Верона - замок Кастельвеккио и мост Скалигеров

Борис Готман
   Boris S. Gotman, Ph.D

   Эти строки пишу в преддверии 70-летия освобождения прекрасной Вероны от гитлеровских захватчиков:  к  28 апреля 1945 года итальянские повстанцы выбили нацистов из Турина, Вероны, Падуи и Венеции.

  С этими событиями непосредственно связана и новейшая история знаменитого замка  Castelvecchio  (Кастельвеккио)  и не менее знаменитого  Ponte Scaligero – моста Скалигеров, соединяющего замок с левым берегом реки Адидже, которые читатель видит на верхнем снимке.
 
  Должен извиниться за качество снимка  - фотографировать мне пришлось с другого моста  Ponte della Vittoria  под сильным дождём. О том, что в этот день шёл сильный дождь, мы ещё вспомним в конце этого небольшого репортажа.
 
  Как эти сооружения выглядят сверху видно на рисунке, который я поместил под верхним снимком справа.

  Замок  и мост построены  в  XIV веке ("сданы" примерно в 1355 году, но ещё много лет после этого достраивались) одним из великих итальянских архитекторов Гульельмо Бевилака.
 
  Строительство велось по указанию тогдашнего правителя-тирана   Кангранде II дела Скала из династии Скалигеров.

  А почему они Скалигеры  написано в моём репортаже о знаменитом Ла-Скала.

  Как и всякий нормальный тиран,  он был озабочен тем, как в случае необходимости быстро удрать от большой народной любви к нему.

  Именно потому и получил архитектор, как теперь говорят,  "пакетную сделку" замок – крепость - мост, причём мост тоже был крепостью с зубчатыми стенами около трёх с половиной метров высоты – надёжный путь для возможного бегства народного любимца в сторону Альп.

  Между прочим, этот 120-ти метровый мост много веков был чемпионом - самая большая его арка имеет в длину около 50-ти(!!!) метров!
 
  По преданию,  первым был готов воспользоваться диковинным мостом для бегства сам его создатель Гульельмо Бевилака.
 
  На тожественную церемонию сдачи-приёмки комплекса, в ходе  которой тиран  должен был наградить архитектора  саблей имени какого-то, забыл, к сожалению, святого,  зодчий  прибыл верхом на коне в полном походном снаряжении.
 
  На случай, если у правителя появятся замечания к проекту, несовместимые с жизнью его автора.

  Но всё прошло благополучно.

  Так что и у тирании есть отдельные положительные стороны …  для потомков.

  Хотя их,  потомков, большая часть,  выросшая  в разлагающей атмосфере западной демократии,  не в состоянии понять, зачем возвели такой огромный мост-крепость на противоположный от города пустынный берег, который ещё много веков после стройки оставался диким и незаселённым.

  Поэтому и ходят по интернету выдумки разных либералов о том, что мост, мол, в средние века был единственным подходом к замку.
 
  Кстати о выдумках в интернете. Наблюдательный читатель уже обратил внимание на то, что зубцы  (в фортификации и архитектуре - мерлоны, от лат. merula зубцы на стенах, брустверах и т.п.) на стенах и башнях напоминают букву "М".

  Вообще, зубцы  на стенах замков можно назвать зубцами истории: прямоугольные строили сторонники верховной папской власти – гвельфы, а зубцы в виде  буквы "М" или как их называют в технике и архитектуре  - в форме "ласточкина хвоста" – сторонники власти Германского императора, гибеллины.

  Считается, что прямоугольная форма зубьев напоминает папский головной убор.

  А раздвоенные зубья гибеллинов олицетворяют расправляющего крылья германского державного орла.

  Так вот, в интернете во многих статьях о "нашем" замке с  мостом , в том числе и в тех статьях, авторы которых выдают себя за итальянских гидов,  написано с точностью до наоборот!

  Понятно, что в условиях кризиса это не самые животрепещущие  сведения. Однако в надежде на лучшее хочу привести моё мнемоническое правило для надёжного запоминания,  что зубцы в виде  буквы "М" или "ласточкина хвоста" являются принадлежностью  гибеллинов.

  Совсем просто: "гибеллин – гиБЕЛлин – БЕЛокаменаая – Москва - Кремль"!

  Ведь на  стены Московского Кремля именно со стен этого веронского Кастельвеккио и миланского замка  Сфорца (итал. Castello Sforzesco)   "перелетели" зубцы германского орла, дав величественному сооружению и его современное название (от "кремальер" - "зубчатая рейка").

  Потому что в качестве образцов  для строительства  "нашего всего" как раз были взяты стены и башни этих замков в Вероне и Милане…

  Мост Скалигеров простоял почти шесть веков, пока семьдесят лет назад не был взорван отступающими нацистскими войсками.  Их не остановили даже родные германские орлы-зубцы старинного сооружения...

  Помню свои ранние детские воспоминания о том,  как убирали развалины киевских  домов – сначала танками и бульдозерами, потом вручную. Пленные немецкие солдаты разбирали на кирпичи старую кладку и восстанавливали отдельные здания...

  Наверно, так же было и в Италии.

  Обломки взорванного Моста Скалигеров были подняты со дна Адидже и бережно уложены на свои места – внизу белый мрамор, вверху  красный кирпич.

  Кангранде II дела Скала бежать не пришлось, он покоится в фамильном захоронении в старинном центре Вероны. Фрагменты герцогских усыпальниц с так называемыми арками Скалигеров видны на снимках, которые я сделал несколькими годами раньше в хорошую погоду.

  Самому  Кангранде II такая пышная арка не досталась, он похоронен в склепе.
 
  Возвращаюсь к первому снимку, сделанному под проливным дождём. На нём читатель видит несколько больших надувных ботов. В них итальянские школьники средних классов  –  в школьной программе есть и обязательное обучение всех детей плаванию,  гребле и управлению шлюпкой – в любую погоду!