1. Вниз по Волге - реке...

Зоя Банкетова
      Больше полугода прошло со времени  путешествия по Волге,  а до сих пор не могу закончить свои заметки.  Да что закончить - до середины ещё  не дошла. А начало  вообще никакого отношения к  репортажу не имеет, хотя именно эти воспоминания прошлых лет и помогли  хоть как - то сдвинуться с мёртвой точки.  Поэтому  оставляю всё как есть, а там, глядишь, и распишусь...

     Первые впечатления о Волге складывались   из   песен.  Пелось в них о  волжском утёсе,  о вольной воле,  живущей за Волгой,   о персидской княжне,  которую   бросает  в  набежавшую волну атаман...  В  детском воображении  река  представала     величественный и  грозный,  но   и   печальной одновременно.   Поэтому, когда впервые оказалась на Волге - было мне восемь лет и плыли мы на пароме,  не терпелось увидеть  - какая же  она в действительности.  Наша семья переезжала тогда из южного района нижегородчины в центральный: папа работал бухгалтером в леспромхозе и его перевели в другое место, более лесистое.  Мы с  сестрой Наташей  из  кабины грузовой машины,  на  которой перевозился домашний скарб,  изо всех сил старались разглядеть   Волгу.  Но ничего не получалось. Мешала стоявшая рядом  машина.  В ней сидела  мама с  младшей сестрёнкой Галей, а в кузове  у них  испуганно мычала  корова, визжал поросёнок и  кудахтали куры: вся наша живность тоже ехала на новое местожительство. Переезжали в конце марта,  вокруг было серо и грязно. На пароме было много  машин и подвод с лошадьми, так что великую реку  и не разглядели толком. Но ощушение того,  что она где - то здесь,  рядом, - осталось. А приехали  мы на Керженец,    хоть и не такую большую речку, но  очень красивую:  с водой медового цвета  и сосновым бором, подступающим к самому берегу. По Керженцу в то время ещё сплавляли лес,  и  мы,  детвора,  глядя на проплывающие мимо брёвна, а то и перескакивая через них и подныривая  ( с ужасом сейчас вспоминаю),  знали, что плывут они  к Волге... Позже семья переехала ещё севернее - на реку  Узолу.  Сплав на  ней уже прекратился, но глубокие места на радость купальщиков  оставались.  Сохранялась  и  незримая связь с Волгой,  куда несла свои воды  мелеющая год от года   Узола...
 
     Помнится ещё одна коротенькая поездка по  Волге. На маленьком пароходе   вдвоём с папой  плыли от Горького до Макарьева,  всего - то несколько часов, тем не менее папа  решил шикануть - случалось   с ним такое -  и купил билеты в самую дорогую каюту на верхней палубе.  Но дочери было не до шику:   я по всему судну искала место, где  только  бы  не тошнило, и нашла его  в самом низу,  чуть ли не в машинном отделении.  А Волга опять протекла мимо.

   И ещё  об  одной невесёлой поездке.  После провала  в Горьковский мединститут,  куда  по совету папы   я поступала после школы  - он тогда уже серьёзно болел,   мы с одноклассницей решили ещё раз попытать счастье.   В Чебоксарах. Осенью в  тамошнем  университете открывался медицинский  факультет,   приглашали абитуриентов со всего Союза.   Никто   и  предположить не мог   -    сколько  неудачников,  вроде нас,   рванёт  туда...  Волжские  берега уже золотились и пунцевели,  но две девчонки, уткнувшись в книжки, ничего не видели через  иллюминаторы нижней палубы.  Увы, счастье не улыбнулось и в этот раз,  так что на  обратном пути  тем более  не до речных красот было.

     Вот, пожалуй,  и все  волжские путешествия тех лет.  Но  с рекой  уже не расставалась:  в годы учёбы в Горьком  (вместо медицинского поступила на биофак университета)   были  гуляния по волжскому откосу,  по знаменитой Стрелке  -  это о ней поётся:  " На Волге широкой,  на Стрелке далёкой...",    а позднее во время  служебных поездок  в  областной радиокомитет   -  так получилось, что с дипломом биохимика пришлось  работать  на районном радио    -    дорога всегда проходила через  Волгу.  Проезжая по плотине  вдоль Горьковского  моря,  на котором  раздавались  гудки  туристических теплоходов,   ловила себя на мысли  -  а что если  вот так же поплыть...  Но ещё много утечёт воды   с той поры,   прежде чем  поплыву я,  наконец,  по Волге.

  Издалека долго течёт река Волга,  а  мне... Впрочем,  неважно сколько,   главное   -     мечты  могут  сбываться    на любом  десятке лет.

Продолжение следует.