IV-1-16. Том 1. От истоков до монгольского нашеств

Екатерина Истоомина 2
                Государство, в котором мы с вами живем, зародилось во второй половине IX в. и место его рождения – новгородская земля. Восточная половина европейского континента, которой суждено было стать изначальной территорией российского государства, постепенно заселялась людьми от юга к северу, вслед за отступлением великого скандинавско-финляндского ледника. От Атлантики до Тихого  океана тянулся Великий Лес.  Южнее – Великая Степь (она же Дикое Поле).

                Первый описатель земель нашей родины греческий историк Геродот писал в V в.: «В Скифии нет ничего удивительного, кроме рек, ее орошающих, они велики и многочисленны». На этом каркасе рек и возникла страна русославян. Четыре водных бассейна составляли ее территорию: к Балтийскому морю – западнодвинский и ильменский озерно-речной;  к Черному морю и Каспию – днепровский и каспийский.
 
                Коренным народом Великого Леса являются ФИННО-УГОРСКИЕ племена, ветвь уральской - смешанной европеоидно-монголоидной - расы. Они населяли огромные пространства на севере Европы и Азии. Вторая волна финно-угров заселила равнинную территорию восточной Руси, а венгры проникли в центр Европы. В генетическом коде великорусского этноса финская составляющая не менее сильна, чем славянская.

                По Великой Степи, как по широкому коридору, сменяя друг друга, через уральско-каспийские «ворота» в Европу из Ирана или Китая, вторгались КОЧЕВЫЕ народы. Каждая последующая волна миграции обычно погребала под собой предыдущую. На восточноевропейской  равнине появлялись последовательно:  киммерийцы, скифы, сарматы, аланы, готы, гунны, авары, булгары, угры, хазары, печенеги, половцы, монголы.
            
                И только РУСОСЛАВЯНЕ построили долговечное государство, на время поглощенное Чингизидами, но все-таки уцелевшее и оказавшееся жизнеспособным.

                СКИФЫ, вытеснив легендарных КИММЕРИЙЦЕВ, овладели Северным Причерноморьем. Это был народ иранского происхождения. Скифы отлично владели воинским искусством. Нанесли поражение персидскому царю Дарию Первому и 300 лет жили в покое и силе.
 
                Во II в. нагрянули дикие САРМАТЫ, арийский народ, проживавший в пустынях и степях к востоку и югу от Каспия. Они растворили в себе скифов и расселились на территориях современной Молдавии, Румынии и Венгрии; в восточногерманских пределах; между Днепром и Доном. В России от них остались названия рек  Дон, Днепр, Днестр и осетинский народ (Алания), бежавший в III в. от германского племени готов в горы Кавказа.

                В  IV в. на огромном пространстве от Балтики до Черноморья ОСТГОТЫ создали королевство Германариха и  приняли христианство. Но на подвластные славянские племена  они не успели оказать своего влияния, так как Дикое Поле около 370 г. исторгло монгольское племя ГУННОВ. Остготское королевство было уничтожено, уцелевшие готы убежали на запад. Гунны разместились в богатых травой полях между Волгой и Дунаем, вызывая трепет в окружающих народах своей свирепостью и жестокостью.  В V в. их вождь Атилла устремился в западную Европу, но после его смерти, держава распалась на враждующие орды и таборы. Волжские булгары – один из осколков гуннской миграции.

                Во второй половине шестого столетия со стороны Каспия приблизилась очередная орда – АВАРСКАЯ. Русские летописи упоминают авар как первых угнетателей славян, называя их о б р а м и. Они явились тоже из монгольских степей, по пути разбухая за счет покоренных тюркских племен. Авары покорили земли к северу от Черного моря, а затем бассейн Дуная и Венгерскую равнину, в течение двух веков докучая соседним народам и Византии.  ДУЛЕБЫ, восточные славяне, жившие в западной Волыни, оказались во власти аварских ханов, но все-таки сумели перебраться на восток, где вскоре возникнет ЛРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. Около 803 г. франки Карла Великого и дунайские болгары истребили Аварский каганат.

                СЛАВЯНСКИЕ народы пришли из Азии, но откуда именно и в особенности когда – истории неизвестно. Все, что касается славянских корней и доисторической миграции, очень туманно и недостоверно.  С определенной уверенностью можно сказать, что предки славян примерно во II в. христианской веры вышли из ДАКИЙСКОГО царства, во времена походов  императора Траяна.

