Duomo di Siena

Алина Алексеева-Маркезин
     В крупном туристическом центре Италии, городе Сиене,на площади Пьяцца дель Дуомо, находится один из самых красивых соборов в мире. Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии, или просто Сиенский собор (итал.Duomo di Siena) , считается главной достопримечательностью города, которую ежегодно посещают десятки тысяч туристов.

         Сиенский собор, строительство которого было начато в 1229 г. и завершено лишь в конце последующего века, представляет собой прекрасный образец итальянской готики. В 1258-1285 гг. руководство строительством было поручено монахам-чистерченцам из Сан-Гальяно, которые пригласили в Сиенту Николу и Джованни Пизано.
       Именно им мы обязаны созданию роскошного фасада из белого черного и красного мрамора, сооружение которого было закончено лишь к концу XIV в. Статуи, украшающие сегодня собор, в большинстве своем являются копиями оригиналов, которые почти все пострадали от грубой реставрации.
 
      Мозаичный шпиль – современное произведение венецианских художников Муссини и Франки. Возросшее в начале XIV в. политическое значение города способствовало решению о возведении здесь нового грандиозного собора. Кроме того, в 1317-1321 гг. были обнаружены серьезные дефекты, которые предъявил в своей речи к Всеобщему Совету Кампаны Лоренцо Маитани.

       Разработку проекта, от которого в современном храме сохранился лишь трансепт, поручили в 1339 г. Ландо ди Пьетро. Планам не суждено было осуществиться из-за воин и эпидемии чумы 1348 г., о чем сохранилось свидетельство на боковой стене собора.

    В 1313 г. по проекту Агостино и Аньоло ди Вентура была возведена колокольня, квадратная в плане, облицованная панелями из белого и черного мрамора. Конструкцию венчает восьмиугольный шпиль, окруженный четырьмя небольшими пирамидальными башнями.


     В 1376 г. Под руководством Джованни ди Чекко возобновились работы по строительству заднего фасада храма, но лишь в 1382 г., когда были приняты необходимые меры по поднятию свода центрального нефа и реконструкции апсиды, можно было сказать, что строительство завершено.

       Своеобразие интерьера собора заключается в идеальной гармонии готической архитектуры и декора, предвосхищающего Возрождение. План здания – латинский крест с тремя обширными нефами. Трансепт с двойными нефами имеет крестовой свод, шестиугольный в сечении, накрытый куполом на двенадцатигранном основании.

      Терракотовые бюсты пап, расположенные вдоль центрального нефа, и хоры датируются концом XV – началом XVI в. Великолепный пол из инкрустированного мрамора, выложенный в разное время между 1370 и 1550 гг., иллюстрирует историю человека и его спасение. По традиции считается, что этот шедевр работы Дуччо вдохновил Данте на написание «Чистилища». На самом деле из древних документов следует, что автором является Джованни из Сполето, который приступил к работе не ранее 1369 г.

        На главном фасаде здания находилось множество скульптур и барельефов самых различных размеров. На фасаде здания можно было увидеть самые значимые исторические события, а также сцены из Библии. Казалось бы, что все эти картины просто не могут сочетаться друг с другом, однако архитектору Джованни Пизано удалось объединить их в одну большую композицию!

       Несколько лет назад была проведена капитальная реставрация собора, и фасад здания снова обрёл первоначальный облик. Конечно, большинство скульптур, которые мы можем видеть сегодня, являются точными копиями оригиналов, однако это нисколько не портит общее впечатление.

      В левом трансепте находится шедевр итальянской готической скульптуры – амвон работы Николы Пизано, который был завершен его учениками в 1268 г. В конце левого нефа открывается вход в Библиотеку Пикколомини, построенную в стиле Возрождения кардиналом Франческо Тедескини Пикколомини и предназначенную для библиотеки его дяди, папы Пия II.

