О смирении

Мила Садко
 Раньше я считала, что смиренные люди – ущербные. Бывают смиренными овцы, когда их режут. Коровам во время дойки хозяйки говорят: «Стой смирно, не брыкайся». Солдат приказами ставят по стойке «смирно». Даже это мне казалось унизительным. Раб, послушник, униженный, оскорблённый… Так я представляла себе смирение. Но это было раньше.  Теперь мировоззрение моё изменилось.
  Значение этого слова можно посмотреть по словарям. В словаре синонимов я нашла несколько похожих слов, близких по значению к слову «смирение». Это «безответность, безропотность, кротость, обуздание, повиновение, подчинение, покорность». Только истинный смысл этого слова как бы перечёркивает все негативные оттенки этих понятий.
  В Википедии читаем: «Смирение – моральное качество, характеризующее скромность духа, отсутствие гордыни, кротость». Несомненно, легче общаться с тихими людьми, которые не оскорбят, не набросятся от избытка чувств. Только ведь и кротость бывает видимая, где признаки скромности лишь внешние. Про таких людей, обычно, говорят: «В тихом омуте черти водятся». У них нет стыда, и порою совсем не видно гордыни (или гордости), но лучше бы она была… Прелюбодеяние, к примеру, для таких – обычное дело.
  Есть ещё значение слова «смирение»: евангельская добродетель, водворяющаяся в человеке действием Божественной благодати». Возможно, не всем понятно, о чём идёт речь, хотя, уверена, что про благодать слышали все.  Пока человек живёт, не зная о Боге, он как и все, пользуется Божьей любовью, только не осознаёт этого. Поэтому его крылья веры не развиты, спят, так же, как спит в его душе его дух. Поэтому глаза души не в состоянии быть открытыми и душа не может видеть мир с позиции Божественной Сущности. Такой человек находится в неведении, как наивный неопытный ребёнок. Слово Бога способно пробудить его спящий дух, и тогда у человека появляется возможность принять благодать, т.е. переродиться.
  Духовное перерождение испытали многие последователи Иисуса Христа, в том числе и современные. В Библии говорится о заново родившихся, - тех, кто признал Бога своим Отцом. После уверования в Спасителя, в человеке появляется жизнь, дающая власть преодолеть все греховные побуждения и помышления сердца, плоти, -- стать выше их. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее всё прошло, теперь всё новое» (2 Послание коринфянам, 5:17).
  Внутреннее возрождение – исходное очищение, совершается Духом Святым. Человек открывает своё сердце для Бога, принял Духа, захотел довериться Ему, подчиниться Ему, измениться в лучшую сторону. Позже верующие постепенно очищаются от плохих привычек, от всего злого и ненужного, что мешает жить чисто и достойно. В 1 Послании Иоанна, 5:4сказано: «Всякий, рождённый от Бога (свыше), побеждает мир», т.е., (1  послание Иоанна, 3:9) «…не делает грехов». Если он и совершает плохие поступки вольно или невольно, Дух его обличает, и повторять уже подобные, обычно, нет желания. Верному сердцу хочется верить Отцу, слушаться, проявлять смирение перед Ним. Святой Иоанн Златоуст сказал так: «Господь всё перенёс, чтобы ты наилучшим образом научился смиренномудрию».
  Смирение – это когда «Я хочу» заменяется на «Как Ты хочешь». Пока человек не знает Бога, он чувствует себя центром Вселенной, этаким «пупом земли». Зрячая душа знает своё положение перед Творцом. Она уступает свой трон Великому Царю, а сама с благодарностью и благоговеньем устраивается у Его ног, как малое любящее дитя, готовое постоянно слушать родной голос. Иисус, осуществляя земной путь в теле человека, знал своё место. Он также  знал, что ему для выполнения великой миссии потребуется масса мужества, и в особо тяжкие минуты подкреплялся общением-молитвой с Отцом. 
  В последние дни душа Его особенно сильно скорбела от приближающихся страданий. Он должен был перенести страшные муки, да ещё подвергался нападкам сатаны, терзающем Его дух. В Гефсиманском саду Он в уединении молился с выступившем кровавым потом на челе: «Отче, о если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет!» В христианском песеннике есть песня, отражающая этот момент:
Боже мой, Боже Мой, для чего Ты Меня здесь оставил?
