Петр Великий и монсолюбие. 11

Людмила Лунина
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ.

     Ставший  всеобщим посмешищем, обманутый император решил было учинить над женой  суд в Сенате и устроить ее публичную казнь. Остановило  лишь то, что в случае казни императрицы, их     дочери       останутся    без достойных женихов.
Вынужденный соблюдать приличия,  он перестал с ней общаться.
Саксонский посланник писал курфюрсту о царской чете: «Они  не говорят друг с другом, не обедают и не спят больше вместе».
Петр приказывает не исполнять  никаких распоряжений  и просьб царицы.  Опечатывает все ее денежные счета. Формальное примирение произошло лишь на малое время по случаю     обручения царевны Анны  и герцога  Голштинского.

Екатерина прекрасно понимала, что лучшее, на что ей можно теперь рассчитывать — печальная старость в монастыре. Но все сложилось как-то удивительно благоприятно и очень вовремя  для нее. Хотя никаких доказательств о насильственной смерти императора нет.

      О чем думал тяжело больной одинокий властитель, проводя последние месяцы жизни  в постели? Кому хотел передать трон?
Отменив  закон о престолонаследии, он должен был сам выбрать преемника. Но сказав перед смертью: «Отдайте все!..» – не успел указать, кому. А может быть, не сказал, потому что  отдавать было некому?
Вот что пишет  о личности Петра  французский  писатель Анри Труайя:
«Напрасно Петр   Великий      старался    соперничать с голландцами, англичанами, французами и даже шведами.
      Его безумные развлечения, его нетерпение, выносливость, упрямство, живость, пренебрежение комфортом, смелость, перепады настроения, энтузиазм и упадок сил, ярость и радость были типичными чертами славянского характера, во всем доходящего до крайностей»

А великий Вольтер, писавший о первом российском императоре по заказу Екатерины Второй, откровенно называет  его  «царем парадоксов» имея  в виду не только государственную деятельность преобразователя   России, но и его личную жизнь.
В его книгах Петр  предстает перед нами, как грубый и неразборчивый в связях – и практически однолюб; мстительный рогоносец – и нежный любовник; отец сотен незаконнорожденных детей – и одинокий, преданный самыми близкими на ложе любви человек!

Если оба француза правы,    тогда последний «до корней волос русский царь», действительно,  не видел преемника своих дел среди тех, кто окружал  трон.  И на престол вступила предавшая его самая близкая женщина - коронованная императрица Екатерина I, в которой не было ни капли русской крови.

    Она   повелела немедленно вернуть  в Москву Матрену Балк и назначила её своей первой статс-дамой.  Все участники дела Монса были также оправданы.

Новая правительница России пережила мужа ненадолго. Её разгульное и пустое царствование продолжалось чуть более двух лет. А пресловутый закон об отмене  престолонаследия породил в России кровавую цепь государственных переворотов.

                *** 
    Из родственников Монсов особенно известна и трагична  судьба  дочери Матрены  -  Натальи  Лопухиной.
Уж очень невзлюбила её дочь Петра -  Елизавета Петровна.
Современники пытаются объяснить это примитивной женской ревностью, приводя в доказательство такой эпизод : однажды красавица Лопухина явилась при дворе  с такой же точно розой в волосах, как  у  государыни. Елизавета заставила виновную стать на колени, велела подать ножницы, срезала преступную розу вместе с прядью волос, к которой она была прикреплена, и закатила  виновнице две добрые пощечины.
Когда ей сказали, что несчастная Лопухина лишилась чувств, она пожала плечами: «Ништо ей дуре!»
Дальше -больше.  По обвинению в умысле против неё Елизавета отправила в ссылку любовника Лопухиной гофмаршала Рейнгольда фон Левенвольде. Лопухину с мужем  также арестовали, но вскоре отпустили, отобрав у них имения и должности. Вскоре их  арестовали снова и обвинили уже в участии в заговоре Вместе с Лопухиными пострадали её подруги — графиня Анна Бестужева и баронесса София Лилиенфельд (Одоевская) с мужем.
Окончательное решение гласило, что  Лопухины, «по доброжелательству к принцессе Анне и по дружбе с бывшим обер-маршалом Левенвольдом, составили… замысел…».
Приговор -  бить кнутом; вырвать языки, сослать в Сибирь, все имущество конфисковать. Приговор привели в исполнение.
В Сибири Лопухина пробыла 20 лет, вернулась в Петербург только после кончины Елизаветы Петровны , похоронив мужа и сына.  Скончалась в царствование Екатерины II на 64-м году жизни.
Может быть, её судьба была столь трагична потому, что дочь Петра не могла ожидать от "монцова" семени ничего, кроме крамолы и предательства?