Импрессионисты против модернистов, или Art-Play

Сергей Козин
http://maxpark.com/community/6782/content/3418936

Как только чахлое апрельское солнце высунуло свой сопливый нос из привычно серых санкционных туч и начало, подобно собесу, лениво отогревать подозрительно-заголубевшее небо, я очнулся от зимней спячки и, почесываясь, выбрался из своей темной подмосковной берлоги. Сливаться в благоговейном экстазе с ура-патриотами в штатском от очередного полит-шоу нашего гаранта мне показалось пошлым. Размять свои слежавшиеся в зомби-ящике за зиму мозги я намерился, приобщившись к сфере высоких технологий на Фото-видео-форуме в Крокусе, но первый блин вышел вполне ожидаемым комом. Кризис отразился как на составе участников, так и на размере экспозиции, ужавшейся до пары залов. В поисках клубнички я не нашел даже традиционных девушек в боди-арте, так о чем еще говорить?!

В отместку решил ударить по культуре. В силу некоторых причин мне, наверное, уже более уместен умеренный, но здоровый консерватизм, если не голимое ретроградство, но меня все еще тянет на свежачок. Поэтому, проглядывая сетевую Афишу в поисках острых эстетических ощущений, я не мог не заметить появление незнакомого мне ранее злачного заведения с завлекательным названием «Центр дизайна ArtPlay» Открылось оно недалеко от известного многим уже Винзавода, на огромной территории бывшей секретной гордости отечественной оборонки - предприятия «Манометр», в многочисленных переоборудованных строениях и цехах, забитых всякой эстетичной и не очень всячиной.

Из кучи разнокалиберных выставок мой наметанный третий глаз выхватил там аж две. Первая звалась не Татьяной, но «От Моне до Сезанна. Французские импрессионисты», а вторая не менее затейливо - «Великие модернисты. Революция в искусстве». Возможно, кто-то из читателей даже знает таких. Питерцы могли увидеть их еще прошлой осенью в Ленэкспо, так что дальше могут не читать. Кто опоздал - тот опоздал, а у москвичей еще есть шанс их увидеть до 31 мая. Открылись они в Москве еще 13 февраля, но пока ничего о них не читал, поэтому решил поделиться своими незабываемыми впечатлениями с глубокоуважаемой аудиторией про этот эпохальный пир духа. Дальше без шуток. Поверьте мне, он того стоит. Не верите? Проверьте!

Добраться до него белые люди могут на авто по Сыромятнической набережной, а обычные – пешком от метро. Если топать от Курского вокзала вдоль трамвайных путей, то минут за 10-15 можно легко и просто обнаружить затрапезные ворота проходной, находящиеся справа за тоннелем под железнодорожными путями. Дальше будет сложнее и за приветливо распахнутым шлагбаумом необходимо уже ориентироваться в запутанном лабиринте промзакоулков по цензурным надписям на стенах и собственной интуиции. Если они не подведут, то еще минут через пять вы заметите с правой стороны вывеску «От Моне до Сезанна. Французские импрессионисты». Купив внизу билет, лифтом поднимайтесь на 6й этаж, где вас поджидает форменное надувательство.

Выставочный зал находится в огромном пневмоангаре на крыше. Посетителя встречают таинственный полумрак, чарующая музыка и вежливые контролеры, любезно разрешающие даже фото и видео-съемку. За черным занавесом в просторном черном-черном пространстве поначалу было темно и пусто, как в голове главы Правительства, но когда зрение адаптировалось, то в лучах многочисленных проекторов на высоких стенах начали проявляться яркие цветовые пятна, быстро превращающиеся в давно известные картины знаменитых французских живописцев конца 19го века. Увеличенные во много раз они давали разглядеть каждый мазок и деталь, плавно сменяясь и перетекая по стоящим под разными углами плоскостям.

Карикатурные персонажи шикарной парижской ночной жизни на картинах Тулуз-Лотрека под разудалые ритмы канкана из Мулен Руж уступали место прекрасным женским образам Ренуара, умиротворяющими и очаровывающими своей обнаженной естественностью. Холодные городские пейзажи, толпы людей, пролетки и дома Писарро под песни Эдит Пиаф сменялись теплыми, искрящимися чистыми красками картинами Сислея. Самодовольные жирные буржуа Мане замещали прозрачных в своей изящной невесомости балерин Дега, а тех – суровые пролетарии Сезанна. По стенам плыли яхты и бушевали волны, летели птицы, качались деревья и расцветали цветы невиданной красы, оживленные компьютерной анимацией под звуки Болеро Равеля…

Каждому из художников было посвящено несколько минут, но любой фрагмент шоу представлял из себя законченную по своей драматургии аудио-визуальную композицию, настоящий мини-фильм, являющую невиданный мною раньше сплав кино-слайд-шоу с музыкой. Причем на каждом из многих экранов абсолютно синхронно шли свои собственные ролики, синхронно взаимодействующие с остальными. Подобно тому, как из соединения танца с песней появилась опера, а из музыки с пантомимой – балет, здесь я увидел рождение нового абсолютно современного жанра мультимедийного искусства, в сплаве которого пока, пожалуй, не хватает только запахов и голографии.  Но от всего этого сразу голова бы пошла уже просто кругом.

