Самогон

Герман Саблин
Простое  русское слово – самогон, а сколько за ним разнообразия. 
Сколько значений,  смыслов, взлетов фантазии, творческих поисков, народной  радости, иной раз расстройств, беды и горя.
Но притягивает, зараза, зовет к поиску и творчеству.

В нашей деревне, как и не только в нашей, опадает на землю урожай слив, груш, яблок и иного плодового продукта, по причине того, что сами не съедим, а другим отдать – себе дороже.
В советские,  ещё и в до хрущёвские,  времена существовала  потребительская кооперация. Что-то вроде нынешнего малого бизнеса.  Колхозники имели возможность  сдать излишки продукции в пепеработку, принимались дары леса:  грибы, дикие ягоды, дикий мёд и подобное.  Из этого потребкооперация производила консервы, растительное масло, плодово-ягодные соки, компоты, вина.

А нынче что?
 Где сейчас найдёшь “Щи мясные с волуями”?
 Попробуй, кто, организовать подобный бизнес. Замордуют,  напрочь  -  администрация, старостат, прокуратура, менты, пожарники, экологи, санитары и ещё чертова гибель разных контролёров.

Это  где-ж столько взять, чтобы всем налить, а кому и с закуской?
Так  и пьем чужой сок. А свой урожай мешками в мусорные ящики сгружаем.
Ну, это присказка, пора и сказу быть.

Посмотрел я, как народ мучается без сахара и дрожжей, и решил попробовать  обратить отходы, хоть не в доходы, так в пользу.
Собирал яблоки, у меня два сорта летних яблок – грушовка и коричное.  Под удобрением и  поливом плодоносят каждый год. Только год яблоки покрупнее, год помельче. 
По эксперименту:
ведро яблок – три литра сока,
из трех литров сока – три литра вина, сидр называется,
из трёх литров вина выгоняется  0,5-0,7 литра самогонки 45-55 гр. крепости.

Самая трудоёмкая  задача отжим сока.  Хорошая профессиональная соковыжималка – ей и нынче заоблачная цена, а тогда и взять было негде.  Всё другое требует мозгов и ручного труда.

Прошел все этапы:
бытовая электросоковыжималка – дело хлопотное, но возможное, сок в одну сторону, мездра в другую, мездра сырая и возможен дополнительный отжим.

дробление приспособлением на электродрели и отжим прессом на основе гидравлического автомобильного домкрата,

ручная соковыжималка – насадка на мясорубку.

Последнее трудоемко,  весь липкий, с  мускулатурой - в фитнес клуб не ходи,  но выход сока максимальный и сок чистый.
Собираем сок в бутыль и полдня - сутки отстаиваем. Больше нельзя – скиснет. Затем снимаем с осадка в другую бутыль.

Теперь закваска.
Для закваски хорошо подходит черный изюм, неочищенный.  Засыпаем  изюмом половину литровой банки, пересыпаем изюм кружкой сахарного песка   и заливаем водой на три четверти банки.  Закрываем  полотняной тряпочкой или крышкой с дырками и ставим на брожение.

Какой-то магический цикл существует в винном деле – две недели или четырнадцать дней.  Вот их и ждем.
Это у нас затравка на двадцати литровую бутыль сока.
Закрываем  бутыль водяным затвором  и ждем, когда забулькает. Выдерживаем магический срок.
Получили молодое яблочное вино, крепостью градусов 8-10, зависит от спелости яблок и их сладости.  Грушовка, если чуть полежит, ну очень сладкая.  Если делать вино из летней сливы, то крепость вина доходит до 14 градусов. И выход самогона выше.

