Взгляд президента и взгляд истории

Алексей Орлов Спб
Президент Путин вчера 16 апреля 2015 г. в прямом эфире высказал своё мнение о прошлом: о прошлом Восточной Европы и прошлом СССР. В 1945 - 1989 гг., когда Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария и Германская Демократическая Республика (ГДР) оказались социалистическими по воле советских руководителей, строили социализм и не могли выбрать иного пути развития, так как входили в систему стран Варшавского договора с военным участием и присутствием советских войск на территории этих стран. Советский Союз в 1945 - 1948 гг. организовал в этих странах социалистические революции и там были установлены просоветские коммунистические режимы.
Вот слова Путина на этот счёт:

«Наши предшественники дали определенный повод для этого [для суждений о России как о стране оккупанте] — Потому что после Второй мировой войны мы пытались навязать многим восточноевропейским странам свою модель развития и делали это силой — надо это признать. В этом нет ничего хорошего, и это нам „аукается“ сегодня».

И это совершенно справедливо за одной оговорокой.
Мог ли СССР поступить тогда в 1945 - 1948 гг. иначе? Мог ли СССР позволить Западу, чтобы вдоль всей его европейской границы, за исключением Скандинавии, действовали враждебные ему, СССР страны от Польши до Румынии. А  то, что эти страны были бы НЕСОМНЕННО враждебны СССР и использовались бы против него великими державами, такими как Англия, США и Франция в этом нет никакого сомнения. Ни малейшего.
Надо вспомнить историю и надо ЗНАТЬ историю, чтобы сказать с полной уверенностью так, как приходится говорить.
В таком случае, поступил ли Сталин правильно, когда в этих странах были организованы революции и социалистические полудиктатуры (я бы не назвал режимы этих стран ТОЛЬКО диктаторскими, так как положение было и внутреннее и внешнее с ними связанное гораздо сложнее, чем теперь может только показаться: 1948 год слишком не равен году 2015 году)?

Нет Сталин поступил неправильно, ошибочно, преступно даже поступил.
Но вот при вопросе мог ли СССР, а не только Сталин (лично или со всем аппаратом Политбюро) поступить иначе, в той обстановке, обстановке близкой к новой войне и войне очень большой и опасной, в таком вопросе дать ответ, что он мог поступить иначе совсем не просто. Даже очень трудно.
На такой вопрос не дашь ответа, столь ясного и простого - "в этом нет ничего хорошего" - как он прозвучал в словах президента Путина.

Хорошего-то нет, это точно.
Да вот, что было сделать иначе, КАК было иначе поступить?
На такой вопрос никто не ответит. Ни президент Путин, ни другой президент.
Правители меняются, а интересы и угрозы заставляют поступать так, как потом (но только потом, через 26 лет) можно оценить и сказать, посмотреть уже другим взглядом.
И когда я слышу, что история ничему не учит, или что нет такой науки как история, я могу ответить только:

История учит ВСЕГДА.
А наука - это сама наша жизнь, хотя история без следов и без её обьяснения стать наукой не может.
История это труд, а не хихикание, да пошлые анекдоты о прошлом.
И есть очень плохие историки, а есть ИСТОРИЯ, которая история как эпоха, как история нашей жизни.

Так-то вот, господа насмешники, да болтуны