История коллекции императорских яиц Фаберже

Алина Алексеева-Маркезин
       
     Вряд ли найдётся хотя бы один человек,который бы не слышал о коллекции  пасхальных яиц императорской семьи,которая была выполнена знаменитой ювелирной фирмой Карла Фаберже.Серия яиц создавалась между 1885 и 1917 гг. для российской императорской семьи и частных покупателей. Всего известно о создании 71экземпляра,  из которых императорскими являются 52.

       Хотелось бы подробнее узнать историю создания  каждого яйца,но прежде ,чем мы приступим к этой теме,немного предыстории этой знаменитой коллекции.

       До нашего времени дошли 46 яиц, сделанных по царскому заказу; остальные известны по описаниям, счетам и старым фотографиям и считаются утерянными. Только одно из них, «Георгиевское», смогло покинуть большевистскую Россию вместе с законной владелицей — в 1918 году, в багаже императрицы Марии Фёдоровны, уехавшей через Крым на свою родину, в Данию.

       Остальные остались в Петрограде. Очевидно, большинство из них исчезло в неразберихе, прочие (24 шт.?) вместе с другими императорскими драгоценностями были перевезены в новую столицу, в будущее Алмазное хранилище Кремля.

    Новая власть нуждалась в средствах для борьбы с голодом и разрухой, нужны были деньги для покупки станков и тракторов и прочего. Было решено создать запас “предметов роскоши и старины, могущих служить предметами вывоза за границу”

      Председателем комиссии по учёту и сосредоточению ценностей был Троцкий. Комиссия начала работать в Оружейной палате 14 января 1922 года. Уникальнейшие изделия русских ювелиров Сазикова, Фаберже, Хлебникова были признаны “не художественными ценностями, а художественно обработанным серебром”, то есть рыночным товаром, который, “вследствие прекращения производства стал товаром антикварным”.      
      
        Но и на этом злоключения изрядно поредевшей коллекции не закончились. В 1933 году Антиквариат отобрал ещё 5 яиц из собрания Оружейной палаты. Надо сказать, что сотрудники сокровищницы дрались за экспонаты до последнего. Но тогдашний комендант Кремля товарищ Петерсон распорядился выдать все предметы. С огромным трудом удалось отстоять яйцо “Клевер” и “Память Азова” (о которых расскажем в следующих репортажах). Три из пяти выбранных яиц пришлось отдать.

         Это изысканное Мозаичное яйцо в стиле дамского рукоделия и как будто вышитое по платиновой основе цветными драгоценными камнями. Платиновое яйцо-корзинка с золотым полихромным букетом полевых цветов – эти два яйца сейчас хранятся в коллекции королевы Великобритании Елизаветы. И юбилейное яйцо с памятником Петру Первому на огромном  сапфире. Оно теперь находится в Музее изящных искусств штата Виргиния.

        В 1927 году, когда первая волна антикварных продаж схлынула, в Оружейную палату было передано 24 пасхальных яйца фирмы Фаберже. Но на этом сокращение коллекции не закончилось.

        В 1930 году, когда в рамках общей распродажи культурного наследия Советской России в поиске средств, по приказу Сталина 14 из них было продано, причём, как утверждают, некоторые по цене меньше чем 400$.  Большинство из них было приобретено Армандом Хаммером и Эммануэлем Сноумэном Варцким, английскими дилерами Фаберже.

     В результате всех этих событий в Оружейной палате остались десять принадлежащих императорской семье пасхальных яиц.
   
    После коллекции, хранящейся в Кремле, самое большое собрание удалось собрать нью-йоркскому магнату Форбсу. Оно включало 11 императорских яиц, несколько разрозненных «сюрпризов» из неизвестных или несохранившихся яиц, а также 4 частных яйца (всего 15).

