Звёзды падают в августе. Часть 8

Ирена Панченко
                ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
 
                Картина шестая
       Комната в доме Павла. Обстановка такая, какая бывает в квартирах средне обеспеченных людей. Старый приемник соседствует с цветным телевизором, на стене в рамках фотографии, много глиняных фигурок. За столом сидит Павел, ест. Стук в дверь, входит Воскресенский.


Воскресенский. Ну, здорово. Не ожидал?
       Ставит чемодан у порога, бросает плащ, идет к Павлу. Тотвстал, поздоровались, но не обнялись — что-то помешало...
Павел. Здорово.
Воскресенский. Разве мог домой податься, тебя не повидав? Понимаешь, тогда нехорошо получилось... Все по минутам рассчитано. Встали, сели, поели, поехали. Регламент, одним словом... Мы тебя искали, а ты как в воду... Вот — командировали. Я человек вольный. На пенсии. Погостить приехал. Не прогонишь?
Павел. Располагайся. Я сейчас.

Воскресенский встал. Прошёлся по комнате, потрогал фигурки,
постоял у телевизора, выключил его. Подошёл к фотографиям. Вошел
Павел, в руках у него начатая бутылка, две стопки. Ставит на стол.

Воскресенский. Это ты зря.
Павел. Стул подвигай. (Уходит, возвращается, в руках тарелки с хлебом, овощами). Ужинать позже будем.
Воскресенский. Спрячь это. Давай так посидим.
Павел. Как знаешь, а я — как привык. Хлеб. Вот вилка. А хочешь -
руками. Сейчас, только соль принесу. (Выходит, возвращается с солью, садится.)


Воскресенский. Ну, чертяка, так только ты можешь: столько молчал! Знаешь, как наши рады? Ты погоди, мы ещё всей толпой к тебе нагрянем! Пашка, Пашка, целая жизнь прошла, столько не виделись! Да-да... Такая война... а мы живы! Живы!
Павел. Вот за это и выпьем!
Наливает. Воскресенский прикрывает рукой стопку. Павел пьёт.

i
Воскресенский. Не-е. Сказал — не буду. Поговорить приехал.
Павел(закусывает). Давай, говори.
Воскресенский. Да... живы остались. А годы бегут. В этот раз собрались, а нас — с филькин нос.
Павел. С гулькин.
Воскресенский. Это внук мой так называет. Косит нас старая, не жалеет. А вот ты нашелся. Эх, Пашка, Пашка, кореш мой дорогой! Время-то какое! Уходить не хочется! Нельзя нам, Паша, на покой, правда? Чего молчишь?


Павел. Слушаю.
Воскресенский. До сих пор поверить не могу. Не эта поездка - так бы и не узнали! Судьба, Паша, судьба! Расскажи, как хоть жизнь?
Павел. Нормально.
Воскресенский (бросил взгляд на фотографии). А я узнал фотку-то. Невеста твоя, Фрося... А тут вот Вера. Днём заходил к тебе. Познакомились. А что с Фросей-то?
Павел. Не надо про это.
Воскресенский. Нет, интересно! Веришь, мне она вроде как сестра была. Своих-то никого не осталось. Я за неё и в бой шел. Правда.


Павел. Нет её.
Воскресенский. А... Прости. (Хотел ещё что-то спросить, но не решился.) Да... Война. А в целом... Как у тебя сложилось?
Павел. Нормально.
Воскресенский. Нет, Паш, ты меня не стесняйся. Понимаешь, я ведь чего приехал? Помочь тебе.
Павел. А я не девка — стесняться. Сказал: порядок у меня. Дом есть. Семья. Работаю на стройке. Что еще?
Воскресенский. Я же не про то... Выходит, никто не знает, что ты в партизанах был?
Павел. Я знаю. И ты, чай, не забыл. И порядок. Остальным не обязательно.
Воскресенский. Ну, что заладил: порядок, порядок. Или, прав¬да, не понимаешь? Ты же герой войны. Ветеран Великой Отечественной.
Павел. А я и есть ветеран. Воевал целых шесть месяцев.