                (Е.И.: Не могу с этим согласиться: Божественная история
                человечества, записанная в Библии, - ясная и достоверная.
                http://www.proza.ru/2012/06/09/857 и
                http://www.proza.ru/2014/12/12/392).

                Славянские племена двигались и селились вдоль рек. Византийские, арабские, хазарские, западноевропейские купцы везли по великому панъевропейскому торговому пути, огибающему весь европейский континент, разнообразные товары. К этому товарообороту вплотную были подключены скандинавы-варяги. Славянские города первоначально появлялись вдоль «пути из варяг в греки»: Киев, Изборск, Полоцк, Смоленск, Любеч, Чернигов, Новгород.

                К середине IX в. норманны составляли значительную часть населения этих естественно возникших торгово-административных центров. Тесные связи между варягами и местными жителями установились по всей протяженности великого речного тракта: нанимать для охраны недорогую скандинавскую дружину было выгоднее и проще, чем содержать свою. Да и норманны-варяги охотно оставались жить среди славян и через два-три поколения забывали свой язык.
 
                Славянским и финским племенам Новгородчины не было необходимости призывать из-за моря варягов на княжение: те всегда были рядом. Городок Старая Ладога, где сначала обосновался Рюрик, вероятно, был основан выходцами из Скандинавии. Считается, что Рюрик умер в 873 году, став родоначальником династии, правившей до конца XVI века.

                В то время, когда русославяне стали заселять восточноевропейскую равнину, со стороны Каспия в приволжские и причерноморские степи прибыл большой кочевой народ ХАЗАРЫ. Укрепившись в низовьях Волги, они быстро поняли, что участие в торговом промысле прибыльнее грабительских набегов. Всю зиму они проводили в городах. Верховный владыка Хазарского каганата принял иудаизм, ставший религией царского двора и аристократии. Власть хазар для булгар и славянских племен – ПОЛЯН, СЕВЕРЯН, ВЯТИЧЕЙ и РАДИМИЧЕЙ была необременительной. Славяне охотно нанимались служить в регулярное войско кагана.

                Пока каганат был крепок, у русославян не было необходимости в собственном государстве. Однако во второй половине IX в. из Азии нахлынула новая волна миграции: орда ПЕЧЕНЕГОВ стала угрожать торговле на «пути из варяг в греки». Русославянам нужно было начинать самим защищать себя от печенежского ига.
               
                Внешнеполитические обстоятельства требовали объединения славянских племен и централизации. На западе уже существовали славянские государства  - болгарское и чешское, возникало - польское. Постепенно  и у восточных славян прежний родовой уклад был разрушен, возникла необходимость сосредоточиваться вокруг торговых городов. А наемные варяжские дружины, не привязанные к определенному месту проживания, всегда готовы  к службе. Они же нанесли первые удары по печенегам, блокировавшим днепровские пороги, и установили торговую связь русославян с Царьградом.

                В 880 г. князь Олег Вещий объединил Новгород и Киев, принадлежащий полянам,  самому крупному и развитому племени на Днепре. С этого времени начинается история: Киевской Руси. Олег взял под контроль становой хребет новой страны: балтийско-черноморскую водную трассу. Требовалось привести неспокойное племя ДРЕВЛЯН к повиновению; северяне и радимичи были совсем не против оказаться под рукой Киева. Дань Киеву выплачивалась в форме «полюдья».

                Вятичи упорно сопротивлялись зависимости от Киева. Но внимание Олега было сосредоточено на юго-западе. Нашествие угров/мадьяр, которых из нижнего Приднепровья вытеснили печенеги, ослабило славянские племена ХОРВАТОВ, ТИВЕРЦЕВ (междуречье Днестра,Прута и Дуняя, Молдавия и Украина) и ДУЛЕБОВ (Волынь). Олег не упустил возможности присоединить их к своей державе.

                В 907 г. Олег организовал военный поход на Византию, чтобы принудить её к равноправным отношениям с Киевским княжеством. Первый русско-греческий торговый договор был заключен  911 г. на очень выгодных для Киева условиях. В киевской делегации из 14 человек 12 были варягами и только двое – славянами. Олег в договоре именуется «великим князем русским». Олег создал экономическую базу государства, основанную на торговле и сборе дани. Хронология в летописи становится точной со времен Олега: он умирает следующей осенью после явления «кометы Галлея», то есть в 913 г., через 40 лет правления. Он был основательным человеком и умел одерживать победы без лишнего кровопролития.