             В феврале 2004 года наследниками Форбса собрание предполагалось выставить на аукцион, где бы оно, вероятно, ушло поштучно, но за несколько дней до начала торгов коллекция была целиком перекуплена русским олигархом Виктором Вексельбергом. С 2013 г. коллекция Виктора Вексельберга экспонируется в созданном им Музее Фаберже в Санкт-Петербурге.

              В России, яйца Фаберже, ставшие одним из её символов, теперь можно увидеть в четырёх местах. В их число, кроме вышеупомянутых Оружейной палаты и собрания Вексельберга, входит Государственный Эрмитаж и Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана РАН, Москва. Московский Русский национальный музей (частный музей Александра Иванова), ранее располагал ещё одним яйцом, которое с 2009 года находится в музее Фаберже в Баден-Бадене (также частный музей Александра Иванова).

         Яйца изготовлялись из золота, серебра, драгоценных камней и т. д. В ход шли эмали и тонкая ювелирная работа. Подчас мастера экспериментировали с не очень традиционными материалами — горный хрусталь, драгоценные сорта древесины. Доказательством подлинности служит клеймо фирмы Фаберже.
Стоимость одного яйца по ценам рубежа XIX—XX вв. составляла 3000-8000 руб.

         Традиционно внутри каждого должен был содержаться какой-либо сюрприз. Часто это были миниатюры с портретами того, кому яйцо предназначалось, и членов его семьи. Выполнялись также яйца-часы с заводными частями.

       Изготовление каждого яйца занимало практически год. Структура фирмы Фаберже опережала свое время: ювелирные фирмы, входящие в концерн, были достаточно самостоятельны в работе. Многие ювелиры, работающие у Фаберже, владели собственными фирмами, но считали честью участвовать в исполнении императорского заказа.

            Имена мастеров говорят о интернациональном составе команды: из 24 мастеров 14 были родом из Финляндии или работали по приглашению родных. Вначале утверждался эскиз. Потом за работу бралась целая команда ювелиров фирмы. Имена некоторых дизайнеров и ювелиров сохранились (так что говорить, что автор всех из них — Карл Фаберже, не следует).

            Особенно велик вклад мастера Михаила Перхина. Также упоминаются Август Холмстрём, Альберт Хольстром, Август Холлминг, Генрик Вигстрём, Эрик Коллин, Виктор Ааре, Хъялмар Армфелт, Стефан Вякева, Алма Пихл — единственная женщина-художник, автор стиля изморозь на хрустале, придумавшая «Зимнее яйцо»

 Как работала фирма Фаберже.

    Создание каждой вещи начиналось в кабинете Фаберже с обсуждения за круглым столом, во время которого главный мастер и художник обсуждали и прорабатывали дизайн.

            Затем создавался очень подробный рисунок, который после обсуждения передавали в мастерские. Все проблемы по эмалированию, камням, металлам обсуждались и решались непосредственно специалистами.

           Значительные произведения, такие как, например, как Императорские Пасхальные яйца, создавались отдельными мастерами. За них лично отвечал главный мастер, все этапы их создания держал под контролем сам Фаберже, вникая во все тонкости.

           Часто людей, работающих в фирме Фаберже, связывали тесные родственные узы. Сыновья, практически всегда, сменяли своих отцов – так было с Августом и Альбертом Хольмстремами, Альфредом и Карлом Тильманами, Кнутом и Оскаром Пилами .


             Все четыре сына Фаберже тоже работали в фирме отца. Фаберже вел фирму, хотя нет доказательств, что он своими руками создал хотя бы одну вещь. Все его мастера были независимы, работали по контракту, сами подбирали нужных людей и могли не заботится о сбыте изделий.

              Они не платили ни за мастерскую, ни за дорогие материалы, а от прибыли с продажи изделий получали неплохие проценты. Иерархия была такова: Фаберже, старший мастер, начальники мастерских, работники мастерских (рядовые мастера, подмастерья, ученики). В лучшие дни в фирме работало около 500 человек, причем 20 из них занималось исключительно созданием коробочек, в которых потом хранились произведения фирмы Фаберже.