         Витражное окно-розетка работы Пасторино де Пасторини датировано 1549 г. и изображает Тайную Вечерю. Розетка с противоположной стороны была изготовлена в XIV веке по эскизам Дуччо ди Буонисеньи в XIII в. Центральная бронзовая дверь – новодел и выполнена в 1958 г. Энрико Манфрини.

           Три большие мозаики на фронтонах фасада сделаны в Венеции в 1878 г. мастерами Луиджи Муссини и Алессандро Франчи. У левого угла фасада похоронен Джованни Пизано (об этом гласит надпись XIV века), все-таки вернувшийся в Сиену. А с правой стороны на высокой колонне стоит волчица, вскармливающая младенцев Ромула и Рэма, символ Сиены.

     Инкрустированный полудрагоценными камнями мраморный пол в соборе является гордостью Сиены. Он составлен из 56 прямо- и многоугольных сюжетных панелей (сцены из Библии), созданных по проектам сорока ведущих сиенских мастеров в течение двух веков.
     Самой известной является «Избиение младенцев» работы Маттео ди Джованни (1482). Во избежание быстрого уничтожения пол Дуомо открыт целиком лишь на короткое время в августе, после палио.


        В остальное время открыта та или иная его часть: узор закрыт досками, и на виду оставляют по одному фрагменту в месяц. «Название мозаики не вполне применимо к этому полу. Рисунки состоят из тонких черных линий на общем фоне белого мрамора. Вначале лишь изредка и потом все чаще, ради стремления к живописному эффекту, появляются вставки из черного и цветного мрамора. Это не что иное, как колоссальная гравюра на мраморе». П. Муратов «Образы Италии»


      В левом трансепте – знаменитая готическая кафедра из каррарского мрамора, лежащая на львах, шедевр такого калибра, что он является вехой в истории искусства.

       Три самых великих скульптора своего времени – Никола и Джованни Пизано и Арнольфо ди Камбио работали над кафедрой вместе 3 года (1265-1268), украшенной почти 400 изумительными статуями, изображающими животных и людей. Удивительно, как отец и сын Пизано умудрились создавать за короткий период времени такие шедевры, как Дуомо Сиены и Дуомо с Баптистерием Пизы!

        И при этом ни разу не повториться! Кафедра имеет форму восьмиугольника, стоящего на девяти колоннах из гранита, порфира (минерал такой) и зеленого мрамора. Две колонны стоят на постаменте, две покоятся на львах, две – на львицах, центральная колонна - на статуях Семи гуманитарных наук и философии.

      Четыре из восьми угловых колонн опираются на фигуры львов, центральная колонна стоит на атлантах. Колонны соединены полукруглыми трехлопастными арками. Над капителями установлены мраморные фигуры, символизирующие добродетели, и выделяющаяся большим размером фигура Христа. Рельефы представляют следующие сюжеты: «Рождество»,«Поклонение волхвов», «Введение во храм», «Распятие» (в создании принимал участие Арнольфо ди Камбио), «Избиение младенцев» (Джованни Пизано) и«Страшный суд» (Джованни Пизано).

В одной из капелл собора хранятся мощи Святой Екатерины.
Стоит посмотреть еще на чашу для святой воды работы Федериги, фрески Гирландайо в сакристии, гробницу епископа Джованни ди Бартоломео Печчи работы Донателло.

     «Микеланджело поднялся по пологому маршу каменной лестницы к баптистерию: в нем была купель, созданная делла Кверча, Донателло и Гиберти. Обойдя вокруг купели и полюбовавшись работой лучших скульпторов Италии, он вышел из баптистерия и стал взбираться на крутой, как гора, холм, к кафедральному собору. С чувством благоговения смотрел он на черно-белый мраморный фасад собора с его великолепно изваянными фигурами работы Джованни Пизано, на круглые ажурные окна, на черно-белую мраморную кампанилу.

