Изгнание из Рая

Андрей Незванов
ТЕЗИС ДЛЯ ДИСПУТА

Рай не зря означается Деревом, не зря зовется Садом; в то время, как место проживания изгнанного из Рая человека зовется Градом.
Нельзя, однако, изгнать человека из сада во град, поскольку Сад принадлежит Граду: НАСАЖЕН вокруг Града, который ПОСТРОЕН. И то, и другое  –  дело рук человеческих. Тут-то и возникает известное «но»:  Сад, о котором говорит Книга, насажен не человеком, но – Богом!
Райский Сад Писания это естество человека, его природность, из которой он изгнан в неестественность – во  Град, или Цивилизацию.
Таков первый смысл библейской повести Изгнания людей из Рая. На нем и следует теперь задержаться как на начальном событии человеческой истории, имеющем необратимый характер СТАНОВЛЕНИЯ.
Вопреки обосновывающим Закон интерпретациям Изгнания как наказания за нарушение Закона, мы рассматриваем теперь Изгнание как необратимый этап исхода человека из Природы во Град; из вечного естества в неизбывную, но измеренную временем нарочитость = организованность. 
Огненная стена, разделяющая естество Рая и нарочитость Града, означает эту неизбывность. Мы имеем дело с описанием становления: человек – существо вышедшее из Природы, с ударением на  ВЫХОДЕ  в смысле  НЕВОЗВРАТА.
Вопреки известной пословице, в человеке безобразно всё, что естественно. Безобразно в буквальном смысле, поскольку не строится по образу, но вырастает естественно,  инфинитезимально. И это не человек: это то, что оттуда…. Человек же строится по образу и подобию. Именно этому строительству принадлежит Закон как охрана границ Образа. Быть в Законе значит быть в Образе.
Естество же отныне прячется и сокрывается как безобразное, и потому постыдное и порицаемое.
В естество нет, и не может быть возврата для человека, ибо он стал собой, сиречь ЧЕЛОВЕКОМ  в исходе из естества.
Обещание вернуть человека в Рай, или Природу, если он будет успешно изображать ЧЕЛОВЕКА, принадлежит не Богу, но – Граду.  У Бога такого обещания нет, и не может быть – раз именно Посланцем Божьим человек был выведен из Сада.  Он не был изгнан, как говорят, он ушел добровольно, познав вкус иных плодов. Вспомните яблоко. Ведь это было яблоко Ньютона. А какое еще вырастает на Древе Познания? Человек ушел сам, ушел за Знанием. Соблазнился.  А вот, когда вздумал вернуться, тут и встретился с Огнем….

Картина Ангела размахивающего огненным мечом на границе Рая относится не к изгнанию, которого не было, но как раз к безуспешной попытке вернуться в оставленное естество. Возвращаться просто некуда: в Природе нет места человеку; просто потому, что нет такого природного вида. И сколько бы мы не включали Homo Sapience в видовую номенклатуру Земли, Человек не начнет существовать как природный вид.
Не случайно знаком народа божьего и способом его формирования является ИСХОД.  Пророк Моисей не вводит Израиль в Рай, но, напротив,  выводит его из Египта, земного рая. Выводит, потому что Египет в недостаточной степени есть Град: он еще слишком – Сад. Таким образом, Исход из Египта повторяет и утверждает начальный исход из Рая, сиречь из Естества.
Отсюда дальнейшая логика человеческой истории – построение Града, в полном смысле слова, без всяких следов Сада. Для такого Града Бог Отец человеков готовит Царя и посылает Его людям.
Заметьте, Отец не посылает ангела-проводника, который указал бы обратную дорогу в Рай; нет, он дает человекам Главу Города, Царя, чем и подтверждает неотменимость и окончательность изгнания из Рая. Теперь человек живет с Богом не в Природе, но – во Граде. Таков способ и облик Жизни как она есть в человеках.
Признание и утверждение именно такого способа быть отмечено тем же Исходом. Евреи уходят из царства, изображающего собой Природу в Царство богочеловеческое. В Царстве Божием, к которому устремился Израиль, царит Сын Человеческий, тогда как в Египте, из которого Израиль уходит царит Солнце, природное светило.
Так что Египет выступает несовершенной формой существования людей, когда царство человека притворяется природным царством, не решаясь пока утвердиться в собственном качестве.
В результате имеем линию политического становления человечества: Рай – Египет – Царство  Богочеловека.

P.S. Изгнание из Рая в качестве кары за нарушение Закона – это вторичный внутригородской миф, использующий кардинальный мотив СТАНОВЛЕНИЯ  в прикладных целях градоуправства.
Что до ангела с огненным мечом, закрывшего для нас врата Рая, то речь, скорее, об ангеле Ада, которого мы вызвали из Преисподней своим самовольством, нежели о страже Господней.