                (Е.И.: Историю князя ИГОРЯ и княгини Ольги - или двух
                Ольг? – стоит полностью прочесть в книге Бориса Акунина).

                ОЛЬГА, которая в 944 году подписала русско-византийский договор, происходила из варяжского рода и первой из русских правителей приняла христианство. Коренным образом княгиня Ольга изменила систему сбора налогов: через «тиунов», представителей центральной власти на местах, в «погостах». Годы ее единоличного правления, с 945-го до начала 960-х, это период мира и спокойствия, сила Руси выросла.  Ольга умерла в 969 г.
 
                Правление ее сына СВЯТОСЛАВ, короткое и бурное, обозначено победой над хазарами, присоединением Тьмутараканского княжества  и вятичей к Киевскому княжеству. В 968 г. Святослав, избравший политику внешней экспансии и создания империи, вторгся в Болгарию и захватил стратегически важный город Переяславец. Но нашествие печенегов и русского государства, сделанный Борисом Акуниным).
смерть матери заставили его временно уехать в Киев. Он не хотел заниматься обустройством русских земель и разделил их между сыновьями:  Киев  – Ярополку,  древлянские земли  –  Олегу,  а новгородские  –  Владимиру.  Сам он вернулся в Болгарию, ввязался в войну с Византией, потерпел неудачу и, по возвращении в Киев, в 972 г. был убит печенегами на днепровских порогах.

                (Е.И.: Далее не вижу смысла излагать фактологическое
                содержание книги Акунина, потому что придется буквально
                копировать целые страницы: нельзя утратить, на мой взгляд, ни
                одной строки текста. Это чтение захватывающее, открывается
                многое из далекой истории Руси, что ранее не было доступно
                простому человеку. Поэтому буду фиксировать только самое
                актуальное для меня: анализ роли князей Рюриковичей в
                становлении древнерусского государства).
               
                В неизбежной борьбе за киевский «стол»  победу одержал ВЛАДИМИР, Креститель Руси. При Владимире (он умер в 1015 г.) раннерусское государство вошло в период наивысшего своего расцвета, но он не успел установить твердый порядок престолонаследия, который обеспечивал бы бесконфликтную передачу власти.  ЯРОСЛАВ, получивший от отца Новгород, 20 лет жестко боролся  за великокняжескую власть в Киеве. Самым важным вкладом Ярослава в эволюцию государственности, безусловно, был первый свод законов – так называемая «Правда Ярослава», развернутая потомками  князя в целый юридический кодекс, «Русскую правду».

                Ярослав умер в 1054 г., оставив сыновьям Русь главной державой всего северо-западного сегмента Европы. Но его порядок наследования государства «всем родом» - когда старший сын не являлся полновластным правителем, а только первым среди равных - привел к падению статуса страны. Созданная им система худо-бедно просуществовала полтора десятка лет, и при первом же испытании: нашествии половцев  –  развалилась. Обеспечить прочность государства Ярославу не удалось. 

                Впрочем, это вряд ли вообще было возможно. Все раннефеодальные королевства и царства после периода первичной централизации были обречены пережить длительный период феодальной раздробленности, и Русь не стала исключением. «Мы – киевляне», «мы – новгородцы», но не «мы – русские». Понятие нации еще не сформировалось. Верховная власть Киева была скорее обременительна, нежели выгодна – и для жителей княжеств и для удельного правителя. Две трети собираемой дани он должен был отсылать великому князю.

                В конце IX столетия Вещий Олег объединил Русь. Киевское княжество просуществовало в режиме единовластия меньше двух веков, с перерывом на междоусобицы, происходившие при смене правителей. После смерти Ярослава Мудрого страна начала распадаться на небольшие княжества, плохо ладившие друг с другом. Золотой век Киева закончился. Через век после Ярослава страна состояла из полутора десятков княжеств, а в 14 веке, в низшей точке раздробленности  –  примерно из двухсот пятидесяти. И все это время, до монгольского нашествия, продолжалась распря между удельными князьями.

                Россия здесь следовала универсальной логике общественно-политической эволюции. Когда административное объединение той или иной страны начинало препятствовать развитию областей, там усиливались центробежные тенденции. Политической случайностью для Руси явилось то, что в ней трижды появлялись феноменально одаренные и удачливые вожди:  ВЛАДИМИР МОНОМАХ (1053-1125),  АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ (1111-1174),  ВСЕВОЛОД Большое Гнездо (1154-1212), которым удавалось на время остановить и даже повернуть вспять развал государства, но после смерти этих лидеров, держава опять рассыпАлась.

