На колхозном складе

Рой Рябинкин
Открытое письмо художнику Игорю Химичу.

Общее впечатление от твоей живописи - бездушный орнамент. Орнамент, как на деревенских рушниках с петухами. Ты можешь припомнить орнамент, выражающий чувство?

Орнамент холодный, холодны и твои картины, Игорь. Да, они эстетичны, иногда изысканы, но они бесчувственны. Они отстранены от души. Голое эстетство. Им не хватает эмоций, чувства, мысли.

Хотелось бы взглянуть на твои  ранние картины - может там больше чувства и зацепила бы какая-нибудь из них.

Сравни любую свою картину, а я их видел много в репродукциях, с полотном "На колхозном складе" И. Глазунова. Это удар в сердце! Я покаянно  встану на колени  перед этой картиной, доведись очутиться рядом!

Большую часть его картин я ненавижу, как ненавижу его самого, белогвардейца, монархиста проклятого! Рядом с ним цветы вянут, угасла и жена в петле.

Но я понимаю его, хоть большей частью не соглашаюсь с ним. Его картины написаны сердцем, Обозлённым, жаждущим реванша сердцем монархиста. Дымящийся яд каплет с его картин: он ненавидит не только красных вождей, но и советского мальчика, мечтающего о небе, он ненавидит СССР и всех советских людей, только потому, что мы советские...

Белогвардейская мразь!  Но иногда, как "На колхозном складе", наши сердца останавливаются вместе, потому что мы с ним русские, хоть и разделённые гражданской войной.

У меня есть собственное определение степени гениальности произведения: его привязка ко времени. Твои полотна вневременные. Их мог написать орнаменталист в любом веке - почти все твои картины, которые я видел.

А  упомянутую картину Глазунова не привяжешь к другой дате, кроме той, которая  пронзает сердце молнией.

Я сам, в роги мать, в студенчестве занимался физкультурой в бывшем храме, переделанном под спортзал! Может  потому и хвораю всю жизнь, конь педальный, чтобы не забывал этот святотатственный факт собственной биографии.


В качестве иллюстрации репродукция картины "На колхозном складе" И. Глазунова