       Мастера имели свои клейма, которые, вместе с другими, помогают установить подлинность работы и дату.

ЛУЧШИЕ МАСТЕРА ФИРМЫ ФАБЕРЖЕ

Михаил Перхин. (1869-1903)

  Пришел в фирму в 26-летнем возрасте и работал в ней до самой смерти. Русский крестьянин, самоучка, он выполнял свои работы с большим усердием. Все его произведения отличаются высочайшим качеством.

      Он был мастером, великолепно работавшим в технике гильоше и в технике контрастного золота. Среди исторических стилей мастер отдавал предпочтение стилю барокко. Именно Перхин отвечал за создание таких выдающихся произведений ювелирного искусства, как Императорские Пасхальные яйца. Клеймо Перхина – «М.П.»

Август Холмстрем (1829-1903)

     Густав Фаберже назначил Холмстрема главным ювелиром в 1857 году. Руководил мастерской драгоценных камней, располагавшейся на 4 этаже петербургского отделения фирмы. Он работал в фирме еще в то время, когда ее возглавлял Густав Фаберже.

            Несколько десятилетий Хольмстрем отвечал за произведения, украшенные ювелирными камнями, в т.ч. – Пасхальные яйца. Наиболее крупный вклад он внес в работу над яйцом «Двенадцать вензелей», которое Александр III подарил своей жене в день их серебряной свадьбы в 1892 году.

Генрих Вигстрем (1862-1923)

        Вигстрем стал главным мастером фирмы Фаберже после смерти Перхина в 1903 году. Как главный мастер фирмы он взял на себя изготовление пасхальных яиц для императорской семьи. Вигстрем отличался особенным умением в изготовлении портсигаров, рам и фигурок, которые фирма производила в больших количествах в свои самые продуктивные годы. Работы Вигстрема стилистически напоминают стиль Первой Империи и стиль Людовика XVI.

          Он руководил мастерскими в те годы, когда слава фирмы Фаберже достигла своего пика. В своих изделиях Вигстрем любил воспроизводить элементы стиля Людовика XVI, а также стиля ампир. Особенно широко он использовал орнаменты из лавра. Почти все изделия из твердых камней (фигурки, животные, цветы) делались под его наблюдением. Клеймо Вигстрема – «H.W.»

                В изделиях фирмы Фаберже смело сочетаются драгоценные и полудрагоценные камни. РУБИНЫ, сапфиры, ИЗУМРУДЫ, БРИЛЛИАНТЫ соседствовали в изделиях с лунными камнем, хризолитом, халцедоном, агатом. Кроме того, драгоценные камни сочетались с ЭМАЛЯМИ, в изготовлении которых фирма особенно преуспела.

     Также мастера фирмы особое внимание уделяли подбору камня и выявлению его природной красоты. Для этих целей широко использовались уральские полудрагоценные камни разных цветов, а также горный хрусталь.

         Под влиянием японских образцов, и особенно нэцкэ мастерами фирмы создавались фигурки из твердых полудрагоценных камней, которые отделывались драгоценными камнями и металлами. Была даже открыта специальная мастерская по обработке камней во главе с П.М. Кремлевым. Фигурки изображали людей и животных, а некоторые из них даже несли функциональное назначение – печати, ручки зонтов.

             В коллекции английской королевы Елизаветы II – более 170 фигурок животных из драгоценных камней, сделанных фирмой Фаберже. Многие фигурки уникальны, дубликаты делались только в редких случаях и по специальному заказу. Многие фигурки имеют сигнатуру Фаберже, некоторые – знак «К», иногда есть дата и инвентарный номер.

  Дальше подробно познакомимся с историей создания отдельных яиц Фаберже из этой знаменитой коллекции.

Здесь можно посмотреть иллюстрации изделий фирмы Фаберже.http://maxpark.com/community/6782/content/3042349