Но я и так долго стоял, разинув рот. При созерцании одной картины воспринимаешь ее именно так, как и задумывал художник, те-а-тет. Ну…разве что сделаем поправку на жизненный опыт и уровень культуры. На мультимедийной выставке восприятие подвергается синтетическому воздействию сразу нескольких художественных образов, принимаемых и периферийным зрением, и слухом, подчиняясь уже замыслу режиссеров и видео-инженеров. Это совершенно иное восприятие изобразительного искусства, основанное на свето-динамическом воздействии цветовых пятен, усиленном музыкальным сопровождением, более близком к абстракции и цветомузыке, нежели к традиционной фигуративной живописи. Полчаса пролетели незаметно, и шоу началось заново, благо, что смотреть его можно с любого момента.

Вторая выставка «Великие модернисты. Революция в искусстве» чуть было не испугала меня с порога Черным квадратом Малевича и непонятными фигурами, стоящими поперек прохода, но дальше было уже интереснее. Просмотр супрематистской живописи при помощи стерео-очков на больших мониторах придал ей глубины и объема, но не динамики и красоты. Однако главное было еще впереди, и в конце зала обнаружилась заветная дверка, ведущая в чуть меньший по объему зал, в котором шло нон-стоп шоу, подобное только что мной увиденному. Народу внутри было среди буднего дня немного и почти всем вполне хватало места на расставленных по помещению банкеткам и мягким креслам-подушкам. Впрочем, непоседливые дети с удовольствием бегали по световым картинам, проецируемым прямо на полу.

Я всегда был равнодушен к абстракционизму, но то, что сумели сделать видео-художники на основе картин Кандинского, меня поразило, пожалуй, даже более всего из виденного на обеих выставках. Феерическое буйство красок, движущихся кругов, полос и треугольников, взрывающиеся фейерверком света и цвета под бессмертную мелодию Паганини, поразило и ошеломило меня своей динамикой и напором. Отдохновение глазам и чувствам дали меланхоличные портреты Модильяни и экзотические красавицы Гогена, плавно перетекшие в наполненные диковинными зверями и туземцами фантастические заросли Руссо. Мрачный крикун-экспрессионист Мунк быстро растворился в тумане золотящихся изумительной по декоративности красотой полотен Климта под музыку Вивальди, волшебный клавесин…

Принципиального отличия двух выставок друг от друга я не заметил ни концепции, ни в оборудовании, ни в художественных приемах, несмотря на заявленное  весьма условное деление тематики. Дело дошло даже до того, что два друга дивизиониста (проще говоря - пуантилиста) Сёра и Синьяк оказались в противостоящих компаниях. Единственный резон для этого я узрел в желании дать зрителям размяться в длительном блуждании по этажам и коридорам при переходе между двумя частями единого целого и стремлении содрать с православных по полтысячи дважды. Я, как нехристь, явился в будний день и сэкономил на этом по стольнику, не сумев выдать себя за школьника до 17 лет или инвалида умственного труда. Буфет был тоже, увы, совсем не благотворительным. Однако жалеть ни о деньгах, ни о потраченном времени мне не пришлось. Впервые за долгие годы не хотелось уходить с выставки.

По окончании 45 минутного действа развлечься удалось еще и в расположенной на антресолях шоу-комнате, где на зеленом фоне можно  было совместить себя в одном кадре с только что показанными ниже образами, а на выходе – с более традиционными приколами в виде дырок для голов на плакатах с картинами. Но это уже не могло испортить прекрасного настроения и восхитительного впечатления от увиденного ранее. Идти на выставку следовало бы с более серьезной техникой, нежели даже мой весьма продвинутый смартфон, так что извиняюсь за качество представленных материалов. Немало роликов с выставки можно найти и на Ютубе. «От Моне до Сезанна. Французские импрессионисты» http://www.youtube.com/watch?v=6IEVHh9cGeE  и «Великие модернисты. Революция в искусстве»  http://www.youtube.com/watch?v=F5edYCJkS_g  Я их пересмотрел не раз,  но   все же очень рекомендую не поскупиться,  сходить  и оценить все великолепие и необычайность зрелища своими глазами. Это незабываемо.