Петр Великий и монсолюбие. 6

Людмила Лунина
ГЛАВА ШЕСТАЯ.               

Кукуйская  слобода очень отличалось  от остальной Москвы. Это было   чистенькое селеньице с правильными рядами ухоженных улиц.  Аккуратные домики окружали цветочные клумбы и палисадники. И люди  здесь  жили трудолюбивые и веселые.
Поведясь с иностранцами - военными, юный царь начинает   бывать в слободе  часто. Сиживает в гостях у некоторых обитателей, принимает  участие в собраниях. Его  близкими друзьями   становятся  офицеры потешного полка.  Шотландец Патрик Кордон - ученый  человек. С   ним царь ведет серьезные беседы. И   швейцарец Франц Лефорт, о котором князь  Куракин пишет: "Помянутой Лефорт был человек забавной и роскошной или назвать дебошан французской. И непрестанно давал у себя в доме обеды, супе и балы... Тут же в доме начиналось  дебоширство, пьянство так великое, что невозможно описать, что по три дни запершись в том доме бывали пьяны, и что многим случалось оттого умирать". 
По мнению многих, именно под влиянием Лефорта государь окончательно отстал от русских обычаев и привык к шумным пирам и разгулу.
Франц Лефорт   и привел его  в истерию - заведение, совсем не похожее на русский кабак. Здесь по вечерам   мужчины выпивали свою  кружку пива и выкуривали трубку,  а в выходные  к ним присоединялись семьи.  Замужние женщины   рукодельничали,  молодежь танцевала.

Хозяин заведения - немец Иоганн  Монс  до переезда в Россию  занимался то ли винной торговлей, то ли игрой в карты, то ли бондарным делом.  Или был золотых дел мастером. При покровительстве Лефорта он стал поставщиком товаров для царской армии и вошел  в круг зажиточных  лиц слободы.
У них с  женой   было две дочери - Анна и Матрена и два сына - Виллим  и Филимон.

Петр познакомился с прехорошенькими неглупыми  девушками, одетыми по-европейски. Свободными в обращении. Смешливыми.  И ласковыми. Младшая Анна, его ровесница,  видимо,   была ласкова с Лефортом. 
Её портрета не сохранилось, сохранились лишь восторги иностранцев по поводу   необычайной прелести и редкостной красоты девушки. 
Пожалуй, для Петра  поважнее красоты были вкус, внешний лоск, искусные и свободные манеры общения с мужчинами. А позднее,  умелость  и изобретательность  в интимных отношениях. Прелесть и тонкость европейской любви.
Конечно, такого соперничества   смирная и застенчивая  жена никак не выдерживала. И хотя рождение сына Алексея вызвало радость отца, он все более отдалялся от семьи.
               
  Чувство Петра к Анне усиливалось постепенно.   В связях с другими женщинами  он себе не отказывал, но они заканчивались, а отношения с уверенной в себе и спокойной  дочерью Монсов  продолжались.   Своей намеренной сдержанностью она подогревала  молодую горячность  царственного любовника.
 
Конечно, Анна  была корыстолюбива. Да, ещё как! Тем более, что после  скоропостижной смерти отца  материальное положение семьи резко  ухудшилось - за долги пришлось отдать мельницу и лавку.
Несомненно, она использовала  государя в интересах друзей-иностранцев. Хотя Петр был уже опутан ими  по самое некуда. Русский царь  давно считал их образ жизни единственно правильным.  Не только  для себя.  Для   всей России.

В связи с этим Жан Жак Руссо позднее напишет: «Петр  обладал  талантами подражательными. У него не было подлинного  гения».               

При жизни  матери  связь  с иностранкой царь   особо не афишировал, но кончина  Натальи Кирилловны в 1694 году развязала ему руки и  еще больше отдалила  от семьи.
Да и занят «зело» был, поскольку  начал Азовские походы. Неудача первого  заставила спешно укреплять армию, ускорять строительство собственного флота.

Смерть царя Ивана сделала его наконец единодержавным правителем  «де - юре» и тоже прибавила дел.  А после взятия Азова государь  в составе великого посольства  на полтора      года    отправляется инкогнито  в западную Европу.
Вернувшись, не заезжая к жене и сыну,  сразу отправляется к  Анне, хотя во время отсутствия не написал ей ни строчки. Может быть, в пору той разлуки сочинил  строки, с которых начался   наш рассказ?  Или позднее?
На следующий день после приезда начались розыски по делам о стрелецком бунте и  резанье боярских бород. А через неделю,  3 сентября 1698 года, он сослал свою верную постылую  супругу Евдокию в Суздальский Покровский монастырь против её воли и вопреки  воле патриарха.
Евдокия стала последней русской женой русского царя. На все времена. Вплоть до гибели самодержавия в России.

    Духовенство тогда  жестко осуждало общение царя с иноземцами, приносившими в Россию ереси и «богопротивное» инакомыслие. Вызывало возмущение церкви и бритье бород, и отказ от традиционной одежды, и курение, и     разрешение      строить протестантские церкви.
В народе распространялись слухи, что царя подменили в Немецкой слободе, что на престоле «немец», «швед», «Лефортов сын». Среди раскольников множились разговоры о пришествии Антихриста, о проклятии, наложенном на весь русский народ.
Появился старец, говоривший: «Какой он нам, христианам, государь? Он не государь — латыш: поста никогда не имеет; он льстец, Антихрист, рожден от нечистой девицы, писано об нем именно в книге        Валаамских     чудотворцев, и что он головою запрометывает и ногою запинается, то его нечистый дух ломает, а стрельцов он переказнил за то, что они его еретичество знали… Прямого государя христианского, царя Иоанна Алексеевича, извел он же, льстец…»

продолжение - http://www.proza.ru/2015/04/18/415