Калым

Иван Петух
Прошёл только месяц, как призвали в войска Хайдарова, и его настигла уже беда.

Он получил сообщение, что жена его сбежала из его дома. Крепко загоревал рядовой Хайдаров.

Сослуживцы утешали его:
Большую любовь разлука, как ветер огонь, раздувает. Малую - гасит.
Когда к другому уходит невеста, ещё неизвестно, кому повезло.
Радуйся, что избавился от такой предательницы вовремя.

Но солдат не унимался. Никто его не мог утешить. Оказалось, что дело не в любви, а в том, что он за невесту уплатил калым – четыре тысячи рублей. Меньше нельзя по обычаю.

Легко сказать “четыре тысячи”, а попробуй заработать! Ведь это был 1963 год! Средний месячный заработок составлял 90 рублей.

Сколько Хайдарову лет придётся пахать, чтобы заработать на другую жену!

Меня тут вызвал старшина и поставил задачу: вместе с рядовым Мустафиным вырыть окоп на штурмполосе.

Мустафин родом из узбекских дехкан, к труду привычен, работа у него спорится, и мы быстро закончили рытьё окопа.

Сели на край окопа и закурили. У меня хорошее настроение от качественно выполненного задания, от красоты южной природы.

У Мустафина же, наоборот, очень мрачный вид. Его лицо всё темнело, и, наконец, он заплакал.

Что с тобой? – удивился я, но ответ получил не сразу.
Мне служить три года, - начал заунывно Мустафин, - а дома осталась одна мать, болеет часто. Кто ей помогать будет? Помощницу ей в дом надо. Невестку. А в доме ни копейки. Чем заплатить калым? Где взять эти четыре проклятых тысячи рублей?! Пока я отслужу три года, пока потом заработаю эти деньги, у меня и мать умрёт!

И солдат рыдал.

Не горюй, - сказал я товарищу. – Отслужишь, езжай в Иваново за невестой. Там тебе самому калым заплатят.