У вина два пути.
Снимаем с осадка и разливаем по бутылкам.  Не товарно, но удобнее по пластиковым.  При стеклянных бутылках проблема с пробками. Закрыть надо так, чтобы не было доступа воздуха.
И до Ноябрьских и Нового года. В том, что не выпили на Новый год надо остановить брожение.  Дело в том, что яблочное вино не устойчиво и может уйти в уксус.  Тоже продукт полезный, коли кто понимает.
Если нет нужды в уксусе, вино можно купировать с другими плодовыми винами, например, со сливовым или малиновым. А можно поступить по-простому – долить яблочным самогоном, граммов пятьдесят на литровую бутылку. Такое храниться долго.

Приятно пить, а можно использовать в кулинарии. Мясо,  тушённое в яблочном вине, шашлык замариновать. Очень вкусен и ароматен кисель для всей семьи, и для детей тоже. Хорошая альтернатива яблочному соку, когда надоест  и никто не пьет.

Другой путь - в  куб,  на самогон.
Куб - обычный дистиллятор со змеевиком, без всяких премудростей. Процедура обычная – гонишь себе и гонишь, главное отсечь “головы” и отрубить “хвосты”.
Головы это летучие продукты. Поскольку у нас в производстве не участвуют концентрированные  дрожжи, то и летучих продуктов немного. Но лучше перестраховаться, чтобы здоровье, случаем, не мучить.
Когда закапал процесс, притормозить нагрев куба, чтобы шла капель. Запах её резкий ацетоновый. Собираем отдельно, как исчезнет в капели запах ацетона, заменяем сосуд, увеличиваем нагрев, чтобы потекло струйкой.  Голову отсекаем из такого расчёта: если куб 10-литровый, и планируем получить  от нашего вина 1,5 – 2,0 литра самогона, на голову следует положить порядка 50 миллилитров, не жадничать, от этого здоровье зависит.
А далее гоним, пробуя на язык, пока пощипывает, либо мочим бумажку, пока горит синим пламенем.

Получившийся продукт, не очень приятен, хотя и годится, если надо, чтоб только в голову шибало.
А для души следует перегнать второй раз. 

Для второго перегона надо подготовиться.
Первое - подготовить куб, если перегонять будем в том же. Очищаем от запаха. Для этого дистиллируем в нём литра 2-3 воды.
Можно, хотя и не обязательно, профильтровать полученный ранее продукт. Для этого я разводил его до 10-15 градусов хорошей артезианской или родниковой водой. Пропускал через кувшинный фильтр Аквафор, предварительно, естественно, промытый. А затем перегонял обычным способом. Головы мы отрубили при первом перегоне, но и здесь не лишне обратить внимание.


Пробовал я и третий перегон. Но понял, что лишнее, сильно ослабевает  в напитке послевкусие первичного продукта. А послевкусие от коричного яблочка – это что-то.

Можно, конечно, применять в процессе, термометры, ариометры, подключать между кубом и змеевиком сухопарник и не один.  Изобретателей  у нас много, да патентовать им лень. Всё это может быть и нужно. Но когда я поднимал народ на полезное дело, ничего такого  у нас не было.

Как-то заехал ко мне приятель, давно не виделись. Бойцы вспоминали минувшие дни от обеда до позднего ужина. Усидели за разговорами, воспоминаниями, поминаниями  литра полтора.
На следующий день он мне звонит:
- Что же мы с тобою пили? Домой я, конечно, доплыл в лёгком тумане. Но сегодня, ни в голове, ни во рту никакого похмелья. Потрясно!

Обратил я внимание, что вино из змеевика истекает тонкой струйкой. Коньяки, к примеру, выдерживают 5, 10, 12 лет,  люди терпят,  и всё это время из этого не пьют.
Не кощунственно ли опрокидывать стакан или рюмку  залпом, с этаким кряком, и вздрагиванием организма,  пропуская, при этом,  наслаждение от аромата и послевкусия напитка?!
 Надо нам отвыкать, иначе сопьемся. Приличнее получать от выпитого  удовольствие, а не одну только головную боль.

Такой вот кальвадос получается, друзья мои, и импортозамещение заодно.
Не мешала бы власть народному  творчеству,  и не только в винокурении. 
То-то бы было!