Высоцкий, Юматов, Даль...

Владимир Конюков
Высоцкий, Юматов, Даль…



Отрывок из мемуаров «Владимир Высоцкий,  Владимир Макаров»,
моей страницы «Тайны ХХ века».


         
          «Шпионский» фильм, народное выражение или про шпионов, смотрел с удовольствием весь советский народ. Даже посредственная картина   давала многомиллионную кассу.
          «Один из нас» был хорошим фильмом, в первой десятке по популярности.
По прошествии времени, то есть, со сменой общественного строя, «лихие» 90 – е, режиссёр фильма Г.Полока, вдруг заявил, в фильме он хотел показать иронию на разведчиков, пародию на систему разведки, чуть ли не подтекст не потребного.
Смены приоритетов его личное дело, а мы фильм, премьера 1970г., смотрели, видели, наслаждались и самим фильмом, игрой актёров, сюжетом (про шпионов).
          Мастера подтекста КГБ почему – то не увидели пародию режиссёра.
Первые эпизоды, пробный показ был ветеранам разведки, знаменитым разведчикам, фильм понравился, вспоминал Полока.

          Перед этим, 1968г.,  с триумфом прошла премьера  фильма и шагал по стране знаменитый «Мёртвый сезон», где давал комментарий Величайший разведчик мира  Рудольф Абель.
На том пробном показе «Один из нас»,  присутствовали кроме Рудольфа Абеля не менее известные разведчики, Ким Филби и Конон Молодый.
          По воспоминаниям режиссёра – постановщика фильма Полоки, с Молодым он был лично знаком.
          Высоцкий, когда получил отказ на роль разведчика Бирюкова, Героя Советского Союза, на свою несостоявшуюся роль в фильме, привёл своего друга, Георгия Юматова.
Рекомендовал режиссёру и тот редкий случай теории вероятности, как тут и был, утверждён.
          Весь период съёмок, Володя присутствовал, знал роль, сам учил, как – то участвовал в качестве консультанта. Был помощником Полоки, был другом Юматова.
          Консультантами картины, высокие чины, работники КГБ. Перерывы, отдых, Высоцкий развлекал съёмочную группу песнями. Откуда устойчивая молва в 80 – х, Рудольф Абель слушал песни Высоцкого, слушал Высоцкого, сам виртуозно владел гитарой, американским стилем рокера Элвиса Пресли, работал в Штатах.
         
          Фильм Г.Полоки «Интервенция», снятый на Одесской киностудии в 1967г., был положен на «полку», а по  «какой – то»  причине у него была копия фильма (говорил с бравадой, украл?!)
и он её демонстрировал, «крутил»  «кое – где», в присутствии кого – то (при неусыпной бдительности КГБ!), вплоть до середины 80 – х годов, где блистал Высоцкий в роли подпольщика, а это почти одно и то же, подпольщик – разведчик.
   


«… Щит рыцарства,
Что в патине зелёной,
Ты хоть чуть – чуть
Отчистил от налёта…»
В.Макаров.


          Георгий Юматов достойно  сыграл роль в фильме «Один из нас», снимался с успехом и до этого. Звёздный час для него наступил чуть позже, через год,  с триумфа  премьеры фильма «Офицеры», его главная роль Алексея Трофимова.
          Крепко дружили в то время с Высоцким, Володя внезапно  исчезал для выступлений в другие города, где снимался как раз его друг. Был в курсе съёмок, косвенно имел отношение к знаменитому фильму «Офицеры».
          «Я…с детских лет находился в нравственно здоровой, скажу больше, -
патриотически настроенной среде военных людей», его слова.
 
          Сюжет фильма «есть такая профессия – защищать Родину».
Путь офицера, в роли Юматов, с боёв на границе в 20 – е годы до послевоенного периода. Генерал, служба, подвиг, дружба и любовь, потери и жизнь… Счастье, долг, ответственность.
          В фильме, по роли жена, увидела глубокие шрамы на теле, на спине...
Настоящие его, не бутафорские,  после тяжёлых ранений в Отечественную. Фронтовик, моряк знаменитой Дунайской флотилии, участвовал во всех боях и войсковых операциях по обороне Причерноморья, в наступлении и сражениях за европейские города и деревни на берегу реки Дунай на кораблях, торпедных катерах и бронекатерах флота.
Был тяжело ранен в рукопашной «на ножах» за город Вену.

