Петр Великий и монсолюбие. 3

Людмила Лунина
ГЛАВА ТРЕТЬЯ.

Официальной причиной прерванного образования Петра называют   кровавые смуты в борьбе за трон между двумя семействами, вспыхнувшие  после смерти   Федора.
Прямых наследников он  не оставил,  и трон  по старшинству должен был перейти к    брату Ивану.  Однако  Нарышкины, получив поддержку части бояр и духовенства,     без созыва земского собора     царем  провозгласили младшего Петра.
Обойденные Милославские под руководством, невиданное дело - женщины -   властолюбивой царевны Софьи организуют стрелецкий мятеж.

15 мая 1682 года   стрельцы  врываются  в Кремль с  криками, будто  царевича Ивана задушили. Появление  на Красном крыльце  Петра и Ивана остановило их лишь на короткое время.  Подстрекаемые сторонниками  Софьи  бунтовщики   изрубили  не только двух братьев Натальи Кирилловны — Ивана, ведавшего Оружейной палатой, и Афанасия.
На их пиках погиб  возвращенный из ссылки Матвеев,  князья Михаил и Юрий Долгорукие, Андрей Ромодановский, Михаил Черкасский, Петр и Федор Салтыковы...
Оставшийся в живых отец царицы   был насильно пострижен в монахи и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.

           Чтобы утихомирить стрельцов, пришлось выполнить все их требования и   не только  посадить на трон обоих царей, но  и назначить правительницей  Софью.
Так началось  проклинаемое  обеими царскими семьями  соцарствие  Нарышкиных  и Милославских.   

От  пережитого во время мятежа ужаса   у Петра  на всю жизнь остались  нервные конвульсии, подергивание головы и лица. По ночам его теперь часто мучили  кошмары, он боялся   спать в одиночку, пугался высоких потолков, больших открытых помещений и тишины.
Вполне закономерно, что будущий российский император  с детства  люто возненавидел    кремлевскую обстановку, в которой росли и жили  старшие братья и сестры. 
Чудом спасшаяся  Наталья Кирилловна с детьми пуще глаза берегла  их, особенно Петрушу,   от всякой напасти, за что   получила в Москве прозвище «медведиха.» Какое уж тут царское ученье?
Разве могла она допустить к сыну   учителей -  монахов -  приверженцев и союзников Софьи?  Конечно, пришлось  отказаться    из-за   боязни за его жизнь.

А может быть, правы те, кто  утверждает, что  мать  решила  добиваться  трона для себя и намеренно оставила Петра неучем? Хотя есть   сведения, что  учителя  Зотов и  Нестеров какое-то время  преподавали  ему   литературу, грамматику, историю,  географию и арифметику.

Недоучившийся в юности Петр впоследствии  благоговел перед европейским образованием и академической наукой, постоянно   стремясь  к получению новых знаний. На своей печати он  вырезал: «Я — ученик и нуждаюсь в учителях».

На мой взгляд, интереснее всего третья точка зрения, по которой   вдовствующая царица  сознательно отвергла   церковное образование   и воспитание сына ввиду  его бесполезности. Тогда  ошибка, пожалуй, была роковой.
Конечно, несмотря на последующие резкие выпады против духовенства, Петр не стал атеистом. Но его власть не приобрела обычного для Московской Руси церковного характера. Он не осознал  главного долга государя  - всегда    подчинять  свою волю    интересам своей страны и своего народа, потому что не  приобрел   смиренного благочестия - мощной нравственной опоры, поддерживающей  самодержавие  отца и деда.
Сочетая знаменитое «Ндраву моему не препятствуй!» с абсолютной неограниченной властью,  Петр  будет вершить свою волю без оглядки на священное достоинство правителя и  на православную мораль. И это станет трагедией для него самого и России в целом.

продолжение -http://www.proza.ru/2015/04/18/400