       Войдя внутрь, он ступил на мощные мраморные плиты с черно-белой мозаикой, изображающей сцены из Ветхого и Нового завета. И тут его сердце словно оборвалось и упало. Перед ним был алтарь Бреньо, - ниши алтаря оказались гораздо мельче, чем он воображал, и над каждой из них надстроен похожий на раковину купол с густой насечкой: под такою кровлей лица предполагаемых фигур должны были утратить всякое выражение. Некоторые ниши помещались столь высоко, что о том, какие в них стоят изваяния, зритель не мог и догадаться». И. Стоун «Муки и радости»

      В левом трансепте расположена капелла Святого Иоанна Крестителя, в центре которой стоит бронзовая статуя Иоанна Крестителя работы Донателло и крестильная купель XV в. Стены капеллы украшают восемь фресок и два портрета работы Пинтуриккьо.


      Маленькая круглая капелла Мадонны (Capella della Madonna del Voto) с золоченым куполом, заменившая капеллу XV в., была построена по проекту Лоренцо Бернини и находится в правом трансепте. Главное сокровище капеллы – Мадонна – хранительница Сиены, почитаемая по сей день.
 

      «Ни одно значительное событие в жизни Сиены не обходилось без повторения обета, передавшего город в руки Мадонны. Пять раз в истории Сиены ключи от городских ворот бывали торжественно вручаемы алтарному образу в соборе, известному под именем Мадонны дель Вото. Впервые это было сделано в 1260 году перед битвой при Монтеаперти. Блестящая победа Сиены над ее вечной соперницей, Флоренцией, послужила свидетельством того, что Богоматерь приняла предложенный дар». П. Муратов «Образы Италии»

        Из четырех мраморных статуй в нишах две – Святой Жером и Мария Магдалина - выполнены Бернини. Восемь мраморных колонн перенесены из Латеранского дворца в Риме (до Ватикана там была папская резиденция.


      Алтарь Пикколомини, стоящий слева от входа в библиотеку, создан скульптором из Ломбардии Андреа Бреньо (Andrea Bregno) в 1483 г. Примечателен он тем, что четыре скульптуры (Святой Петр, Святой Павел, Святой Григорий и Святой Пий) в нижней его части были сделаны молодым Микеланджело между 1501 и 1504 гг. Алтарь венчает скульптура Мадонны с младенцем предположительно работы Якопо дела Кверча.

      Баптистерий славен удивительной мраморной шестиугольной купелью с барельефами и позолоченными фигурами (сцены из жизни Иоанна Крестителя) работы Донателло, Гиберти, Якопо делла Кверча и других прославленных скульпторов XV века.

     «…в день, когда Дуччо окончил свой великий алтарный образ (9 июня 1311 года), с утра были закрыты все лавки и мастерские. При звоне колоколов толпы горожан залили улицы. Процессия, во главе которой были священники и монахи, направилась к дому художника и, приняв там икону, торжественно понесла ее в собор. Весь тот день до самого вечера Сиена праздновала, молилась и наделяла милостыней бедных». П. Муратов «Образы Италии» Описывать шедевр бесполезно – его нужно видеть. А когда стоишь перед ним, понимаешь, что версия, согласно которой Дуччо учился в Константинополе, все же имеет под собой основание…

       Особого внимания заслуживает мраморный пол собора. 56 сюжетов, выполненных в технике инкрустации, создавались сиенскими мастерами с 1369 по 1547 годы. Большая группа изображений посвящена почитавшимся в классической античности сивиллам - девам, обладающим божественным даром прорицания.

       Согласно римскому преданию, Сиена была основана Сением (Senius) и Аскием — сыновьями Рема и, соответственно, племянниками Ромула. Близнецы укрылись на тосканском холме, где позднее и был построен город, получивший по имени Сения название Сиена.

        Эта легенда нашла отражение в гербе города — младенцы Ромул и Рем, сосущие волчицу. Не исключено также происхождение названия от римского фамильного имени Сениев (Saenii) или от лат. seneo — «быть старым»
Скульптуру Волчицы можно увидеть в Сиене в разных местах города.

Текст с иллюстрациями http://maxpark.com/community/6782/content/2115198