Сын. ч. 3 Школьные годы чудесные...

Людмила Есюнина
     Ну вот...скоро и 7 лет моему мальчику...28 октября...В школу можно отдавать .а можно и подождать...Соображений всяких куча!И главное-армия!Для мальчика все-таки лучше школу закончить.имея время до призыва в армию.чтоб хоть как-то определиться с дальнейшим образованием...Так думала я.Тем более-мальчик сообразительный...худо-бедно и читать и писать умеет...со счетом вообще нет проблем...а как стихи запоминает!!!               
    Так что спокойно можно отдать ребенка в школу! И только когда этот мальчик стал психологом.ученым.он обьяснил.что мальчиков надо отдавать в школу на год позже.чем девочек.Что к семи годам они совершенно не готовы к школьному обучению!Если б я это знала.скольких проблем бы я избежала!А ведь этому ребенку не было еще и семи!
    Но как бы то ни было-мы идем в школу...Он был любознательный ребенок. всякое новое его очень интересовало и он без всякого страха вступал во все это новое.И потому с нетерпением ждал этого нового-школы!Дааааа...За 10 лет обучения это было единственное первое сентября.с которого начинается учебный год.Этот первый учебный год настолько потряс душу ребенка.что  все последующие годы учебный год у него начинался где то с середины сентября.ибо каждый год 31 августа у него подымалась температура под сорок и он минимум неделю сидел дома...
     Но это в будущем...А пока первый класс...второй...третий...Обучение.как таковое.не составляет труда.но дисциплина!!!Дневник-как разноцветная елка...роман в замечаниях...почему то непременное желание и маму включить в учебный процесс! «Мальчик гулял во время урока по классу!»... «Мальчик сидел спиной к учителю!»... «Мальчик сидел .запихнув ноги в ящик для сумки!» и т.д. и т.п.Дальше пошли замечания сложнее и часто приводили эту маму в полное недоумение. «Ваш сын заступился за мальчика.которого обижали в очереди в столовой.в результате случилась  драка.»??? «На перемене ваш сын участвовал в общей потасовке.а когда подошел учитель.все дети разбежались и только ваш сын остался на месте и гордо назвал свою фамилию и в каком учиться классе!»????? «Ваш сын никогда не говорит.что больше так делать не будет!».На мой вопрос к нему. почему он этого не делает.он мне ответил: «А вдруг я опять так сделаю?Я же не сдержу слово!»На что.в конечном итоге.я не выдержала и сказала совершенно антипедагогическую вещь: «Да что тебе трудно что ли сказать просто так.что ты так больше не будешь делать!»К счастью. он не внял этому моему совету.данному от отчаяния.и так и остался с этой паталогией...И.конечно.когда по какой то причине потребовалось часть ребят перевести в другую школу.он был первым кандидатом на это...Обе школы были восьмилетки и .как тогда говорили.простые советские школы для подготовки «пэтэушников».
     Я.наверное.плохая мама.но почему то не видела необходимости водить ребенка куда-то за тридевять земель.Да и возможности это делать не было.т.к. у нас не было бабушек.И обстоятельства сложились так:буквально перед школой мы переехали на новую квартиру и нас взяли только в ближайшую школу по месту жительства....
     И вот мы в новой школе...Но все идет в том же варианте:роман на страницах дневника в цвете и примирение двух враждующих сторон-учителя и ученика.
     Очередное: «На русском писали сочинение.а ваш сын все два часа не писал.а смотрел в окно!»???А .надобно сказать. новая школа стоит на улице.вторая сторона которой отсутствует.Вместо нее железная дорога.а за ней луг и прочие прелести природы.И окна класса выходят именно сюда.А время года-весна...И на мой вопрос.почему не писал сочинение.слышу: «Там же такое солнце и так зеленеет трава!!!»И что ты скажешь на это и как накажешь???...Перед шестым классом выдали учебник истории.Он тут же его прочитал от корки до корки.Ну и хорошо!Но после первых же уроков опять замечание: «Ваш сын не слушает учителя!!!»И что делать?Иду в школу...обьясняю.что он уже все это знает.а чтоб не мешал никому.прошу дать ему задание прочитать .например.Спартака и сделать по нему доклад.Уж не знаю.сделали это или нет.но больше такого замечания не было.Подобное было в восьмом классе.Пришла молодая учительница математики и тоже стала жаловаться.И ее пришлось просить загружать сына как можно больше.дабы у него не было времени отвлекать других и мешать ей работать...
