легли и                лежат. И телята лежат. И лошади не хрипят, не взбрыкивают, спокойно стоят себе».

    Подбегаю  ближе, а у самого от страха вся спина взмокла, да, как кину горящий  пук сена на них. Они, как вскочат на ноги. А я гляжу, поверить не могу, а душа петухом запела. Мать Честная! Давай я хохотать.

      Хохочу, хохочу, остановиться никак не могу. Это, оказывается, телята! Чужие!  И откуда они только здесь взялись?!

      Стефан видит, что я смехом  исхожусь, да ко мне. Увидел телят, но не рассмеялся даже. Стоит. В молчанку  дуется. Чувствую, боится чего-то он.  Мялся,  мялся, да и говорит он мне: " Ты, уж прости меня, Янек. Пошутил я с колхозом-то.  Прошу тебя, никому не говори про это."

      Жалко мне стало его: " Ладно, так уж и быть, промолчу. Но  для  меня ты больше не друг. Сколько ни мой гагару, а все черна."

     Сморщился он, как от зубной боли, но драться со мной не стал. Подошли мы к березам, отвязали лошадей, и полез я за шапкой, что при моем падении за сук зацепилась.
 
     Лезу, цепляюсь за ветки, а взобраться не могу, хотя и доху с себя снял. Сучья подо мной так и обламываются. Кое-как шапку с березы достал. И как мы только в дохах на такую высоту залезли?! Вот что, значит, страх с нами сотворил.  От страха, выходит, нас ровно ветром на березы занесло.

     Под утро пригнали мы телят в Заготскот. Там и выяснилось, что телята, которых мы за волков приняли, оттуда сбежали.

    Благодарность нам объявили за них. Рассказали мы про свои ночные страхи и ужасы, только про то, что я кричал, умолчали оба. Нахохотались  все до слез.

    А потом и в нашем выселке все об этом узнали, проходу от насмешек не стало, хоть дерись с зубоскалами. И моя вот тоже туда! Столько лет прошло, а она все насмехается надо мной. Жалючка  этакая!

    Вот такая у меня встреча с волками в первый раз произошла. Конечно,  потом я и с настоящими волками встречался, но страху такого большого уже не испытывал.

     " А Стефан? Что дальше с ним стало?" - стали расспрашивать мужики. - Жил бобылем. Работал исправно, как все. Да надорвался как-то однажды уже после                войны на строительстве телятника, умер, бедолага, в одночасье. Царствие ему, Стефану, Небесное, не к ночи помянутый.

    Бабы-одиночки сильно горевали по нему.  Всем помогал по хозяйству по мере возможности. А они за это кормили, обшивали, обстирывали его, да и лаской не обделяли горемыку бедового.