Спасибо

Лариса Федосенко
новелла

Это был какой-то очень теплый октябрь. В конце месяца деревья еще не сбросили листву, которая не спешила менять окраску, и создавалось впечатление, что лето едва уступает свои позиции, а в воздухе не чувствовалось характерной для этой поры морозности.
Я возвращалась от подруги не спеша. Было приятно пройтись по вечерним улицам, где уже не суетились машины, да и прохожие не задерживались. На автобусной остановке было пусто, только одинокий старичок сидел на лавочке и задумчиво смотрел себе под ноги. Я  немного поругала себя за то, что засиделась в гостях – по вечерам количество машин на маршрутах значительно сокращалось. Но день уходил не спеша, сумерки опускались на город медленно, так что при свете дня вдруг обратила внимание, что старичок на лавочке сидит подозрительно неподвижно. «Вроде живой», – подумала, но подойти не решалась. Однако, вид неподвижно сидящего человека вечером насторожил и взволновал.
– С вами все в порядке? – участливо спросила, и, наклоняясь, почувствовала легкий запах алкоголя. – Помощь не нужна?
Старичок с трудом оторвался от своих мыслей, но все же ответил:
– Нормально, дочка, все хорошо. Я тут еще посижу. – и опять ушел в прострацию.
Я возмущенно подумала про себя: «Какая я тебе, дедушка, дочка, мы с тобой почти ровесники» – и тут же услышала рядом встревоженный голос:
– Увы, но кажется, здесь не всё в порядке.
Молодая женщина вопросительно посмотрела на меня и, переведя взгляд на сидящего, задумчиво произнесла:
– Сдается мне, он давно тут сидит.
– И, скорее всего, замерзает. Вы тоже так считаете?
Она считала так же. Вместе мы начали задавать замерзающему старичку вопросы:
– Где вы живете?
– Давайте, мы поможем вам до дома дойти.
– Или родственникам позвоним.
Старичок, выведенный, наконец, из задумчивости, поднял на нас голову и тихо произнес:
– Спасибо. Но мои родственники живут далеко. А я рядом живу. Один. Раньше с братом жил, но он умер месяц назад.
– А как ваша фамилия? – не унимались мы.
Старичок назвал свою фамилию и даже улицу, на которой живут его жена и дочь.
– Я знаю этот район. У меня там подруга живет. Это, действительно далеко, но сейчас подруге позвоним, договоримся, погрузим дедушку на такси, а там его родственники встретят, – живо отреагировала моя новоиспеченная напарница..
Она с энтузиазмом взялась за трубку, быстро изложила подруге суть дела, и мы стали ждать.
– Вы лучше идите домой, – вдруг подал голос наш подопечный, – а то замерзнете.
Мы не успели ответить, так как зазвонил мобильник, женщина быстро его включила, но так же быстро  отключила.
– Что? – испуганно спросила я.
– А ничего, – отводя меня в сторону, тихо проговорила она, – подруга сказала, что жена и дочь не интересуются судьбой своего родственника. Получается, что теперь мы с вами за него в ответе. Вас, кстати, как зовут? Меня Нина.
– Раз он живете недалеко, может быть, мы его домой отведем? – предложила я.
В этот момент подошли парень с девушкой.
– Давайте лучше я помогу, – предложил парень.
– Давайте, – быстро отреагировали мы. – Его бы  до дома довести.
– Сейчас, – сказал парень и попытался приподнять старичка, но тот даже не пошевелился.
– Это называется одним словом – человек закоченел, – высказала я нехорошую мысль и повернулась к помощникам: – Спасибо ребята за доброе участие, но придется, вероятнее всего, вызывать скорую помощь. Другого выхода нет.
Однако, это оказалось не так просто. Мобильники на экстремальные номера не реагировали, а в соседнем киоске никак не давали стационарный телефон, приговаривая: «Если все будут звонить, никаких денег не хватит». Я вынула из кармана 50 рублей и спокойно повернула к себе аппарат. В скорой помощи сказали: «Ждите» – и мы вышли на улицу.