      Да!Дневник у нас был.как тетрадь по рисованию:весь расписан красным!Я второй раз закончила десятилетку...особенно 8 классов.Не знаю...может кто-то скажет.что это неправильно...но я не могла оставить своего ребенка без своей помощи.А потому каждую субботу я посещала школу:в субботу потому.что неделю и я работала и могла прийти туда только в свой выходной.а каждую потому.что почти ни одной недели у нас не было без замечаний.а когда не было-надо было узнать.почему это вдруг их нет...       На днях мне позвонил мой внук...он сейчас живет в той квартире.где все мы жили до недавнего времени.Он готовится к ее ремонту.И стал со смехом рассказывать.как они с приятелем веселились разглядывая и читая папины дневники.которые он нашел...И как не посмеяться на такие вот замечания: «Ваш сын два урока пролежал на полу...».Или: «Ваш сын назвал учительницу-дура...»А мне было ой как не до смеха!Естественно.тут же выясняла.в чем дело...Тут же делался ему выговор.что так все-таки делать нельзя!Но в субботу шла в школу.заставляла сына извиниться перед учителем.а потом в личной беседе всегда отстаивала своего ребенка.т.к почти всегда была не согласна с тем.как  вел себя учитель...Например:..два урока пролежал на полу...События развиваются так...Большая перемена...Мальчишки играют в игру...точно не знаю.как она называется...это когда водящий наклоняется и все прыгают на него...такая куча мала...и первый упавший становится тем.на кого прыгают дальше...Сын был таким вот нижним..А тут звонок...Все соскакивают с него и несутся в класс...его роняют...в этот момент подходит учительница и просит бегущих мимо старшеклассников:«Бросьте его в класс!»А мальчишкам это только в радость!Они хватают его за руки и ноги и самым настоящим образом бросают в класс!Эта учительница вела два урока...потому он и лежал два урока...как она приказала!Не знаю.как кто.но я бы поступила так же!О чем и говорю учительнице...Человек должен с детства уметь защитить свое человеческое достоинство.а как в такой вот ситуации ученик может защитить свое достоинство перед учителем?Наверное-он был не прав.играя в ту игру в школе.и надо было его наказать.но не таким способом...И дурой он учительницу не называл...правда. сделал известный жест.покрутив пальцем у виска...и сделал после того.как она уже взрослому мальчику.восьмикласснику.влезла в рот пальцами!Для меня это было так дико и непонятно!У меня.у его мамы!...даже в сильном гневе!...не возникло бы желания засунуть в его рот свои пальцы!Это же элементарное насилие над личностью!кроме того.что это так не гигиенично!Все-таки мы.взрослые.должны быть умнее детей.иначе чему мы сможем их научить!
      Не знаю.как кто.но к тому моменту.когда у меня должен был появиться ребенок.в моей библиотеке появилась книга Спока...К школе я начала выписывать журнал «Семья и школа».Всегда среди книг были и Макаренко.и Ушаков...Как-то интересовалась педагогической литературой...И.конечно.меня удивлял учитель.который никак не желал интересоваться тем новым в педагогике.что печатали в журналах...Меня шокировало заявление директора школы.что пусть дети лучше сидят и смотрят телевизор.чем ходить гулять на улицу...Как бы чего не случилось!!!Наверное. отсюда и уровень преподавания...он желал лучшего...
     Это было в том классе.когда начинают изучать физику...После нового года сын заболел воспалением легких.Это было уже в третий раз и заболел он серьезно.с высокой температурой...надолго...Больничный тогда давали только на неделю.и.разделавшись с высокой температурой и дав ребенку неделю побездельничать.я вышла на работу.При этом категорически заявив ему.что хоть он и дома сидеть будет.но учеба не отменяется...И чтобы он не очень тосковал от скуки.я давала ему задания раза в два побольше.особенно по математике и физике.чем то.что давали в школе.При этом. он должен был сам все прочесть.понять.а что не понятно мы разбирались вечером....Так прошло полтора месяца...И как- то весной по какой- то причине.скорее всего опять вызвали.я оказалась на уроке физики.в конце его...То.что там творилось-меня не просто удивило.а ошеломило!Полкласса чем-то там занималось.а полкласса разгуливало по помещению.Прошу классный журнал...В оценках по физике ни одной пятерки...реденькие четверки.а остальное тройки и двойки!Возмущенно спрашиваю учительницу: «Как же так!В классе в основном мальчик и им предстоит.в основном.учиться в технических вузах-и такие оценки!И почему они себя так себя на уроке?»и получила ответ: «Я им даю материал.а слушать его или нет-это их дело!»Начинается перемена...спрашиваю ребят: «Как же так?О чем вы думаете?Пи таком поведении-вы ничего не слышите и не понимаете.потому у вас и столько двоек!!!»На что я получила такой ответ: «А мы.что непонятно.спрашиваем у Вани!»Это ни к чему то там.а к тому.насколько низок был этот уровень!Месяц домашнего образования...без особых там методов!...выделил ребенка по знаниям среди остальных...И. насколько важен этот уровень. мне преподала жизнь...
