Таки да, Одесса! Продолжение рассказа На деревню к

Марина Карабанова
 
Сердце готово  было выпрыгнуть из груди,когда наш поезд приблизился к одесскому  вокзалу, и из репродуктора  диктор  "голосом Левитана " объявил:  мы подъезжаем к городу-герою Одессе.
Тогда впервые я услышала неповторимый голос Утёсова и в его исполнении песню ,слова которой наполнили  мою душу   радостью. "Есть город, который я видел во сне,о если б вы знали, как дорог..."
Я вышла из вагона со своими  пожитками и небольшим количеством  рублей,которые мне дал дядя Яша.В кармане был адрес тёти моей подружки -одноклассницы Ани Авдеевой.Дала она мне его на всякий случай, если я не смогу устроиться в общежитие.

И я поехала  к Анне Ивановне , так звали тётю моей подружки ,на ул.Франца Меринга ,хотя бы для того , чтобы оставить там вещи и искать пристанище в общежитии института. Большая семья Анны Ивановны  занимала одну комнату в коммунальной квартире.Как они там помещались, не помню,но меня они  оставили  пожить у них, пока я не сдам документы  и не получу место в общежитии.Надо сказать ,что мне всю жизнь везло на хороших людей. Вечером внучка Анны Ивановны ,моя ровесница,повела меня на Приморский бульвар. Ярко освещённый многочисленными огнями лампочек,утопающий в зелени платанов и акаций,  он поразил меня своею красотой. Мы бегали по Потёмкинской лестнице вниз -вверх,считали ступеньки и "отбивались" от  приставаний к нам моряков.
 
На следующий день  я пошла пешком на ул.Петра Великого 2( он тогда был главным корпусом института) подавать документы.Увидев огромную очередь  в приёмной комиссии ,а перед институтом уже тогда многочисленные легковые машины  и сидящих в них с родителями абитуриенток, я как говорят, стушевалась и в тот день документы не сдала .Я бродила по адресам техникумов, искала финансовый ,надеясь , что туда мне легче будет поступить. Это было
ещё и влияние Люси, дочери  хозяйки  моей новой квартиры, куда я переехала после окончания 9 го класса.Приезжая на каникулы,Люся восторженно рассказывала о своём орловском финансовом техникуме ,где она тогда училась.


Ночь практически не спала , а наутро решила,будь ,что будет, и всё-таки сдала документы в ОГПИИЯ .Мне сразу дали место в общежитии ,чему я была безмерно рада,потому как я понимала,что семья Анны Ивановны  и без меня  едва помещалась  в  коммунальной комнате.Я уже не помню, где находилось то  первое общежитие , в котором  в трёх проходных комнатушках помещалось 15 девочек, в каждой по 5. Из Капитановки со мною приехали  три девочки:Надя ,Аделя и Рая. Говорили , что конкурс  тогда был очень большой, якобы 23 человека на место.Из 15   поступили в результате  двое: я и Надя.


Я , по всей вероятности,каким -то чудом  оказалась в альма -матер. Поскольку я прибыла из России, то меня отправили в русскую группу . Нам  было предложено писать диктант вместо сочинения по украинской литературе и сдавать  устный экзамен по русской литературе.. Первый экзамен -диктант. Мы понимали, что вряд ли диктант можно было  написать на "хорошо " или "отлично",  а с "тройкой" нечего было мечтать о поступлении, и  не готовились к экзамену по литературе.А после того , как мы  сверились друг с другом ,кто  какие знаки препинания поставил , я поняла , что "двойка " мне обеспечена. У меня были  в диктанте  не только запятые , но и двоеточия, и точки с запятой , и тире. А потому я сразу написала письмо дяде Яше  с просьбой о том, чтобы он подыскал мне место работы в Капитановке на сахарном заводе, где он тогда работал.

С нетерпением ждали списка двоечников, который через три дня должны были вывесить  на доске объявлений   института. Все три дня мы  исходили Одессу пешком , объездили все станции  Большого Фонтана. "Не поступлю, но хоть Одессу посмотрю", -решила я окончательно, не прочитав за это время ни страницы по  русской литературе.

 И каково же было моё удивление и до некоторой степени разочарование, когда я не увидела себя в списках "двоечников". Я ведь уже на 100 %  подготовилась к отъезду... И что теперь делать, если  уже завтра экзамен по  литературе? Сидеть всю ночь и читать.Что я и сделала. С помутнённой головой пошла на следующий день на экзамен. Первый вопрос в билете -творчество А.М.Горького меня очень обрадовал. .Отстрочила я свой рассказ о любимом тогда писателе как из пулемёта , сделала грамматический анализ предложения и  замолчала, наблюдая за экзаменатором, который оказался очень доброжелательным человеком.Расспросил, откуда я приехала , в какой школе училась,какая оценка была по литературе. Затем нашёл мой диктант ,раскрыл  его передо мной ,и я увидела там большую "пятёрку", чётко поставленную красными чернилами. От удивления  мои глаза вылезли из орбит.Я ожидала на худой конец "тройку",но не , "пятёрку"." Вы получаете  по русской литературе общую оценку "отлично",-сказал мне экзаменатор,-идите готовьтесь к следующему экзамену".Чуть ли не помешавшаяся от радости  ,я помчалась в общежитие  и сразу приступила к подготовке к основному экзамену по немецкому языку.

