24. Ян Вермер. Бокал вина

Владимир Морозов 5
ИЗ СБОРНИКА "РАССУЖДЕНИЯ О ЖИВОПИСИ".


            ГЛАВА - 24. ЯН ВЕРМЕР. "БОКАЛ ВИНА".


            Краткий разговор о живописи 17-го века закончим одной из картин выдающегося голландского художника Яна Вермера.

            Думаю, что не нужно подробно объяснять общеизвестную причину отличия голландского искусства от остального европейского. В начале 17-го века, освободившись в тяжёлой борьбе от испанского владычества и совершив буржуазную революцию, голландский народ обеспечил себе свободу от феодализма и католицизма Европы.

     Лишённая придворного прислуживания и церковной обязательности, живопись пошла в обыденную жизнь. Воодушевление же победой возбудило особую любовь ко всему голландскому.

            Барокко это или не барокко? Некоторые говорят так: голландское барокко. По-моему, это неправильно. Разумеется, общие достижения европейской живописи сказались и в Голландии. То же изображение бытовых чувств, внимание к жестам и позам, увлечение складками ниспадающих тканей, та же явная драматургичность сюжета (как бы мгновенный кадр спектакля). Но всё же настоящее барокко - это феодальное искусство, оживлённое условиями нового времени. А голландская живопись - вся в новом времени. В этом разница.

     Хорошо видна эта разница, если посмотреть на творчество фламандца Рубенса. Фламандцы (часть нынешней Бельгии) и голландцы вместе боролись против испанцев, но фламандцы остались под испанской монархией, и различие в искусстве этих близких народов очень показательно. Вот у Рубенса мы видим типичнейшее барокко. Голландская же живопись уже перешла во что-то большее. Во что?  Давайте назовём это "предметный реализм". У искусствоведов такого термина нет. Я говорю это от себя. Мне так понятнее.

     Фраза "Искусство - слуга правды" родилась именно в той Голландии.



            Интерес к реальной обыденной жизни во всех её проявлениях вывел в самостоятельные жанры натюрморт, пейзаж и бытовые сюжеты. Особенности быта, многообразие вещей и жизненных ситуаций, любование их простотой и одновременно какой-то внутренней значимостью - вот характернейшая черта голландцев 17-го века, не дающая спутать их ни с кем.

     Всё это хорошо видно и на картине Вермера с её таким простым, но предметно насыщенным сюжетом.


            Такое любование простым бытом привело к замечательному открытию в технике живописи. С помощью правильной передачи света и теней, с помощью изобретения новых практических приёмов голландцы научились передавать точную фактуру материала. Не просто красочные поверхности, а деревянное - как деревянное, металл - как металл, ткань - как ткань, стекло - как стекло.

     Как жаль, что недостаточная величина прилагаемой картинки не позволяет увидеть изумительную фактуру красного платья, белого кувшина, узорчатой скатерти, золочённой рамы или деревянного корпуса лежащей на стуле лютни. Голландские художники видели в точной фактуре красоту души вещей и поистине смаковали её в своих картинах. В сочетании с цветом она действительно прекрасна.

     Мне очень жаль, что многие современные художники упрощают себе жизнь, отходя  от этого трудного, но замечательного технического приёма. Помазать зелёным вместо передачи живой листвы или серым пятном обозначить камень без всякой передачи его каменности, конечно, легче. Но автор должен идти не тем путем, который удобней, а тем, который сильнее по оказываемому воздействию.

     Впрочем, о роли реализма в искусстве ещё будем отдельно говорить в последующих главах.

            Пока же хочу сравнить это с искусством слова, в частности - с поэзией. Не то же ли самое и тут? Поэзия приобретает особую силу, когда необходимый образ подаётся не в общих словах, а в осязаемой предметности. Здесь всё дело в точных прилагательных. Прилагательные для того и нужны, чтобы передавать свойства. Когда они передают их, так сказать, фактурно, стихотворение сразу становится не бумажным, а зримо выпуклым.

     Вот пример (Багрицкий):

 "В таверне "Синий Бриг" усталый шкипер Пит
  играет грустный вальс на дряхлой мандолине,
  а рядом, у стола, в изломанной корзине
  огромный чёрный кот, оскалившись, храпит...
  И сабли длинные о грязный пол стучат,
  и пиво едкое из бочек брызжет в кружки...

  А утром медные на них направит пушки
  подплывший к пристани сторожевой фрегат."




            В конце 17-го века, когда новыми хозяевами жизни стала разбогатевшая крупная буржуазия, голландская живопись начала впадать в искусственную красивость и надутую пышность. Одновременно в остальной Европе близящийся к концу феодализм всё более погрязал в придворном блеске и надуманных грёзах. Недолгий период взлёта голландского "предметного реализма" сменился нарядной манерностью загнивающего богатства. Об этом - в следующей главе.