Утренняя благодать сменилась вечерним холодом, так что я пожалела, что оделась беззаботно легко. По ногам в летних брюках потянуло морозцем, а тонкая курточка продувалась насквозь. У Нины положение было не лучше.
И вдруг я увидела полицейскую машину и рванула на дорогу. Вид у меня был настолько стремительный, при этом я так живо махала руками, что машина затормозила почти около моего носа.
– Мадам, с виду вы вполне нормальный человек. Зачем же под колеса бросаться? – иронично заявил полицейский, подходя к нам. – Что случилось?
– Человек замерзает! – хором выкрикнули мы. И я добавила – Нужна ваша помощь.
Так же, как и предыдущие помощники, полицейский с готовностью взялся за дедушку, но тот ни в какую не хотел отделяться от скамейки – он прочно слился с ней за время длительного сидения.
– У него уже руки-ноги не гнутся. Видно, давно сидит, – проговорил полицейский. – Давно сидит? – обратился он к нам.
– Сами не знаем, – изучающее глядя на бедолагу, ответили мы, – при нас, так уже минут двадцать.
– А вы-то кто ему будете? – удивился парень из полиции.
– Мы – прохожие.
– Ну что, прохожие, звоните в скорую помощь, это их работа, они таких забирают и в отвозят в БСМП.
И решив, что свои обязанности выполнил, направился к машине.
– Нет! – строго преградила я ему дорогу. – Просто так не уйдете. В скорую помощь мы уже позвонили, но вы хорошо знаете, сколько ее придется ждать.
– Это как повезет, – машинально продолжил мою мысль страж порядка.
– Вот именно, – согласилась я, – поэтому звоните вы тоже, вас они лучше послушают.
– Клянусь честью офицера, – улыбнулся патрульный, – позвоню, только отпустите.
Полицейские уехали, а мы остались. Дедушка также безмятежно замерзал на лавочке, а мы с Ниной, тоже довольно замерзшие, потихоньку стали подпрыгивать. Каждая вспоминала подобные случаи, поведение прохожих, реакцию врачей. О родственниках нашего подопечного мы не стали говорить, глубоко потрясенные их равнодушием, граничащим с жестокостью. И молчаливо решили, что это не наше, а их, семейное, дело. Нас в тот момент волновало, долго ли придется ждать помощь.
Она появилась довольно скоро на противоположной стороне улицы. И мы снова дружно замахали всеми руками, а Нина и шарф сняла, чтобы было лучше видно, потому что на город опустились                довольно густые сумерки, и мы боялись, что скорая помощь может проехать мимо. Но они нас заметили, медленно развернулись и ловко припарковались у остановке, которая для нас с Ниной стала почти родной.
Спасители вышли из машины шустрее предыдущих, спокойно спросили: «Где?», и деловито зашагали по направлению наших рук. Но дедушку не так просто было оторвать от скамейки. Он словно прирос к ней всем телом, причем, абсолютно не реагируя на все, проводимые с ним действия.
С большим трудом бедолагу погрузили в машину. Мы с Ниной все время  хлопотавшие рядом с медиками, не уставали повторять:
– Спасибо, спасибо большое. Вы только его не бросайте, довезите до больницы, пожалуйста, а то он совсем замерз.
– А вы разве не едете с нами? – вдруг спросил врач.
– Мы нет! – был дружный ответ.
– Постойте, а вы кто ему будете? – удивился тот.
– Никто, мы – прохожие.
– Сколько же вы с ним тут простояли? Не хуже дедушки посинели, – грустно пошутил доктор.
– В общей сложности, наверное, больше часа.
– Не волнуйтесь, – с теплотой в голосе, сказал он. – Отвезем дедулю в больницу. Там его отогреют, покормят и полечат. Будет, как новенький. 
Доктор привычно полез в машину, а водитель, который все это время молча наблюдал за погрузочной суетой, подошел ко мне и проникновенно сказал:
– Спасибо вам…

Как говорил Козьма Прутков: сборник новелл/ Лариса Федосенко; Воронеж: Типография Воронежский ЦНТИ; филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2018.
ISBN 978-5-4218-0363-8