Как горька и ужасна Мне скорбная чаша сия.
Но коль хочешь, чтоб имя Твоё на земле Я прославил,
Я иду, надо мною пусть воля пребудет Твоя…
  Воля Бога заключалась в том, что Он не захотел погубить Своё самое лучшее творение – человека. А ведь когда-то давно человек не захотел проявить смирение перед своим Творцом, не захотел повиноваться, слушаться Отца. Этим он отдалился, стал приземлённым, грешным. Поняв оплошность, осознав незавидную роль сирот, отдельные личности всё же тянулись к Небесам.
  Но большая часть человечества так и шла своим опасным путём. Люди не прошли испытания на соблазны, искушения, руководствуясь зовом плоти. Они удалялись от святости и благости, как попавшие в водоворот, направляемые силами зла в воронку погибели. Так дети, не слушающиеся родителей, попадают в беду.
  Бог нашёл выход спасения; послал на помощь Свой Видимый Образ – часть Себя, заключённого в человеке. Так на земле появился Спаситель.  Он должен был рассказать людям истину о вечности.  Иисус выполнил Свою миссию --  указал верный путь спасения. Но только вот далеко не все хотят шагать по истинному прямому пути. Многие индивидуумы не верят в Него, продолжая походить на неблагодарных недальновидных животных, что подрывают корни дуба, как описано в басне И. Крылова. Они не ведают, что творят, вредят себе и своим потомкам.
  Некоторые люди напрямую заявляют, что не верят в Бога, а ведь они недовольны жизнью, постоянно ноют, жалуются другим, раздражаются по всяким мелочам. Они становятся склочными и неприятными в общении. И как же им помочь? Есть одна западноафриканская поговорка: «Бог ничего не даёт тем, кто скрещивает руки». Если человеку трудно, он должен протянуть руку за помощью. Но для этого необходимо смирение. Анна Лукс написала такое стихотворение о смирении:
Какое это чудо – быть смиренным,
Когда своё величье развенчав,
Склонить колени пред Творцом Вселенной,
Пред Тем, кто неизменно величав.
Смиренье Божье сердцем принимая,
Своей гордыни устыдиться так,
Что разом мудрость умерла земная,
Навек дав место мудрости Христа.
Какая это милость – быть смиренным…
С терпеньем благодарным ожидать
Господнего живого откровенья,
Чтоб правильно идти, а не блуждать.
  А вот что говорят о смирении известные миру люди. Джин М. Темплтон: «Смирение открывает путь к прогрессу», Абрахам ибн Эзра: «Мудрость рождает смирение», Раввин из Брацлава Нахман: «Всегда будь смиренен, но не склоняй головы, ибо это показное смирение. Истинное смирение находится внутри и рождается из мудрости», Джон М. Темплтон: «Чем больше мы узнаём о Вселенной, тем более смиренными нам следует быть», Джон Маклой: «Смирение ведёт к силе, а не к слабости», Алекс Карел: «Подумайте вот о чём: большинство по-настоящему великих людей смиренны», Тайрон Эдвардс: «Подлинное смирение – это не приниженность, самобичевание или презрение к самому себе, это лишь верная оценка того, какими нас видит Бог».
  Лев Болеславский сказал примерно об этом же в своём стихотворении:
Мы засорили слух и зренье,
Не ведаем, что творим.
О дай нам, Господи, смиренье
Пред миром явленным Твоим.
Смирение не от бессилья
Иль страха, полночи темней,
А чтоб в себе его носили,
Как отблеск мудрости Твоей.
Смиренье дай, а, значит, силу,
Чтоб истину, что скрыта в нас,
Душа спокойно сохранила,
Не споря и не суетясь.
Даруй нам, Боже, просветленье.
Сотри, о Господи, скорей
Все наши страхи и сомненья
Любовью вечною своей!
  Наши души должны принимать родной отцовский Свет. Чтобы это произошло, мы должны, как доверчивые восторженные дети под летним тёплым дождиком, подставить свои ладошки под эту чудную живую пульсирующую энергию, что зовётся Святым Духом.

 На фото: я на природе, 2017 г.