                Киев поднялся и укрепил свое первенство благодаря европейско-византийскому транзиту, а затем и собственной торговле с Византийской империей. Однако значение этих экономических связей все больше обесценивалось. С конца 11 в. Константинополь переориентировался на иного посредника – Венецию, и основной экспортно-импортный обмен с Западом переместился на другую ось.

                В то же время на Руси возникли новые маршруты, не проходившие через Киев: западные княжества напрямую торговали с Балтией и Европой; северные – по Волге – с Булгарией и Востоком. Кроме того развивался внутренний товарооборот между русскими регионами, опять-таки не нуждающимися в участии Киева. Между тем на севере созревала главная угроза первенству Киева: там  прочно обосновалась ростово-суздальская ветвь Мономашичей, потомков Владимира Мономаха.

                В 1169 г. на Киев пошел с севера суздальский князь Андрей Боголюбский, и впервые в истории Киев был взят мечом. А столица перенесена во Владимир-на-Клязьме. Страна вскоре раскололась на две половины, каждой из которых было суждено развиваться по собственному пути. В XV столетии преемницей державы Владимира Святого и Ярослава Мудрого станет Северная Русь. Южные и западные княжества Киевской Руси войдут в состав могучей Литвы, чьи владения раскинутся от Балтийского моря до Черного.

                Государство, которое именуется сегодня Российской Федерацией, зародилось в Новгороде, окрепло в Киеве, однако является прямым наследником не новгородской вечевой республики и не киевской монархии, а северо-восточного княжества. Этот глухой медвежий угол был заселен не славянами, а финно-уграми. На протяжении  IX-XI веков коренные племена меря, мурома и весь постепенно вытеснялись или поглощались ильменскими словенами, кривичами и вятичами. При Всеволоде Большое Гнездо (1176-1212 гг.) государство именовалось ВЕЛИКИМ КНЯЖЕСТВОМ ВЛАДИМИРСКИМ. Вскоре после кончины Всеволода его государство раскололось на несколько удельных княжеств.

                Новгородская республика продолжала существовать в автономном, но полунезависимом состоянии,  потому что все-таки нуждалась в хлебе, поставкой которого распоряжался Великий князь. К 1237 году территория Господина Великого Новгорода составляла половину всех русских земель, достигая Северного ледовитого океана и Уральских гор. И в период монгольского владычества, когда основная часть страны попала по власть Золотой Орды, Новгородчина в культурном, политическом, да и этническом смысле оставалась единственным очагом беспримесной «русскости». Жители бывших новгородских владений и поныне  слывут эталоном великорусского генетического типа – если считать таковым смешение восточнославянского, финно-угорского и варяжского элементов.

                К XIII веку страны как таковой уже не существовало: всякое княжество развивалось своим путем. Но люди, жившие в этих небольших государствах, говорили на одном языке, обладали общей культурой и ощущали себя если не единым народом (такого понятия в средние века еще не было), то единым этносом.
Изначальная  Русь, история которой обрывается с монгольским нашествием, это один из двух родителей российского государства. Вторым была Орда, брак продолжался около трех веков.

                МОСКОВСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО, которое возникнет в период «жизни в Азии», будет государством-метисом иного цивилизационного типа: не европейского, а евроазиатского. Европейская политическая система делала (и делает) упор на  права и свободы личности: «интересы индивидуума  важнее интересов социума». Азиатская же – на приоритет интересов общества и государства. Главным «азиатским» наследием для России стала сакрализация государственной власти как гаранта стабильности и проистекающее отсюда ограничение личных свобод граждан. Но этот примат «государственности» не раз помогал России пережить тягчайшие потрясения. Живучесть, жертвенность,  способность к сплоченности в минуты испытаний, огромный ресурс прочности – все это не европейское, это азиатское. 

                Правда, из-за двойственной евро-азиатской конструкции Россию на протяжении ее истории много раз швыряло из одной крайности в другую. Современная Россия – плод брачного союза между Западом и Востоком, заключенного отнюдь не по любви. Это уже потом как-то стерпелось-слюбилось. Впрочем, в истории – по любви, кажется, и не бывает. Но без «азиатского» компонента Россия не была бы той культурно и духовно многоцветной страной, какой она сегодня является.