Воскресенский. Погоди. Я же выяснял. Тебе ранение даже не засчитали... Должен был сходить, доказать. Сразу же, после войны, кто за тебя? Ты сам!
Павел. Мы войну выиграли?
Воскресенский. Конечно...
Павел. Вот что главное. За победу! (Пьёт.) А остальное...
Воскресенский(горячась). Ты погоди, погоди. А как выиграли — разве не важно? Об этом внуки наши должны знать.
Павел. Из книжек узнают.


Воскресенский. А какими вырастут, подумал? Им, брат, с нас пример брать. Книги книгами... Живой пример — вот что важ¬но... А мы — какие сегодня? Там, на болоте... Смолк ты когда, мы шапки сняли... За тебя, понимаешь, поклялись и отом¬стить... и жить. Я ведь слово своё сдержал, Пашка. Вот, смотри сюда. Орден. Герой Соцтруда. В нём и твоя доля. Как мог, за дво¬их жил. Внука мы с Валей Пашкой назвали. Он же гордится этим. Сочинение писал «Мой любимый герой». Про тебя. Приеду — ему что скажу? Да, тебе не говорил? Жена у меня... Помнишь, медсестричку нашу? Ну, Валентину, с косичками? Вспомнил?


Павел. Вспомнил.
Воскресенский. После войны с собой увёз... Вскоре, как тебя не стало, и сошлись. Знаешь, не чаял. Мне всегда казалось, что она по тебе млеет. Да и то... Когда ты погиб... ну, когда на болоте ос¬тался, плакала она... Все плакали. Да... Кстати, Иван Васильевич говорил, тебя к ордену представляли за эту операцию.
Павел. Кому нужней достался.
Воскресенский. Разберемся, Пашка. Если был — никуда не денется.
Павел. А зачем мне орден? Мне... в президиумах не красоваться.
Воскресенский. Права не имеешь так говорить. Орден. Ни к чему, понимаешь, ему! Ты лучше объясни, чего столько молчал? Хоть бы слово кому!
Павел. Я молчал. А вы чего молчали?
Воскресенский. Так думали — убит.


Павел(усмехнулся). А проверить нельзя было? Или строчку черкнуть: так, мол, и так, погиб смертью храбрых. Глядишь, отыскался бы.
Воскресенский. Так ведь твой пулемет замолчал. Кто бы очко дал, что выживешь... Погоди, Паша, дай время. Мы ещё докажем. Утрясём, слово даю! Ты же для нас не чужой. Во-первых, в газету. Расскажу, как ты жизни своей не жалел во имя победы... (Показывает на карман.) Вот тут... всё написано. За тебя бой.
Павел.А я тебя просил?


Воскресенский. Не просил. Я сам... Нельзя же так...
Павел. Как?
Воскресенский. Ну, как сейчас... Ветеран войны, понимаешь? А его за последнего...
Павел. Сами разберемся.
Воскресенский. Ну ты смотри: ни с какого боку! Ему про орден
- не надо...
Павел(усмехнулся). А что мне, солить?.. Мне и медали хватит.
Воскресенский. Какой медали? За фронт, что ли?
Павел. За спасение утопающих.


Воскресенский. Тьфу ты... С ним как с человеком. Помочь хочу, из дерьма вытащить.
Павел. Я не в той поре, помочи не нужны.
Воскресенский. Во, Пашка! Гордость тебя заела. На войне привык первым. А тут не вышло? Зря людей винишь. (Показал на бутылку.) Себя виновать.
Павел. Тебя не касается. Иди своей дорогой, куда шёл! Воскресенский. Это как понимать?
Павел. А как слышал.
Воскресенский(медленно встает). Да... Поговорили...

                Продолжение следует