Вот тут я  была совершенно уверена, что сдам его на "5". В 8-9 классах  немецкий язык преподавал военнопленный  Августин Карлович Шеве.,который плохо говорил по-русски и вёл уроки полностью на немецком языке.Он сумел привить к себе наше уважение,очень интересно вёл уроки,и не было в классе ученика,который бы не хотел учить немецкий. Он дал нам хорошие знания фонетики, грамматики. Я легко переводила тексты,обладая огромным лексическим запасом.С устной речью, само собою разумеется ,были проблемы. 

Но, как выяснилось  позже, я  переоценила свои знания. В одном  предложении  неправильно  образовала сказуемое в Perfekt и получила "четвёрку". И снова сомнения: поступлю-не поступлю. Историю легко  сдала на "5", а вот перед последним экзаменом  по географии "мандражировала" все три  ночи напролёт  ,тщательно готовилась, потому как сдать его надо было на "отлично".Абитуриенты рассказывали о странном экзаменаторе по географии , который якобы не слушает отвечающего  и потому надо рассказывать  до тех пор , пока он не остановит. Одна из старшекурсниц спросила меня ,знаю ли я, что такое кодры. Этот вопрос экзаменатор ставил вроде б то всем абитуриентам. Я , конечно , проштудировала весь материал по этим "кодрам" и пошла на экзамен.


Села за парту , заглянула под неё  и увидела там учебник географии.Трясясь от страха , я вытащила его,когда увидела , что экзаменатор ( старенький дедок) болтает с ассистентом и даже не слушает отвечающего .В учебнике я быстро сориентировалась и нашла  ответы на мои вопросы. Вышла отвечать, тарахтела   как могла , водила указкой по карте , всё рассказала , а дедок молчит , не останавливает. Как мне помог совет старшекурсницы... Я повторила мой рассказ дважды. Дважды одно и тоже. Вдруг он сказал тогда ещё не знакомое мне   слово "досить",а  я продолжала тарахтеть дальше , поскольку не поняла , что он хочет от меня .Наконец,  он произнёс почти по -русски "хвате" , и я поняла , что  надо остановиться. Задал вопрос о кодрах , и уж тут я "растекалась соловьём  по древу" , поскольку хорошо была к нему подготовлена благодаря Шуре Сытник ( я позже узнала её имя),которой я была просто обязана своей очередной и незаслуженной "пятёркой".

Итак,  три "пятёрки , одна "четвёрка". Прошла по конкурсу -не прошла, надо ждать списки.Денег нет , продуктов тоже. Тут какая то  женщина пришла в общежитие  и попросила ей помочь перенести уголь в сарай. Квартира отапливалась углём.Я с удовольствием и надеждой получить хоть немного денег пошла . Вдвоём  ещё с одной девочкой мы  очень долго вёдрами носили  этот уголь. Обе маленькие , щупленькие , как говорили, "от горшка -два вершка", но справились. Она нам заплатила по 10 рублей.Целое состояние! Пончик стоил тогда 5 копеек. Жить было можно до тех пор, пока мама вышлет денег на дорогу.Каждый день бегали в институт  и на стене  искали  списки. Казалось, прошла вечность, пока их, наконец , вывесили."Ура , я поступила ! "-такую телеграмму я послала в Никитское маме и в Капитановку дяде Яше. Поступила я и Надя Гетьман, Рая и Аделя не поступили, хотя девочки были очень умненькие.

Дядя и тётя были счастливы, а мама была расстроена , потому что она понимала , что уже никогда я не вернусь в нашу Тьмутаракань. Зато отец каждый день напивался до чёртиков , ходил по деревне и говорил :"Яру , гроб серса, вот у мине доча, поступила у инстятут".  Расшифровать его речь следует так :"Я говорю, гроб сердца...и т.д."Позже мне передали реакцию деревенских жителей."Ды канешна,-сказала мать моей одной подружки,- Васькя , нябось ,тялёнка атвёз  у инстятут". Зато соседка тётя  Катя, к которой мы лазили  по ночам в сад, будто своих яблок было мало..., сказала:"Ды будя бряхать -то , Маринка вумная , она усягда с книжачкой дажеть гусей пасла".

Вот так и порешили. Больше всего рассмешили  меня мои односельчане тем , что когда я приехала в деревню  после окончания первого курса, они ко мне сразу все стали обращаться на "Вы".Я спросила :"Тётя Катя, Вы почему ко мне так обращаетесь, забыли как Вы нас стегали хворостиной, когда мы к Вам в сад залезли?" . "Ой , ды шо ж ты гаваришь, ты ж таперча у нас одна учёная на усю дяревню".


 В  Никитское я не поехала,дядя Яша прислал денег на дорогу,и я вернулась в Капитановку,ожидая вызова на учёбу.Капитановкой называлась станция, а дядя жил в  селе Тишковка, которая располагалась в километре от станции.Всю округу называли почему-то Капитановкой. Тут я пробыла до конца августа,ходила в сельский клуб на танцы. В это время после поступления в вузы вернулась капитановская молодёжь, которая ко мне проявила большой интерес,особенно мальчики...Меня называли ласково "росияночка".Они все разговаривали только по-украински,и я сразу полюбила эту "спивучу мову"навсегда.

 За месяц я прочитала какие-то книжки  на украинском языке.Мне объяснили, как читается русская буква "И" ,украинская і  ,ї,перевели кое-какие слова.С этим"багажом" я поехала в Одессу постигать "вершины науки".Начиналась  студенческая жизнь-лучшие годы всей  моей жизни...
продолжение будет