          Орденоносец, награждён редкой, уважаемой среди моряков наградой, равной высокому ордену во время войны, поэтому не так много бойцов её получили, красивой медалью Ушакова «на цепях». Колодка на медали, поверх две  серебряные цепочки. Награждались моряки за морской подвиг, смекалку и храбрость, командирскую инициативу.
          За взятие Будапешта был представлен к званию Героя Советского Союза за рейд его бронекатера, за ним других и обеспечивших взятие центра города при минимальных потерях личного состава. Катера прошли по канализационной системе к кварталам центра города, по сточным канавам. Героя не вручили, молва была, в узком кругу вспоминал, засмеял бы весь фронт,  потешался,  «по г … ну»  в герои.

          Старше Высоцкого и темы разговоров о войне. У Володи много было товарищей фронтовиков, его темы военных песен из общения с ними. Из семьи военных, близкие друзья, совместные застолья, оба пили крепко и по - многу с «захлёстом»…
          Задушевные беседы и тут же «прихлебатели»  на подхвате у кумиров,
подслушивающие разговоры. Извращавшие  в молву о темах застолий, нетрезвый человек и извечное, у него всё на языке. Ругается, критикует всех, недоволен дороговизной (водки), политикой. Руководящую и направляющую (партию) ругает последними матерными словами в «хвост и гриву».
          «Прихлебатели записывают» и в сплетни, сплетни в «верха», оттуда… 
Нетрезвый человек после сокрушается, ему стыдно, где – то и обидно за себя, а слово уже вылетело – не поймаешь… 

          Ещё один близкий друг,  Олег Даль, великолепный актёр и те же «захлёсты».
Совместные застольные воспоминания о военных главных и не главных ролях в фильмах  всех троих, в спектаклях. Песни друга о войне  им под гитару…,
          Георгию Юматову, моряку в душе, слова песни «Моим друзьям»,

«… назло моим заботам на земле,
Вы возьмите меня в море, моряки…
… за мной пришлите шлюпку, моряки,
Поднесите рюмку водки на весле!».

«Друг! Оставь покурить! – а в ответ – тишина…», им обоим.

Олегу Далю,
«Из бомбардировщика бомба несёт
Смерть аэродрому, -
А кажется стабилизатор поёт:
«Мир вашему дому!»
к его фильму «Хроника пикирующего бомбардировщика», где по роли Олег и самолёт
идут на таран наземной техники.

Слова из другой песни,  «Их восемь – нас двое. Расклад перед боем.
Не наш…
… Сегодня мой друг защищает мне спину.
… Ты горишь!
… Поздно…
Прощай! Я приму его в лоб». 

          Длительные прогулы, но о них троих и поныне молва, Высоцкого, Юматова, Даля, режиссёры фильмов ждали, никого другого, пока у них не закончится период «отпада».
Ждали другие артисты, труппа, съёмочная группа, худсовет, «Минкульт» и комитеты…  Возмущались, требовали, осуждали, материли.
          Только этим  АРТИСТАМ  прощалось всё! Друзьями были, «Если друг оказался вдруг…»
Талант и любовь народа, а  без них пустота. Могли другие заменить? Могли, но романтика имени мастера, размашистость личной жизни и легенды о них до похождений,  перебивали строгость и порядок.

          Поклонение и снова любовь, рыцари своего времени, мужики и их…  слабости.
«И вдоволь будет странствий и скитаний,
Страна Любви – великая страна!
И с рыцарей своих для испытаний
Всё строже станет спрашивать она».     В.Высоцкий. 

          Поведение артиста, он на виду, он кумир, он лидер, за ним идут толпы народа и далеко
не  все поклонники только таланта. Притягательность личности…
          Требования идеологии, общества и противоречия.
Борьба с крайностями при любом строе, со времён… древних, далёких.


---------------------------