Искусство красиво жить

Эдуард Князевский
 "Японцы не только прекрасные художники - они превратили всю жизнь человека в искусство" Рабиндранат Тагор
 Нищее детство в окружении почти голых стен, полуслепой собаки и двух женщин - мамы и бабушки (каждая в своём  молчаливом мире). Из мебели: пару стульев; стол с "пролетарской"  скатертью из довоенного местами протёртого, местами сгнившего красного бархата ( соседка подарила); тумбы из ДСП и пластика; кровать, на которой ютилась я с мамой  а между нами маленькая собачка; раскладушка с постоянно болеющей бабушкой и картонные коробки с моими рисунками, поделками, несколькими игрушками; торшер с тоскливым "светом уходящего солнца облепленного гигантскими мухами", если таковое зрелище  можно было бы представить на самом деле. В двухкомнатной малометражной квартирке нам принадлежит только одна комната, другая закрыта и на дверях висит  амбарный замок, который раз в месяц открывается приходящим к нам домой папой. Мне всегда было интересно, что там в этой загадочной маленькой комнате и почему папа так боится нас, что вешает на маленькую белую дверь такой огромный черный замок. Я ложилась на пол и через щель рассматривала чужие мне предметы, иногда  просовывая палец на кончике которого находилась я сама. Нищета обрушилась на нас не одна, с ней в компании были Пожар и Разлука. За год до переезда в новостройки на окраине города, наш старинный дом в сердце Киева на Подоле сгорел, а с ним всё, что принадлежало веками нашей семье. Сгорели книги, картины, мебель,  энтомологическая коллекция собранная Михаилом Афанасьевичем Булгаковым ( дальним родственником моего деда), фотографии и архив с бумагами и документами, скрипка и рояль Ed. Seiler - гордость нашей семьи, привезённые маминой тёткой Еленой из Швейцарии  в начале ХХ века. Через год после того, как унылые , похожие на  тюремные камеры комнаты приняли нас не пытаясь даже согреть, папа бросил нас, а за собой он оставил одну из комнат. Когда мамы не было, он привозил  на несколько часов каких то женщин и что-то охало, пыхтело в его комнате, а я не понимала всего и очень переживала.
 Училась я хорошо, но частые болезни и травмы подрисовывали в моём дневнике тройки. Они были одинокие и какие-то уж маленькие. Казалось, что учителя просто стеснялись их писать. Мама переживала, но меня не ругала. У нас не принято было ругать и ругаться. Своими переживаниями она делилась с папой, которого совершенно не интересовала моя и её жизнь, а тем более стеснительно подрисованные тройки в моём дневнике. Только один раз он отреагировал на просьбу мамы поговорить серьёзно со мной. Меня поставили на кухне к стенке и загробным тоном папа мне объявил о том, что если он увидит ещё одну тройку , то он мне так даст, что я умоюсь кровавой юшкой. Детское воображение очень впечатлительного и замкнутого ребёнка ярко представило кровавую юшку в тазике и умывание этой юшкой. В тот же день уходя, папа зловеще пророчил маме о том, что он будет богатым, а мы сдохнем в нищете. В тот же день он оставил нам свою комнату и забрал с собой чёрный амбарный замок. Много лет он  не появлялся в нашем доме. С того  же самого дня, все деньги на мороженное и школьные завтраки, на проезд в художественную и балетную  школу я собирала в одну из картонных коробок, чтобы потом покупать книги, посуду. Подростком я  из поездок привозила антиквариат и редкие книги. Первые заработанные деньги я потратила на мебель в кредит и мечтала о том, как папа с удивлением будет пить чай из японского фарфора, сидя в глубоком мягком диване. Я мечтала, как приглашу его к нам и покажу свои картины, как он будет восхищаться и гордится мною, как наконец он обнимет и поцелует меня...
 Прошло много много лет. Из нищеты я выбралась. Моё состояние позволяло мне путешествовать и творить, лечить себя от бесплодия вкладывая тысячи и лечить годами  сына тоже вкладывая тысячи. Бесконечные операции по спасению жизни и здоровья пожирали и пожирали деньги, но страсть к красивым и редким вещам, антиквариату,нумизматике и картинам заставляли меня работать днём и ночью. Потом я рассталась с мужем и потеряла друзей, работу, деньги. Нищета вернулась с Болезнью и Предательством.
 Я шла по улице рядом с интересным и удивительным мужчиной, читала ему хокку  Басё и Оно-но Комати. Я  влюбилась и это было так просто и искренне. Я хотела подарить ему весь Мир и всё, что у меня есть. Я - нищая, но совершенно отказывающаяся принимать своё нынешнее состояние по старой привычке делала подарки за последние деньги и радовалась его улыбке. Вечером я брала  маленькую тележку и с сыном шла на задний двор продуктового магазина и вместе с бомжами рылась в просроченных продуктах, неаккуратно  с презрением к нищете сваленных, но дающих надежду на ещё несколько прожитых дней. Я не могла покупать еду. У меня было два любимых мужчины, одного я хотела просто любить, а второго спасти  от смерти. Страшный диагноз опухоль мозга требовал денег и требовал только у меня одной... Ни муж, ни мой отец, ни любимый мужчина мне не помогли. И тогда мне пришлось расстаться с любимыми вещами. Если у меня не будет сына, вещи мне не нужны.
 Новый 2013 год мы встречали с сыном на перроне метро с двумя шоколадными  батончиками и глинтвейном в термосе. Сын очень хотел встретить Новый год на Андреевском спуске, но мы не успели доехать. Сильная головная боль подкашивала его ноги и он всем своим огромным телом падал на меня. Я боялась плакать, чтобы не расстраивать его. Я знала, что он поправится, что я опять выкарабкаюсь из нищеты, опять буду любить, опять верну свои картины и книги, буду путешествовать и красиво жить.
 Красиво жить – это искусство, доступное не каждому.
И дело здесь не только в деньгах. Можно красиво вести бизнес, уметь разбираться в вине и изысканной кухне, стильно одеваться и поражать окружающих дизайном своего интерьера, шикарной машиной. Но очень важно уметь красиво отдыхать, а также уметь удивлять окружающих чем-нибудь исключительным и запоминающимся на всю жизнь. Делать красивые поступки.  Уметь устраивать праздник жизни.