     Наша школа была восьмилетка.И.т.к. мы хотели продолжить школьное образование ребенка.нам надо было определиться со школой десятилеткой.Я.к сожалению.несерьезный человек и в жизни у меня очень часто все происходит спонтанно.По логике надо было отнести документы в ближайшую десятилетку...Но  самая  близкая была английская и надо было идти в достаточно удаленную.куда.как оказалось.и ушли все его одноклассники...Но как раз в это время у приятельницы моей сестры закончил школу сын.Да не просто школу.а физико-математическую...и не районную.а городскую...Моя восторженная сестра.наслушавшись тоже восторженных рассказов любящей мамы.с вдохновением твердила.что Ваню надо отдать в эту школу...и только в эту!!!И его несерьезная мама с легкостью девочки повела отдавать своего ребенка в эту школу!Ну хотя бы на минуту представила.что предстоит ребенку в физико-математической школе с таким то уровнем преподавания этих предметов в предыдущей школе!!!Это я поняла.оказавшись в очереди.которая заполнила целиком весь двор старой Петербургской гимназии.и послушав .О ЧЕМ говорят все эти.в основном мальчики.дети!Почти все это были учащиеся районных физико-математических школ и члены физико-математических кружков дворцов -пионеров!В этот день мы туда не попали.и я стала усиленно уговаривать сына не поступать туда... А он вдруг твердо сказал.что попробует!Наверное.благодаря тому. что он был из немногочисленных русских. к тому же с французским языком(тогда в школах доминировал английский).на следующий день его приняли в эту школу.
      И вот мы в новой школе...Боже!Чему я подвергла своего ребенка!Из школы.в которой.как шутили.готовили к поступлению в ПТУ(профтехучилище.из которого выходят высококвалифицированные рабочие)мой ребенок попал в школу.куда поступают дети.которые в будущем непременно хотят поступить в университет или в самые престижнейшие ВУЗы города!И они-то подготовлены к обучению в такой школе...А мой сын???Я не знаю.как он в ней учился и как он ее закончил...бедный!Он учился в школе.в которой простое занятие с мамой во время болезни.делало его самым знающим учеником!А предстояло ему учиться в школе.в которой детям давали решать задачи.над которыми бились ученые...Знаете Перельмана?Он окончил именно эту школу несколькими годами раньше моего сына...
      Начались школьные будни...По математике в дневнике одни двойки...по физике-почти одни двойки...химия...литература и пр.-результаты не лучше...Зато по физкультуре отличник!В панике иду к незабвенному преподавателю математики-Куксе Николаю Моисеевичу...И слышу такое.: «А Вы не волнуйтесь.Т.к.он в математике разбирается.тройку я ему поставлю .несмотря ни на что.Я ведь занимаюсь только с несколькими учениками...И им я даю даже знания высшей математики.А остальным надо только слушать и они уже будут знать математику в объеме школьной программы!»И он это говорил не зря.Уровень преподавания в этой школе такой.что.несмотря на все тройки моего сына.он спокойно сдал вступительные экзамены в ЛЭТИ!и поступил туда!Меня возмущало.что даже по физике мой ребенок не вылезал из троек.но эти тройки оказались выше всех пятерок школ.подобных нашей преддущей...Ибо вступительный экзамен по физике он сдавал с температурой 40...и сдал его на пятерку!
      Вот такой уровень преподавания был в этой школе!Вот такой уровень профессионализма у учителей этой школы!И как сделать.чтоб в каждой школе работали такие профессионалы?!
      В общем.несмотря на все двойки и тройки.ребенок переходил из класса в класс...и даже не переползал.а именно переходил...в  меру хулиганил.спорил с учителями.дерзил и т. д. и т.п.По-прежнему.я была частым «гостем» в школе.конечно.уже не таким частым.как прежде...По-прежнему. спорила с учителями.отстаивая свою точку зрения на отношение учителей к моему ребенку...старалась защитить его...И в этой школе было много спорных ситуаций...Но эта школа.конечно.на порядок выше всех остальных...обычных...И хотя уже совершенно недавно сын сказал мне.что для него это был страшнейший стресс.я все-таки благодарна этой школе за сына.
     Нестандартные дети учились в этой школе...талантливые...очень способные...а умницы какие!И как печально.что у некоторых из них так сложилась судьба!Они попали в самое пекло перестройки...И некоторых она сломала...Самый талантливый математик прошел и наркоманию...и алкоголизм...и неустроенность жизни...Один-игрок...Один ударился в бизнес.а закончивает жизнь  алкоголиком...Ему надо бы было быть простым учителем математики...и он был бы счастлив!И учитель из него получился бы замечательный!!!...Но.в основном.одноклассники сына талантливые программисты...преподают в ВУЗах...многие живут и работают за границей...
      Вот и закончились школьные годы...совсем не простые.но такие чудесные!Впереди взрослая жизнь...Но и во взрослой жизни я старалась всегда быть рядом с сыном;где возможно-защитить его;где возможно -помочь.Только не командовать...только не требовать...И потому сын всегда сам принимал решения.сам выбирал путь...И должна с гордостью сказать:до сих пор в решении своих.даже самых сложных. жизненных вопросов.он выслушивает мое мнение.Я-счастливая мама!!!