В городке, где прошло мое детство, в парке соорудили летний театр, длинное строение
без окон с арочной крышей. В торце сцена,
против нее ряды длинных деревянных лавок
в три ряда. В обычные дни опускали экран
и крутили фильмы. Кинобудка располагалось
в противоположном торце.
Областная филармония с просветительской
миссией приезжала с лекциями-концертами
и летом использовала помещение театра.
Первая опера, которую я услышала - "Русалка" Даргомыжского в концертном исполнении
без декораций, но в костюмах персонажей.
Заранее продавались абонементы на весь
сезон. Совсем дешево.
Во многом мой "культурный слой" начинался тогда.
Был и областной драмтеатр, привозивший свои постановки, в основном пьесы Островского, тоже посещаемый почти всем населением.
Имеют ли артисты центральных театров
такую благодарную публику?
Каникулы мы проводили или в пионерском лагере, или безнадзорно болтаясь по городу
и окрестностям, пользуясь неограниченной свободой. Лучше не бывает!
На каникулах после пятого класса
на гастроли приехал цирк.
Медведица в юбочке, ловко перебирая
задними лапами бочонок, в передних
держала бутылку с молоком и пила.
Акробаты и канатоходец.
Жонглер показывал высочайшее мастерство: так много предметов одновременно находилось в воздухе, не падая, а он их едва касался.
Я сидела, буквально разинув рот и едва дыша
от восторга прямо посреди передней скамьи.
Справа был выход на улицу.
Появился фокусник. Сначала он отовсюду доставал шарики от пинг-понга - совершенно невероятное количество! Потом в ход пошел длинный матерчатый сачок на палке.
Вывернув сачок в направлении зрителей,
фокусник показал, что сачок пуст. Втянул его назад и снова вывернул. Теперь на конце болтались разноцветные платочки.
- А я знаю, знаю как вы это делаете! -
закричала я в ажиотаже.
- Иди сюда! Расскажи нам всем!
Я по боковым ступенькам поднялась
на дощатую сцену и пояснила:
- Когда платков нет, вы зажимаете их в кулаке, выворачивая сачок, а когда они есть, вы их
в кулаке не зажимаете, а выворачиваете сачок полностью.
Раздались "бурные, долго не смолкающие аплодисменты" и крики одобрения моих одноклассников.
Фокусник взял меня за шиворот,
вытолкал наружу и закрыл дверь.
Что я почувствовала, не помню. Наверное, ничего особенного, иначе бы запомнила.
Второй раз в жизни нечто подобное случилось
со мной в Москве на выступлении известного иллюзиониста Кио.
Он воздействовали на публику световыми, звуковыми и эстетическими эффектами.
Как бы старательно зритель ни смотрел на манипуляции фокусника, пытаясь разоблачить обман, вдруг - трах-бах! - где-то сбоку ярчайшая вспышка, оглушительный лязг и сексапильные красотки в мини-купальниках переключат его внимание.
Взгляд неподвластно, рефлекторно отвлекается. А фокус уже готов! Кроме того, сцена погружена
в самую черную темноту, пятно слепящего света движется, извлекая из тьмы то, что необходимо артисту. Неосвещенный задник затянут черным бархатом, и на таком фоне бесшумные черные бархтные помощники неразличимы. И уберут, и подадут незаметно все, что нужно.
А настоящего мага и волшебника
мне так и не довелось увидеть.